Левый поворот с правым креном

Георгий Иванченко
 Кто повяжет колокольчик
Необходимость левого поворота с дороги кризисной деградации, по которой идет Россия, всесторонне обоснована в документах КПРФ и разумных  альтернатив не имеет. Однако, вопрос о силах, средствах и реальных возможностях его осуществления остается открытым. Как тот сакраментальный мышиный вопрос, кто повяжет коту колокольчик на шею. Для этого необходим анализ расстановки классовых сил в стране, их целей и средств, ресурсной базы и авторитета в массах (пресловутые рейтинги), уровня поддержки со стороны политически активных групп населения. Точнее – постоянный оперативный мониторинг с учетом общей динамики и действующих тенденций.

Двоевластие
Самой общей характеристикой политической ситуации в стране, точно как сто лет назад, является двоевластие. Президент выступает не столько лавирующей бонапартистской фигурой, как это представляется многим в оппозиции, сколько одной из пока еще могущественных и несломленных вершин  власти. Вторая вершина может быть условно обозначена как Центральный банк России плюс финансово-экономический блок правительства в том составе, каким он сейчас представлен. Размещение стратегических резервов в ценных бумагах недружественных государств, вывоз почти всего добытого в России золота (320 тонн) в Лондон накануне специальной военной операции и другие акции не оставляют сомнений ху из ху. ЦБ РФ более подчинен МВФ, чем правительству.


Раскол в рядах господствующего класса
Основой интриги текущего момента является глубокий раскол в рядах российского господствующего буржуазного класса.  С одной стороны – компрадорско-олигархический финансовый капитал, стремящийся встроиться в мировую систему глобализма в любом качестве, на любых правах, за любую цену. Это инициаторы и организаторы контрреволюционного переворота, основные бенефициары перестройки-катастрофы, захватившие медиасферу, банковскую систему и государственные финансы, сырьевые отрасли и естественные монополии. В основном, это выходцы из высших слоев советской элиты и ближнего круга  их интеллектуальной обслуги.
С другой стороны – широкие круги мелкой и средней отечественной буржуазии, преимущественно в сфере промышленного и аграрного производства, научно-технического, социального и бытового обслуживания, рекрутированные жизненными обстоятельствами из числа руководителей и специалистов народного хозяйства, пополняемые за счет пассионарной  молодежи. Лишенные доступных кредитов внутри страны, а после введения санкций и за рубежом, они влачат жалкое существование на грани выживания. Состав субъектов малого предпринимательства ежегодно обновляется на треть и более, примерно столько же прекращает деятельность, основная масса работает на уровне самопрокорма (даже в торговле).

Бюрократический молох
Над этими и другими не названными здесь социальными группами довлеет громадина государственно-бюрократического молоха. Он давно стал неподъемно затратным для общества  по своим масштабам и аппетитам, паразитическим по уровню и размаху коррупции, которая относится к его сущностным системообразующим признакам.
В деталях здесь всё не так просто: есть вооруженные силы и органы охраны правопорядка, есть жизненно важные комплексы образования, здравоохранения, культуры. Есть сложная иерархия по вертикали, и тут тоже своя специфика. Например, относится ли в полной мере к тому молоху муниципальный уровень власти? Особенно в сельской местности и малых городах.  Но в укрупненном обобщении это именно так.

Противостоящая сила
Этой  громадной массе разнообразных и разнохарактерных структур и образований, спаянных общими правовыми, экономическими, социальными и личностными связями и зависимостями, противостоит немалая сила народно-патриотических и лево-коммунистических организаций, но разрозненных и нередко противостоящих друг другу, невнятно и скудно финансируемых,  порой оболганных и дискредитируемых,  в лучшем случае замалчиваемых официальными и купленными СМИ, без собственных каналов общения с массами.
Лево-коммунистистической и национально-патриотической оппозиции     явно не светит получить безоговорочную поддержку народа и возглавить политический процесс в ближайшей перспективе.

