Сирота по имени фотожурналистика

Виталий Борисович Иванов
Выражаю благодарность сотрудникам и редакторам газет «Власть труда» (Минусинск) и «Канские ведомости» (Канск), а также руководству телекомпании «Шанс» (Шарыпово), оказавшим большую помощь при проведении выездных семинаров. Спасибо вам, коллеги!

Искренне ваш
Виталий Иванов.

Давайте откровенно: региональная фотожурналистика сегодня переживает не самые лучшие времена. Очевидным это стало не теперь, а еще десяток лет назад. Первые симптомы обозначились тогда, когда в номинации «Лучший фотокорреспондент Красноярского края» ежегодного творческого конкурса Союза журналистов стали побеждать авторы, чье творчество было далеко от совершенства. Это касается не всех победителей, но некоторых…
Причина? Она предельно проста – резко снизился уровень требований редакций к качеству иллюстраций. Кроме того, в региональной прессе так и не появился институт бильд-редакторов (редактор по иллюстрациям). Равно как  нет и четкой программы иллюстративного развития изданий.
И первыми в этом деле «просели» районки. Кроме того, несколько лет назад в чью-то «светлую» голову пришла мысль упразднить в районных изданиях саму должность фотокорреспондента. Более глупое решение принять было сложно. Принять его мог человек, ничего не понимающий в газетной журналистике либо совершенно равнодушный к журналистике. И вот результат – сегодня в большинстве городских и районных газет нет специалистов в области фотожурналистики. Нет и нормальной, современной фотоаппаратуры.
Все это мгновенно отразилось на качестве «картинок» в прессе. Сегодня большая часть местных газет напоминает семейные альбомы в худшем исполнении. Все это понимает и значительная часть редакторов.
Это я увидел осенью 2010 года, когда по просьбе руководства агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края провел анализ иллюстраций в районных газетах. Позже я выступил на краевом совещании редакторов. Реакция руководителей СМИ была ожидаемой – что требовать от журналистов, если их профессиональной фотоучебой никто не занимается.
И это правда. Еще будучи членом правления Союза журналистов Красноярского края, я несколько раз поднимал вопрос о том, что районщиков надо учить. Тем более что в значительной части редакций нет даже сотрудников с журналистским образованием, чаще это бывшие педагоги. Однако инициатива поддержки не получила. Ответ один: денег на это нет.
Тогда же я узнал, что после упразднения должности фотокорреспондентов редакции получили первые цифровые фотоаппараты, но не самого лучшего качества. К своему ужасу узнал, а позже и увидел, что эти камеры, несмотря на то, что они морально и физически давно устарели, работают до сих пор. Обновления техники не было.
Словом, чиновники наломали в фотожурналистике столько дров, что назрела острая необходимость срочно исправлять ситуацию. Идею поддержали и руководители агентства, и сами редакторы.
На момент написания этого материала я провел четыре мастер-класса по теме «Фотожурналистика». Первый прошел в декабре 2010 года на базе «Творческого центра» и был самым многочисленным – 16 слушателей. Второй и третий состоялись в январе. Они прошли в Минусинске и в Канске. А четвертый – в апреле, и местом его проведения стал город Шарыпово.
Теперь можно подвести итоги этих мастер-классов.

