Легенда о перуанской орхидее

Ольга Карагодина
Издавна в одном из самых загадочных мест на планете, рядом с океаном, стоят четыре огромные террасы, выкрашенные в красный цвет. В далёком прошлом в этих террасах, высоко над водой, жил вездесущий дух Пачакамак, сын матери-земли Пачакамамы. Дружил волшебный дух с солнцем, луной и звёздами. Вокруг его террас росли удивительные деревья, благоухали необыкновенной красоты яркие тропические цветы, разгуливали диковинные животные. Все эти творения: деревья, цветы, животные, — были созданы им из земли. В каждое из них Пачакамак вдохнул душу. Но за всей этой чудесной новью надо было следить, и Пачакамак задумал сотворить существо, способное как ухаживать за растениями и оберегать это райское место, так и дружить с животными. Долго думал Пачакамак. Три дня и три ночи сидел на утёсе. Днём просил помочь Солнце, ночью — Луну.  Но пастыря всё не было и не было...
На четвёртые сутки на рассвете, когда ночь уже уходила прочь, а полоска света появилась над тихой гладью океана, прилетел лёгкий ветерок и дунул в ухо Пачакамаку. Солнце с Луной, наконец-то, дали свой ответ. Пачакамаку нужно было найти три металла: золото, серебро да медь. И — сделать из каждого металла по яйцу. А только затем предстояло смешать эти яйца с глиной матери-земли, создать три расы людей и вдохнуть в них жизнь.
Что и говорить, сложная работа появилась у вездесущего. Небывало тяжёлая. Вот и стал он летать над землёй, искать помощников. Вспомнил про волшебных эльфов-шиншилл, что стерегут пещеры и все подземные богатства. Попросил их, стражников-кудесников, указать места, где лежат волшебные крупицы металлов.
Разбежались серые пушистые шиншиллы в разные стороны. На седьмой день пришли к террасам Пачакамака, показали ему твёрдые разноцветные крошки: жёлтые, белые и красные. И велел им дух-радетель собирать эти крупицы да складывать в горки у его террас.
Долго сновали маленькие эльфы туда-сюда, пока не собрали три пирамиды. Поблагодарил их Пачакамак, отпустил в их подземные пещеры и принялся за дело. Попросил у Солнца огня.
Растопило Солнце крошки. Стали они жидким металлом, и слепил Пачакамак три больших яйца. В ответ на просьбу вездесущего духа Луна не поскупилась и одарила бледным светом — засияли яйца светом необыкновенным.
Выдохнул Пачакамак воздух на золотое яйцо — тотчас появились перед ним, духом, люди с жёлтым цветом кожи. Дунул он на белую пирамиду — предстали перед сыном матери-земли люди с белой кожей. А как в третий раз приступил к чудодейственному таинству — узрел Пачакамак перед собой людей с красной кожей. Попросту же, но исключительно по-доброму всех стали называть-величать соответственно цвету кожи: то есть одних именовали жёлтыми людьми, других — белыми людьми, а третьих — красными людьми.
И каждому народу был дан свой язык, на котором представители одного роду-племени должны были говорить. А раз есть у народа родной язык, то будут, конечно же, и песни. Да и как народу не петь, когда он благоденствует и всегда имеет хлеб насущный. Ведь, подобно рачительному хозяину, дух преподнёс семена, которые каждый народ должен был сеять, и научил своих подопечных добывать зверя, птицу и рыбу.
Всем — мужчинам и женщинам — Пачакамак повелел пройти под землёй. На поверхность же каждый народ вышел в тех местах, куда повелитель указал им идти. Так что одни люди выбрались на земной простор из пещер, другие спустились с гор, третьи — буквально явились в лучший из миров из источников, а кто то — из неохватных стволов деревьев. И у людей там, в краях обетованных, не могли не возникнуть святыни и места поклонения в память о своём происхождении.
Появились среди людей волшебники — помощники Пачакамака. Они умели обращаться в соколов, кондоров и других птиц, а также и в животных. Миссионеры-волшебники умели говорить с Пачакамаком без слов, вызывая того песнями, звуками флейт и барабанным боем.
Красных людей Пачакамак поселил возле себя. Они более других понравились духу. Так появились древние индейцы.

