Саранск. Примечательность 4

Татьяна Бегоулова
Детские воспоминания порой создают в голове причудливые картинки. Когда взрослеешь то даже удивляешься - что откуда взялось? Наверное, именно поэтому в детстве и конфеты вкуснее, и новогодняя ёлка пушистее и выше, и тараканы страшнее.
Мое одно из ранних детских воспоминаний долго не давало мне покоя, пока я наконец не расспросила маму. А в моих воспоминаниях был поздний вечер, уже темно. Но мы еще гуляем: я, моя старшая сестра, мама и наша соседка со своими детьми. Фонари ярко светят, как и окна домов и поэтому совсем не страшно, а наоборот - таинственно и загадочно. И мы, дети, просим мам сводить нас "к солдату".
Саму дорогу я не помню, зато помню конечную цель нашего пути. Помню, как я, задрав голову, смотрю на мужественное лицо мужчины, его крепкую фигуру, сильные руки. Кто такой "солдат" я еще не могла понять в силу своего возраста, но, наверное, из-за объяснений мамы или старшей сестры, у меня в голове было понимание: это что-то великое, такое, что невозможно словами описать трехлетнему ребенку. Когда голова уставала, я разглядывала подножие памятника, которое было выложено искусственными стеклянными камнями. Кажется, была и красная подсветка.
Силой обстоятельств я сейчас с семьей живу в том же районе, что и в детстве. В соседнем доме, на этой же улице. И гуляем мы с сыном по тем же местам, где гуляла я в детстве с мамой. И вот проходя как-то мимо старого механического завода, меня будто кольнуло. Я увидела памятник возле проходной и что-то знакомое почудилось мне в этих сильных руках мужчины, сжимавших молот. Но все было и то, и не то. Понятно, что теперь мне не приходится задирать голову, чтобы рассмотреть лицо мужчины. Но где же искусственные стеклянные камни?
Я расспросила маму и она подтвердила: да, именно к этому "солдату" мы ходили гулять. И несколько лет назад памятник выглядел иначе - видимо, относились с большим почтением и уважением. Но почему "солдат" сжимает в руках молот, а не автомат? А потому что это Памятник в честь трудовых подвигов тружеников саранского механического завода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
У нас в городе много памятников подвигу народа в годы ВОВ. Есть и мемориальный комплекс с Вечным огнем. И музей есть и мемориальное кладбище, где похоронены скончавшиеся от ран в госпиталях Саранска. Они в замечательном состоянии, их реставрируют, следят за их состоянием. Все чин по чину. А мне обидно вот за этого "солдата" из моего детства. Тогда он выглядел торжественно и гордо. А сейчас это просто напоминание о былом величии механического завода, который в годы перестройки почти перестал существовать. Сдавал помещения в аренду всяким фирмочкам, рабочим выдавали зарплату продукцией - велосипедами. Мне как-то довелось побывать на территории самого завода - приходила на собеседование в одну их фирм, которая арендовала помещения завода. Так вот, территория настолько обширна, что на ней легко заблудиться. Цеха, мастерские, склады и прочее. Очень хочется, чтобы о заводе снова заговорили с гордостью. И чтобы памятник возле проходной снова стал торжественным и великим.

Фото из интернета.