Затонский Герасим Алексеевич. х. Садовый

Владимир Пузиков
Затонский Герасим Алексеевич

Затонский Герасим Алексеевич родился в 1897 году в селе Александрии Ставропольской губернии, в октябре 1928 года вступил в сельскохозяйственную коммуну. С женой Затонской (Балабановой) Верой Федоровной, 1898 г. р., воспитывали двоих детей.

Сына, родившегося в 1929 году, они назвали Никифором. Но когда он вырос, то неоднократно выказывал родителям, что имя ему не нравится. Со временем он был записан Михаилом, с 21 октября 1949 года служил в Советской армии. В 1933 году в семье родилась дочь Люба.

В. Ф. Якубова-Гузеева вспоминала:
- Моя мама – Затонская (Гузеева) Любовь Герасимовна рассказывала о появлении немцев в августе 1942 года в хуторе Садовом. Хуторяне, из любопытства, высыпали из дворов и домов на улицу. Вышла и моя бабушка Вера с дочкой Любой. Мама была худенькая, маленького росточка, черные косы, одета в красный сарафан. Немецкая колонна двигались по дороге, рядом с домами. Напротив дома, где стояли мои бабушка и мама, остановился мотоцикл. Немец махнул рукой в сторону мамы и по-немецки позвал её, она, не раздумывая, пошла к нему. Все замерли в ожидании  плохого.

Как говорила моя бабушка: «…Жизнь на то мгновение остановилась». Мама подошла к немцу, он показал, чтобы она подняла подол сарафана. Мама послушно приподняла подол, а немец насыпал ей бубликов, печенья и конфет. На радостях мама побежала к бабушке. А потом стала угощать сладостями соседей. От бабушки «за смелость» получила оплеуху. Вот такая встреча с немцами была у моей мамы Любы.

15 мая 1943 года Затонского Герасима Алексеевича мобилизовали в Красную Армию. В. Ф. Якубова-Гузеева писала: «Мне очень хотелось бы, чтобы вы в своём очерке рассказали о моем родном дедушке. Он участвовал в первой мировой войне, в Октябрьской революции и гражданской войне, воевал с гитлеровцами и с японцами, имел награды. К сожалению, все документы были утрачены. А вот его некоторые рассказы о войне я помню. О том, как красноармейцы подолгу, в мороз и дождь, сидели в окопах, как поднимались в атаки, как у него на глазах погибали товарищи.

У дедушки было отличное зрение. Однажды шел бой, немцы стреляли из закрытых огневых точек, много наших солдат  погибло. И тогда дедушка стал внимательно наблюдать за вражескими позициями. Не сразу, но он своим хорошим зрением засек немецкий дзот и доложил командиру.

Наши артиллеристы дзот уничтожили, а красноармейцу Герасиму Затонскому за наблюдательность выдали фронтовые сто грамм и полный котелок каши. Дедушка этому был рад!

Мне запомнился яркий рассказ о его пребывании в лечебном учреждении. Дедушка, после тяжелого ранения, лечился в госпитале. Обеспечение лекарствами было очень плохим. Лето. Жара. Роятся мухи. Так вот, правда или вымысел, но мухи являлись целителями раненых. Они откладывали свои яйца в ранах, где заводились черви, которые объедали всю гниль в ранах и этим способствовали заживлению.

У дедушки рана была на спине, и он не мог ее видеть. А вот у соседа по палате видел, как врач открыл ему рану, а там черви кишат клубкам. Врач говорит: «Все хорошо! Рана затягивается!» И действительно, у товарища вскоре рана прекратила сочиться и стала затягиваться. Вероятно, этот рассказ запомнился мне, потому что, вид червей в открытой ране наводит ужас.

В 1947 году дедушку демобилизовали. С Дальнего Востока он возвращался домой по железной дороге. Жене он вез дорогой подарок – импортные иголки для швейной машинки. Эшелон на запад двигался медленно, часто его загоняли на станциях в тупики. Чтобы скоротать время демобилизованные воины играли в карты, в азартные игры. На кону стояли крупные суммы денег. Ведь участники войны получили на руки большие выплаты, им оплатили за каждый боевой день.

Дедушка решил попытать счастья, испытать судьбу, ввязался в игру. Сначала ему везло, но в итоге, он проиграл все, даже верхнюю одежду. Домой вернулся, как говорится, в одних подштанниках. Наученный горьким опытом, он всегда говорил сыну и внуку, чтобы никогда в азартные игры не играли.

Затонские имели земельный участок 25 соток. В 1951 году выращивали кукурузу – 14 соток, картофель – 4 сотки; горох, коноплю, овощи. В подсобном хозяйстве содержали корову, теленка, шесть овцематок, из них 4 грубошерстных и две – тонкорунных.

В. Ф. Якубова-Гузеева вспоминала:
- Наша семья проживала в селе Рогатая Балка. В хуторе Садовый-Курды у своих родных я бывала довольно часто. Подростки ходили купаться на пруд у кульстана бригады. Пока дойдем, фрукты наедимся, потому что у каждого двора росли фруктовые деревья, много вишни. А вот возвращаться был трудновато, в пруду накупались, устали, хотелось кушать. Фрукты уже не помогали забить голод. Пекло солнце, земля жгла босые ноги.

А идти домой, как нам тогда казалось, очень далеко – в хутор Курды. На самом деле – километра два. Но через пару днем мы снова с энтузиазмом отправлялись в поход, купаться на пруд. Спасибо Вам, что пишете книгу о хуторянах и хуторах, разваленных и забытых. Хочется, чтобы наши внуки знали о своих исторических корнях и малой родине.

ИСТОЧНИКИ: В. Пузиков, В. Кизилов. Красноключевские хутора. Г. Благодарный, 2017.