Прошло время. Люди истово поклонялись Пачакамаку. И однажды он решил создать ещё одно божество, не похожее ни на кого. Создать друга —такого, чтобы глаз духа радовал и чтобы от прикосновения к нему он ликовал. Да и чтобы рядом всегда был и в делах помогал. И чтобы можно было поиграть с ним, пошалить, отправить посмотреть, что вокруг делается, как идут дела у людей.
Очень любил Пачакамак своё творение — цветы орхидей. Богатое разнообразие форм, запахов, оттенков этих цветов каждый раз услаждали его, и решил дух создать животное, похожее на орхидею: необычное, тёплое, яркое, обладающее целительной силой.
Посоветовался на закате дня Пачакамак с Солнцем, попросил помочь, и снова Великое светило откликнулось. Дунул ветер в ухо Пачакамаку: «В полдень, когда я грею землю сильнее всякого другого времени, возьми цветы орхидей, смешай их с глиной разных цветов: голубой, белой, чёрной и красной. Слепи из них существо на четырёх лапах, с хвостом, длинной мордой и крепким телом. Зваться оно будет собакой. Будет тебе это животное другом, помощником, проводником».
На следующие сутки, в полдень, Пачакамак всё сделал, как велело Солнце. Слепил из четырёх глин собаку. Дунул на неё, и едва успел увернуться. Кинулась к нему собака, завиляла хвостом, завертелась юлой, запрыгала, забегала. Глаза умные, хвостик длинный, покрыта шерстью редкой Причём шёрстный покров очень мягкий и нежный, на ощупь напоминающий замшу. Кожа на человеческую похожа.
Пачакамак давно так не веселился. По душе ему пришлось творение. Решил оставить подле себя. Пусть по его террасам бегает, ночью покой сторожит, а когда окажется нужно, то будет на землю спускаться и потом ему докладывать, что люди в разных уголках планеты-шара делают.
В далёкие-предалёкие времена в тех местах жили люди из великого племени Моче. Они занимались охотой и рыболовством. Выращивали маис, фасоль, картофель, томаты юкка, перец. По сравнению с другими племенами,  мочики были богатым народом, так как уже тогда постигли секреты Пачакамака. Он подарил племени Моче знания о металлах. Индейцы из этого племени научились обрабатывать и золото, и серебро, и медь.
Мочики не умели писать и читать, зато они отличались мастеровитостью. Под ногами у этих трудолюбивых соплеменников находилась глина, и они лепили из неё превосходные вещи: изготавливали и после затейливо расписывали красками сосуды, тарелки и чаши, делали и оригинальные маски.
За такими замечательными работами охотились люди из других племён. Нередко между соседями возникали стычки, но Пачакамак оберегал мочиков от напастей.
И родилась в этом племени очень красивая девушка с глазами горной ламы. Тоненькая, как тростинка, с длинными чёрными волосами, заплетёнными в две густые косы. Большая мастерица и рукодельница. Она делала очень изящную посуду и изготавливала легчайшие ткани. Много женихов к ней сваталось, но красавица никому не открывала своё сердце.
Однажды в их племя пришли соседи поменять выращенные маис и томаты на глиняную посуду. Молодой юноша с мешком маиса за плечами пришёл к отцу девушки обменять початки на красивые чаши.
Молодые люди увидели друг друга и между ними вспыхнуло сильное чувство. Парень и девушка стали тайком встречаться далеко от территорий их племён. Родители обоих были против этого брака.
Как-то раз девушка не пришла на свидание. Пропала. Парень ждал её до утра, но так и не дождался. Утром побежал к отцу девушки.
В деревне царил переполох. Всё племя знало, что девушка пропала. Отец рассердился на влюблённого юношу, ведь он думал, что именно из-за него его дочка пропала, но горе от потери усмирило его гнев. Всё племя бросилось на поиски девушки.
Юноша поплакал-поплакал, а после решил действовать. И сначала он отправился за советом к шаману, что жил далеко в горах. Шаман всегда помогал обратившимся к нему за помощью.
Выслушав юношу, шаман напоил его колдовскими травами, собранными в горах, и уложил спать. Когда юноша заснул, шаман обратился кондором и полетел на поиски девушки.
Огромная птица парила над горами, равнинами и джунглями. Ничто не могло укрыться от её острого глаза. Всё осмотрел кондор… но так и не нашёл девушку. И тогда он полетел к террасам Пачакамака, взывая его о помощи.
Пачакамак явился в образе огненного шара, вертящегося над одной из террас. Шар подлетел к кондору и выслушал его, ведь великий дух знал все языки: растений, камней, воды, ветра, дождя, животных, птиц и все человеческие. И сын матери-земли обещал помочь, отправив шамана назад к спящему юноше.
Кондор улетел, а Пачакамак позвал свою собаку, приказал ей спуститься в мир людей и отыскать девушку. Пёсик бросился выполнять приказ любимого хозяина. Он нашёл её в яме, вырытой охотниками для поимки животных. Девушка упала туда и не могла выбраться. Она дрожала от холода.
Пёсик смело прыгнул в яму, сбросил свою шерсть, укрыл ею девушку и громко загавкал, сообщая о находке. Люди из деревни прибежали на его лай. Вытащили из ямы девушку и голую собаку. Отвели их в деревню.
Пачакамак видел, с какой любовью люди отнеслись к собаке. Им очень тяжело было жить на Земле без верных помощников, и он решил преподнести им свой дар.
Юноша с девушкой поженились. У них родилось много детишек. А голую собаку мочики поселили в храме жрецов. Она стала священным животным. На удивление, окраска её тела напоминала пятнистый цветок древесной орхидеи. Вот племя и назвало свою любимицу Перуанской орхидеей. В благодарность же дару Пачакамака мочиками были построены две удивительные пирамиды: Huaca del Sol — Солнечная пирамида; Huaca de la Luna — Лунная пирамида.

Миновала эпоха мочиков, на смену им пришли инки. Голые собаки служили инкам при охране священных алтарей в храмах, располагаясь на золотых постаментах по обе стороны от них. Животные могли часами сидеть неподвижно как статуи, но в случае посягательства на охраняемую ими святыню реагировали мгновенно и беспощадно.
Шли века. Исчезли инки. В земли Перу пришли испанцы.  Перуанские орхидеи, одни из первых собак на земле, разделяли с людьми все тяжести и невзгоды их повседневной жизни.
Люди по сей день считают эту породу обворожительных четверолапых подарком Бога Солнца. Перуанские голые собаки обладают удивительной целительной силой: излечивают ревматизм, приступы астмы, снижают давление и дарят любовь своим хозяевам. Эта древняя порода тысячелетиями хранит в себе огромный запас положительной энергии, которую всегда жертвенно отдаёт хозяину, спасая его от болезней и злого сглаза.