лихие 90-е

Роман Бонд
Былое вспомнилось.
 
Однажды в офис шумно вошли двое молодых мужчин. На этот раз по отношению к нам это не были "рыцари с большой дороги".
—Мы от ..., —они назвали фамилию предпринимателя, с которым мы работали.
—Вам нужна консультация?
—Нет, мы хотим, чтобы вы проверили один магазин и сейчас поехали с нами.
—Так вам нужна аудиторская проверка? Надо заключить договор.
—Нам не нужен никакой договор, —начал потихоньку раздражаться и повышать голос один из пришельцев.
—Подожди, —остановил его другой. Мы полгода назад отдали большие бабки за магазин в самом центре, а теперь директорша, ..., (он ввернул серьезный оборот с использованием страдательного причастия) каждый месяц приносит нам убытки, крыса!
—Вы бы не выражались, господа, —осторожно, но важно произнес вышедший из своего закутка владелец. Даже не повернувшись в его сторону, тот, который довольно внятно формулировал свои мысли, произнес:
—Так Вы едете? —фраза была явно обращена ко мне.
—Поезжайте, —медовым голосом сказал "шеф", мгновенно оправившись от проявленного к нему неуважения(бизнесмен!), и возьмите с собой... (он назвал имя своей жены, которую усиленно, но пока безуспешно, пытался сделать семейным специалистом).
Я, однако, коварно воспользовавшись тем, что он неважно себя чувствовал, предложил им на этот раз не разлучаться, а взял с собой не такую любимую им, но более соображающую сотрудницу. Погрузившись в огромный джип (это уж обязательно), мы минут двадцать—двадцать пять двигались к источнику волнений наших новых знакомых. В течение этого времени они ругали (в соответствующих выражениях) много кого и чего, виновных, по их мнению, в неудачном коммерческом проекте. Прозвучало там и имя нашего общего знакомого, правда, с более почтительными интонациями (он явно стоял на их, а вернее, на нашей общей, лестнице, на несколько ступенек выше). Сожалели они, в том числе, что не вложились в игорный бизнес и т. д.
—Я, конечно, понимаю, —обернулся ко мне один из них, —что они воруют; "совковые" продавцы больше ничего делать не умеют. Но надо же так воровать, что нам ничего не остается, да еще требуют денег... (энергичное завершение фразы). Они не знают, как нам эти деньги достаются (но догадываются-подумал я)
Наконец, приехали. Первое, что бросилось в глаза еще на подъезде-прямо-таки скопище магазинов, магазинчиков, ларьков, киосков, столиков. Явный перебор.
—Торговлю прекратить, магазин закрыть! —С порога едва ли не прорычал противник каких- либо договоров.
Продавщицы онемели (это явно были кадры предыдущей эпохи с хорошо развитыми чувствами собственного достоинства и нескрываемого презрения к покупателям. А тут такое!) Находившиеся в торговом зале две старушки поспешно ретировались; одна даже забыла уже оплаченный кусок вареной колбасы (правда, потом вернулась -голод не тетка).
—Все -в кабинет директора, быстро, —сила звука не уменьшалась.
Возмущенно, но не громко гогоча, бывшие "королевы" торговли втиснулись в небольшую комнатушку.
—Остаются директор и главный бухгалтер, —прозвучала новая команда.
—Принести все документы сюда—будет проверка. Остаться директору и бухгалтеру, остальным-на все четыре стороны.
Я вышел из кабинета, и ко мне тут же подошла директор.
—Вы знаете, сегодня пятница-самый активный день у покупателей. Уговорите их не закрывать магазин.
Аргументация была убедительная. Я подошел к новым хозяевам старого магазина:
—Я думаю, что закрытие магазина кроме дополнительных убытков ничего не даст—все, что могли, они уже украли.
Доводы подействовали-все четыре стороны были отменены.
—Как быстро вы проверите?
—Через два дня будет готово.
Картина мне была ясна-огромная конкуренция, в основном коммунальные квартиры с полунищими пожилыми обитателями, которые готовы обегать, вернее, обползти десяток аналогичных точек (благо их достаточно), чтобы выгадать копейки. Так что на торговых наценках не разбежишься. Быстро пробежав глазами товар, разложенный на прилавках, и цены на него, я попросил коллегу собрать кое- какие данные, а сам решил прогуляться по торговым точкам - конкурентам (волка ноги кормят). Итоги анализа, вкратце, были таковы: сумма реализованных торговых наценок не покрывала даже зарплату с начислениями работников. Дальше можно было не считать и не анализировать. На встрече с владельцами, где присутствовал также рекомендовавший нас предприниматель, я сообщил, что место расположения магазина крайне неудачно. Только серьезные маркетинговые усилия могут спасти положение.
—Это что, еще и за маркетинг платить надо?
—Да, и не мало.
—Легче продать магазин.
—Не знаю, легче ли, —подумал я.
Через 2 недели магазин уступил место борделю. Старый персонал задействовать не удалось.