Дюнкерк

Фурта Станислав
Вчера сходил с женой на нашумевший фильм Кристофера Нолана "Дюнкерк". Совершенно не "девочкино" кино... Но я поступил, как настоящий эгоист, поскольку в одиночку в кино ходить уныло, а сын мой меньшой Егор категорически отказался идти со мной, мотивируя свой отказ тем, что его любимый видеоблогер Алконавтер (осподибожемой, это как же надо к себе родному относиться, чтобы выбрать себе такой никнэйм) заявил, что это полный отстой. И вот ещё одна реплика вполне уважаемого мною человека, который сказал, что это, скорее всего, ещё одна попытка украсть у нас нашу Победу.


Сразу про "украсть"... Про советские войска там действительно нет ни слова, поскольку действия относятся к маю-июню 1940-го года, когда закончилась так называемая "Странная война", и немцы прорвали линию Мажино, прижав к морю остатки французской и бельгийской армии и британский экспедиционный корпус. Нашу победу никто в фильме не крадёт, поскольку фильм вообще не про победу, а про поражение, про величайшую для союзников за время Второй мировой войны катастрофу. А нас там нет, поскольку до начала Великой Отечественной войны ещё чуть более года, и мы после заключения пакта Молотова-Риббентропа пока ещё взасос дружим с Гитлером.


Должен сказать, что позиции и сына, и моего уважаемого друга меня раззадорили и укрепили в решении фильм посмотреть. А первоначальное желание было связано с тем, что история эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка достаточно мутная... Меня, во всяком случае, в школе учили так, что у Гитлера были все шансы полностью уничтожить под Дюнкерком группировку союзников и тем самым (на будущее) полностью и окончательно решить проблему открытия второго фронта. Но почему-то он этого не сделал, ограничившись тем, что лишил британскую армию большей части тяжелого вооружения. По нашим источникам это был реверанс в сторону Черчилля с предложением вернуться к состоянию Странной войны и развязать Гитлеру руки для войны с СССР, которая была неизбежна. К чести Черчилля тот на гитлеровский реверанс не отреагировал. Вот я и решил посмотреть, а что думают об этом на Западе…


Ответа я на свои вопросы так и не получил, потому что этот фильм вообще про другое… Сынок! Будет возможность – обязательно посмотри этот фильм! И это не отстой, как выражается твой (прости Господи!) Алконавтер… Кристофер Нолан умудрился снять фильм про войну, не показав зрителю ни одного немца! Как это? Как это? Скажете вы… А вот так… И вместе с тем он очень наглядно показал, ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА… Про героизм в фильме есть. Чуть-чуть… Кстати, в основном, про героизм штатских, а не военных. Скажем, 5%. А остальные 95% - про то, что ВОЙНА ЕСТЬ НЕВЫНОСИМОЕ ДЕРЬМО, в это самое дерьмо людей превращающая. И что люди эти на войне в основном не подвиги совершают, а пытаются выжить-выжить-выжить… А поскольку в великих исторических мясорубках «выжить-выжить-выжить» зачастую не представляется возможным, то за счастие почитается шанс пережить товарища хоть на день, хоть на час, хоть на 15 минут. И больше ничего – человеком руководит один инстинкт – инстинкт выживания. Просмотр этого фильма – хорошая прививка от желания отправиться куда-нибудь пострелять за какие-нибудь идеалы.


Мы такое кино не снимаем. У нас идёт обратный перекос – у нас 95% про героизм, и 5% про ужасы. Когда-то ДРУГОЕ кино про войну снял Элем Климов. Я имею в виду «Иди и смотри». Этот фильм в конце 1980-х стал культурным шоком. Но «Иди и смотри» - фильм натуралистический. В «Дюнкерке» ужасов натуралистического толка нет – нет ни отрезанных конечностей, ни выпущенных кишок. Есть картина будничности смерти. Вот стоят солдаты на чистейшем пляжном песке. Рёв моторов немецкого самолёта, и живые люди превращаются в бесформенные серые кучки. Наверное, фильмы про героизм – не так плохо. Молодое поколение должно учиться на положительных примерах. И такое искусство давал нам кинематограф советских времён. Там героизм наших солдат был возвышен. Этому героизму хотелось верить. Снимали-то те, кто сам повоевать успел. Что до сегодняшнего российского кино, то его авторы «пятьдесят лет в строю… ни одного дня в бою» снимают даже не кино, а положенные на некий сюжет версии компьютерных стрелялок, начиная с унылого говна под названием «Цитадель» (свят-свят) Никиты Сергеевича Михалкова. Этот героизм недостоверен и неправдоподобен и ничему наше молодое поколение не учит.


А давайте мы с Вами думать о хорошем… О том, что хватит уже учить молодёжь умирать за Родину. Давайте её научим ЖИТЬ ЗА РОДИНУ! Это куда более позитивно. Но сначала – антивоенная прививка. И фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» в качестве такой прививки весьма подойдёт. Тем более, и тут я выступлю уже как совсем циник, он снят НЕ НА НАШЕМ материале…


Ваш Станислав Фурта


#Фильм_Кристофера_Нолана_Дюнкерк