Особенности зимней рыбалки

Любовь Арестова
Зимняя рыбалка в Сибири - зрелище просто невероятное. И мне удалось однажды увидеть это чудо.

Мы возвращались из дальнего села и, сокращая путь, выехали на зимник - зимнюю дорогу, проложенную прямо по льду уже замерзшего Братского моря. Мороз был за тридцать и мы поторапливались к теплу, да и нужно было успеть добраться засветло, в такой мороз дальняя дорога по темноте ничего хорошего не сулила.

У теплого вагончика, где квартировала бригада рыбаков, все же остановились погреться. Там и узнали, что часть бригады отдыхает, а четверо рыбачат на двух лунках, что рыбы страсть как много и рыбхоз едва успевает ее вывозить.
Мужчины не были бы таковыми, если тут же не загорелись бы хоть глянуть на эту рыбалку, такого зрелища никто и никогда из них не видел.
Ну и, конечно, пошли к лункам, где была диковинная рыбалка.
Я увязалась за ними, иначе и быть не могло.

Проводить нас пошел здоровенный парень в тулупе, валенках с галошами и он рассказал, что нынче Братское море сильно промерзло, толстый лед заполонил мелководье. Рыбы же расплодилось в море великое множество и кислорода ей в малой воде не хватает, она стремится к глубине, но и там лед не пропускает достаточно воздуха, рыбе грозит  гибель.
Чтобы спасти морской народец их бригаде поручено пробивать побольше лунок для доступа воздуха, что они и делают, и, кроме того, прорубают большие лунки, в которых рыбачат.

Минут десять пути и мы остановились возле большой лунки, над ней поднимался легкий парок, а там, внизу - вот уж настоящее диво!
Билось, клубилось в воде несметное число рыбы. Мелькали хвосты и плавники, рыбы выпрыгивали поверх живой, трепещущей массы, большие и маленькие, хватали воздух, исчезали, блестели чешуей и красными глазами...
Если честно, мне стало жутковато.

Два рыбака стояли у лунки, опершись на огромные сачки, надетые на палки, ухмылялись на наше удивление и аханье, потом один сказал: "Ну гляньте на зимнюю рыбалку".
Он опустил в лунку сачок, который моментально утонул, заполненный до краев рыбой. Гакнув, рыбак выдернул полный сачок из лунки и опрокинул улов на целую гору уже пойманной рыбы.
- Так просто?! - сказал наш начальник, симпатичный майор и протянул руку к сачку, - можно я тоже попробую?
- Бери, пробуй, пробуй, - ответил рыбак, но как-то нехорошо при этом ухмыльнулся. Ну, может, это мне показалось.

Наш молодой и любопытный майор подошел к лунке, опустил сачок и тот мигом наполнился. Майор принял стойку и поднатужился, пытаясь поднять сачок.

Мы не поняли, что случилось. Мелькнула вдруг в воздухе фигура в шинели и мы увидели нашего начальника уже в лунке вместе с сачком. Из клубящейся массы рыб торчала палка сачка и голова майора.
Мы остолбенели,  а оба рыбака быстро,  спокойно и деловито, как будто делая привычную работу, выудили майора, поставили на ноги и приказали:
- А ну, бегом до вагончика!

Мы все побежали. Стучал моментально замерзшими одеждами начальник, а меня разбирал смех.
Было стыдно за неуместное веселье, но я ничего не могла с собой поделать - смеялась и смеялась. Хохот отнимал силы, я останавливалась и отставала, но, к счастью, вот он, теплый вагончик.

Переодевание майора происходило без моего участия, меня вытурили на улицу. На морозе я хохотать перестала быстро.
Но потом меня пригласили и заставили выпить рыбацкого спирту, чтобы не заболеть.
Посмеиваясь, рыбаки рассказали, что для вытаскивания сачка с рыбой из лунки нужна не просто сила, а множество разных умений, которыми в совершенстве владели они сами. Тяжелый этот труд требовал сноровки.   

В ушанке, тулупе и валенках порозовевший майор выглядел еще симпатичнее и даже не простудился.
Назавтра он рассказывал, что во внутреннем кармане его шинели жена обнаружила здоровенную рыбину и на ужин у них была вкусная уха.
Ну вот, таковы особенности зимней рыбалки.