Встреча с Апониным

Евгений Кутепов
Статья Боевой Любовь Дмитриевны в газете "За изобилие" от 3 октября 2006 года.

С этим человеком связаны мои ещё детские впечатления.Одно из них : далёкий 1956 год,родная деревня Сибилевка при большом стечении народа провожает в последний путь бывшего директора школы Илью Алексеевича Апонина.Здесь был весь коллектив Дровосеченской школы ,тогда ещё очень многочисленный ,и ещё много - много совсем незнакомых мне людей.Во всём происходящем я тогда поняла только то,что хоронят большого человека.
Года через два -три был ещё один замечательный случай.Я в доме Апониных,Анна Николаевна (вдова покойного) показывает мне две фотографии.Они такие необычные ,что я не просто смотрю , а таращю на них глаза. На одной - два молодых офицера , на другой - один из них с молодой
женщиной , у которой платье и причёска чеховских героинь.Это ,конечно,молодая чета Апониных перед Октябрьской Революцией. Помню,что Анна Николаевна много рассказывала о своём муже , пережив его лет на двадцать.Повзрослев,я понимала,что эта женщина не просто любила своего супруга ,она его боготворила.Это подтверждали и рассказы моей бабушки.
Получилось так,что когда почти все современники Апонина умерли ,школа начала собирать свою историю.А история - это факты , даты , люди .Уходили из Дровосечного письма в разные уголки Советского Союза , который уже тогда дышал на ладан ,но ещё существовал в прежнем составе.Мы просили выпускников разных лет и времён что - то рассказать ,ответить на вопросы и прислать фотографии. Приходили долгожданные ответы и запечатленные на фотокарточках моменты школьной истории. Всякий раз я думала : какое это чудо - фотография !Взглянешь на неё ,и на тебя дохнет ушедшая эпоха .Нам удалось разыскать такие фотографии ,в существование которых сомневались. И они все таки оказывались в наших руках..
Я думала тогда , что приобрести портрет Апонина Ильи Алексеевича нам не составит большого труда . Ещё жили в той -же деревне его дочь , внуки .Однако на просьбу дать фотографию услышали ответ : "У нас ничего нет.Не сохранилось."
Ещё раз я просила учеников взять у бабушек школьные снимки с учителями. Может, и он с ними ? Все отрицательно качали головой :нет. Не один
раз я ходила с разными проблемами к старым учителям.Они мне помогали ,чем могли ,а вот фотографии с Апониным ни у кого не оказалось.Так поиск зашёл в тупик.И в музее , где висят другие портреты ,на месте фотографии И.А Апонина ,на посетителей стала смотреть пустая рамочка.Были моменты ,когда надежды приобрести находку ,совсем покидали.Но проходило время и я снова говорила себе : "Я её все равно найду!"
Илья Алексеевич Апрнин - типичный представитель переломной эпохи. Родом он из нашей деревни Юрьевки. Родители - состоятельные крестьяне.До Октябрьской революции окончил Иркутское военное училище и стал офицером царской армии.Если бы не события 1917 года ,он так бы и посвятил себя военному делу.За кем пойти тогда ,он не сомневался. Перешёл на сторону рабочего - крестьянской власти.В 1934 году в центре нашего села была построена и начала работать НСШ ( неполная средняя школа,т.е семилетка).Так открылась новая страница в деле народного образования села Дровосечное.В это время в Колпнянском районе открылось 60 школ.Учиться хотели все.Образование стало доступным и бесплатным.Но не хватало педагогических кадров.Офицер старой армии - разносторонне образованный человек.Так первым директором и учителем географии открывшейся школы стал И.А .Апонин.На страницах школьной истории есть немало восторженных воспоминаний бывших учеников о нём. Они все отмечали его простоту ,доступность ,уравновешенность и любовь к своему предмету.
Школьное дело прервала война. Вместе с другими учителями 46 - летний Апониным ушёл на фронт , возвратился только в 1946 году. Снова школа ,работа по её восстановлению. Директором был до 1948 года.
В общем, мне не хотелось прекращать поиски и ставить точку.Зимой 2006 года я послала письмо невестке Апонина ,которая живёт совсем одиноко в соседней Казанке Курской области.Ей идёт 80 - год.Сын и муж давно умерли.Из опыта знаю :со стариками нужно спешить встретиться ,чтобы потом не жалеть.Таких обидных случаев в нашей поисковой работе было немало.Так вот,Варвара Григорьевна быстро прислала ответ ,из которого я поняла,что у неё хранится большой портрет свёкра ,переслать который она не сможет по почте и никому не отдаст в чужие руки.Только в мои.Посылала ещё письмо - просьбу передать общими знакомыми.Нет!!.Вообще,мне нравится эта черта в стариках.Если бы ни их аккуратная бережливость ,мало чего дошло бы до потомков.
Обстоятельства сложились так,что я смогла попасть к Апониной только в конце августа.Первое,что сказала мне старая женщина при встрече,было : "Как долго ты ко мне ехала!" Да,это была правда.Но когда портрет оказался в моих руках,это было не просто обретение очередной находки ,а долгожданная встреча со знакомым земляком.
На поиск ушло 17 лет!Пусть меня простят люди за мою нерасторопность.
Этот портрет,оказывается ,половина той фотографии,где слегка улыбались своему будущему два молодых офицера.
А вот второй фотографии нет и у Варвары Григорьевны .Так говорит она."А может лукавит?" - думаю я. Пока такие мысли теснятся в моей голове,поиск продолжается.