Только объединение сил
С точки зрения здравого смысла, который в политике играет не последнюю роль, не вызывает сомнений, что преодолеть охвативший страну морок возможно только на основе объединения левых и народно-патриотических сил с той частью отечественной буржуазии, которая противостоит финансово-олигархическому капиталу. Звучит на первый взгляд кощунственно и наверняка вызовет протест и благородное негодование ортодоксов марксизма. Но это протест утопающего по поводу того, что спасательный круг ему предлагают не того цвета.
Общие интересы российской национальной буржуазии и объединенных народно-патриотических сил заключается в преодолении препятствий на пути развития страны, в одиночку они для них неподъемны.
Общая первоочередная задача – принудить Центробанк России встать на позицию защиты интересов страны, ее экономики и народа. Объединение сил и средств для этого – задача политиков, общая концепция, содержание  и последовательность конкретных действий – дело специалистов. Среди ключевых проблем здесь курс рубля, средства зарубежных российских фондов и оффшоров, трансграничное движение капиталов, ключевая процентная ставка, определяющая цену кредита, и другие. Это решающее условие для успешных преобразований.
Общей внутренней задачей является проблема наполнения госбюджета, о чем подробно пишет Г.А.Зюганов, как условия сохранения независимости страны и выживания народа в обстановке острого мирового кризиса и угрозы войны. Это необходимая предпосылка для наращивания внутреннего спроса, в чем кровно заинтересован отечественный бизнес. Расширение рынка товаров народного потребления стимулирует развитие отечественного производства второго подразделения (еда, лекарста, ТНП, жилкомхоз) и спрос с их стороны на продукцию первого подраделения (ресурсы, оборудование, инфраструктура).  Одновременно рост зарплат бюджетников, пенсий, пособий, стипендий и прочих социальных выплат, появление новых рабочих мест поднимет жизненный уровень и общественно-политическую активность  трудовой части населения.
Возникает сложнейший вопрос об условиях и гарантиях такого союза, поскольку остаются идейные противоречия и горький осадок исторического опыта их преодоления в России. Каждому коммунисту хорошо известны ленинские слова о смертельной опасности мелкобуржуазности, ежеминутно и ежечасно рождающей капитализм. Как и отечественный опыт ликвидации буржуазии как класса путем ее изгнания из страны и социального перевоспитания порой жестокими и негуманными методами, явно неприменимый  в современных условиях.

Другие могут
Есть другой опыт, осуществленный при наличии некоторой братской помощи и гарантиях извне: Китай, Вьетнам, Лаос. Когда национальной буржуазии позволили ехать на подножке социалистического поезда. И он не стал от этого капиталистическим. К тому же уместно отметить, что мы сами сегодня вместе с нашей партией ютимся в тамбуре российского капиталистического поезда. Надо вспомнить также вещие слова нашего великого вождя о выброшенном за борт знамени буржуазной демократии и необходимости его поднять (И.В.Сталин), каким бы испачканным и затоптанным оно не оказалось. Иного пути у нас просто нет, если мы не хотим бесследно сгинуть в исторических вихрях, где трагедии и драмы имеют обыкновение повторяться в виде фарса (К.Маркс).
Сотрудничество компартии с отечественными предпринимателями хотя и не носило массового характера, имеет давние корни. Известны финансовые пожертвования Саввы Морозова. Многое сделал для революции 1905 года Николай Шмит, владелец мебельной фабрики в районе Красной Пресни. Его именем назван один из московских проездов. В годы нэпа и социалистического строительства многие владельцы предприятий оставались руководителями или специалистами своих заводов, фабрик, мастерских.

Сможем и мы
Сегодня партия как никогда ранее предрасположена к различным формам сотрудничества и фактически давно вступила на этот путь. Начнем с того, что действующие Устав и Программа КПРФ не содержат никаких запретов или ограничений на сотрудничество и взаимодействие с кем бы то ни было, включая буржуазные элементы.  Это дело не юридического характера, а политического, нравственного. Устав не ограничивает прием в ряды партии в зависимости от уровня материального благосостояния человека, наличия или отсутствия у него собственности, источника дохода, то-есть коренных признаков принадлежности человека к тому или иному классу. Предпринимательская деятельность не является запрещенной ни для членов партии, ни для самой КПРФ как субъекта правоотношений. Практическое сотрудничество с представителями непролетарских слоев идет полным ходом на всех уровнях партийной иерархии, и в целом его можно признать успешным, если исходить, что достоянием СМИ и сетевых ресурсов становятся лишь сравнительно редкие случаи скандального характера (Вороненков, Попов, Абалаков). Конечно, здесь есть определенная опасность, но где ее сегодня нет? Кроме того, она меркнет перед апокалипсосом, который ждет страну в случае сохранения действующего социально-политического курса.
И напротив, наиболее удачные результаты работы получены именно там, где сумели найти компромиссные решения и возможности сотрудничества разнородных политических сил (Новосибирск, Иркутская область, Хакасия, Орловщина)).
Два важных обстоятельства дают надежду на возможность благоприятных перемен в социально-экономической сфере общественной жизни. Во-первых,  всеобщее осознание тупика, в который завел страну политический курс либерального медведевского правительства. Во-вторых,  предстоящие перевыборы главы государства. Предполагаются дискуссии. Собственно, они уже развернулись, хотя, направляемые властной рукой (нетрудно догадаться – чьей) ограничиваются тремя темами внешнеполитического спектра: Украина, Сирия и бодания с госдепом США.

Если левый поворот не состоится, в недалеком будущем видится отчетливый крест на судьбе страны и народа. Это прогнозируется бесстрастной статистикой – финансовой, экономической, социальной, демографической и убедительно подкрепляется   динамикой цен, зарплат, пенсий и пособий. И кому тогда будет нужна Партия? Даже если она будет.