О технике

Отсмотрев снимки участников семинаров, возьму на себя смелость утверждать, что они совершенно не владеют инструментом под названием фотоаппарат. Кто-то когда-то сказал им, что эти фотоаппараты сами сделают красивый снимок. И они поверили.
Да, современный фотоаппарат позволяет делать многое, но им надо уметь управлять. Это только машина в руках человека. Ведь именно фотограф должен знать, как правильно настроить камеру при той или иной съемке. Автоматический режим не спасение. Он скорее вреден, чем полезен.
Чувствуется, что, кроме специалистов, в большей части редакций не хватает и оборудования: современных фотовспышек, объективов, штативов и прочего. Редакции просто не вкладывают в это свои или чужие средства, ошибочно полагая, что имеющийся у них фотоаппарат способен «творить чудеса». Ничего подобного…
Удивление у меня вызвал и тот факт, что в значительной части редакций фотокамера как эстафетная палочка. Сегодня ею работает один, а завтра другой. Так быть не должно. У фотоаппарата должен быть один хозяин, только тогда можно гарантировать стабильную работоспособность камеры, чистоту оптики и знание самого предмета, называемого фотоаппарат. Кстати, могу посоветовать редакторам: вести погоню за суперсовременными фотоаппаратами не стоит. Во-первых, они дороги, а во-вторых, каждые три-четыре года камеры меняются принципиально. За этим процессом не поспеть. Лучше купить фотоаппарат средней цены, но не экономить средства на объективах. При бережном отношении к оптике она будет служить вам около десяти лет.
В фотографии существует железное правило: «Картинку делает не фотоаппарат, а объектив». Ждать качественного изображения от тех объективов, что сейчас находятся в распоряжении редакций, не приходится. Как правило, это дешевые и уже достаточно «убитые» оптические системы. Их скорее надо выбросить, нежели приводить в порядок.
Такой же неожиданностью для меня стал и тот факт, что в редакциях нет штативов и фотовспышек. Более того, сотрудники не понимают, в чем их необходимость. Такое ощущение, что везде шикарное освещение: в коровниках, клубах, школах, детских садах, спортзалах и прочих подобных помещениях. Добавлю, что фотовспышка, встроенная в фотоаппарат, светит на 3-5 метров. И ждать от нее высококачественного освещения нельзя. С ее помощью можно снять портрет, но концерт снять невозможно.
В противном случае, с чего бы это профессионалы покупали себе отдельные вспышки? Иначе получается, что районщикам есть куда тратить средства, а профессиональным фотожурналистам их просто девать некуда, кроме как на оборудование. Такая логика пагубна для дела.
Уважаемые редакторы, отчего вы регулярно приобретаете новые компьютеры или запасные части к автомобилям, столы и стулья, но не хотите потратиться на современную фотоаппаратуру? Хотя при этом требуете от сотрудников качественных фотоснимков. Простите за нравоучение, но и в фотожурналистику необходимы вложения.
Помню, когда в 80-е годы прошлого века я работал фотокорреспондентом в газете «Советский Таймыр» (г. Дудинка), наши руководители (Александр Петрович Паращук и Валерий Леонидович Воробьев) отлично понимали, что просмотр газеты читатель начинает именно с картинок, что очень часто фотоснимок может привлечь внимание читателя к статье. Ну и наконец, они понимали, что качественные иллюстрации позволяют регулярно проводить фотовыставки, публиковаться в краевой и центральной прессе, более аргументированно говорить с местными властями о приобретении того или иного оборудования для нужд редакции. Все это только поднимало авторитет издания и его сотрудников.
Именно поэтому Паращук и Воробъев всегда находили средства для фотокорреспондента – и на само оборудование, и на фотопленку, на бумагу, химикаты. И как результат Таймыр регулярно был представлен в газетах и журналах самого высокого уровня. Три фотокорреспондента редакции – В.А. Данильченко, А.А. Просеков и автор этих строк стали в дальнейшем фотожурналистами ТАСС или ИТАР-ТАСС.

О творчестве

При таком отношении редакций к фотожурналистике вообще сложно ожидать, чтобы сотрудники районок регулярно читали специальные фотожурналы или хотя бы бродили по фотосайтам. Всего несколько человек из участников семинаров показали, что занимаются самообразованием. И только журналисты газет «Вперед» (г. Уяр) и «Ирбейская правда» (с. Ирбейское) знают в фотожурналистике все. По крайней мере, именно так они заявили, приехав на семинары и не став в них участвовать.
Искренне рад за эти издания и советую близлежащим редакциям отправлять своих сотрудников для повышения квалификации в Уяр и в Ирбейское. Но это я отвлекся.
Из разговоров с участниками семинаров я понял: коллеги совершенно не понимают, что такое фотоинформация и чем она отличается от снимка, иллюстрирующего статью. Многие сотрудники полагают, что фоторепортаж это много снимков с одного события, и не подозревают, что этот жанр имеет свои правила и законы. О фотоочерке я вообще не говорю. Он просто исчез с газетных полос.
Чаще всего районщики не в курсе, что скрывается за словами «разработка темы», «видеоряд», «световое решение», «композиция»… А без понимания этого нельзя серьезно говорить о качестве иллюстраций в изданиях.
Беспокоит и то обстоятельство, что в ряде редакций ответственные секретари и верстальщики также плохо разбираются в фотожурналистике.

Некоторые итоги

Сразу хочу сказать, что определенная часть критики, высказанной выше, уже не имеет отношения к тем редакциям, которые приняли участие в семинарах. За «парты» садились и корреспонденты, и заведующие отделами, и ответственные секретари, и редакторы, и верстальщики...
Кто хочет учиться – учится, кто хочет развиваться – развивается. На семинарах я видел в руках некоторых коллег новые фотоаппараты, приобретенные за счет редакций. И это радует. Напоминаю, что я по-прежнему готов помогать советом и делом тем, кто у меня учился. Бывая в Красноярске, не проходите мимо.
Теперь об итогах. Убежден, что необходимо:
1. проводить подобную учебу не раз в 10-15 лет, а чаще;
2. восстановить в редакциях должность фотокорреспондента;
3. обеспечить редакции современной фотоаппаратурой, объективами, вспышками, штативами и компьютерами, которые работали бы исключительно для улучшения качества иллюстраций в газетах. В первую очередь, это надо сделать в отношении редакций, чьи сотрудники прошли обучение;
4. организовать ежегодный краевой фотоконкурс для журналистов районных и городских газет;
5. по итогам фотоконкурса обязательно проводить «кочующую» выставку, а возможно, и выпускать небольшой буклет.

И в завершение хочу добавить, что за два учебных дня освоить секреты фотографии невозможно. Те, кто побывал на мастер-классах, лишь в самой малой мере прикоснулись к секретам профессии. Дальнейшее зависит от них.
Для тех же редакторов, кто не отправлял своих журналистов на семинары, уточню, что выездных занятий в моих планах больше нет. Все дальнейшее обучение будет проходить в Красноярске.
Желаю всем творческих успехов и надеюсь на новые встречи!

Виталий ИВАНОВ,
фотожурналист
29 апреля 2011 года