Сначала была просто Свадьба, потом - Свадьба с при

Валерий Василевский
   С 1949 по 1956 годы наша семья, а это – папа, мама и мы, которые родились в Сыктывкаре: я, две сестры и брат, жила в посёлке Заречье – «на другом, противоположном берегу», который был частью города Сыктывкара, расположенный на правом берегу речки Сысола, напротив городского парка им. С.М.Кирова. По выходным дням мы всей семьёй переправлялись  на дежурном катере через речку в город, который располагался на высоком берегу. Поднимались по крутой лестнице со ступеньками и перилами, и выходили возле Дворца профсоюзов. Потом заходили в большой тенистый парк со скамейками вдоль пешеходных дорожек, с разноцветными клумбами, с играющим духовым оркестром на лет-ней эстраде, где желающие могли свальсировать. Вдоль обрывистого берега, с высоты которого наш рабочий посёлок был виден как на ладони, стояли палатки-павильоны, в которых продавалась всякая вкуснятина для детей, не оставались в обиде и взрослые. Здесь я впервые увидел человека, который со слов мамы, был не только уроженцем этих мест, но и автором киноленты «Свадьба с приданным». Тогда для меня, 5-6 летнего мальчишки, фамилия Дьяконов ничего не говорила, но фильм очень понравился. Особенно песни, которые знал на память и пел постоянно. А сколько раз за последующие 60 лет своей жизни была просмотрена эта кинолента, которую знаешь, как своих пять пальцев, и всё равно при возможности не пропускаешь, и не сосчитаешь.
  В истории любого народа были годы, давшие большое количество талантливых людей, особенно в искусстве. Таким периодом, давшим коми культуре целую плеяду талантливых поэтов, писателей, актёров, стали 20-30-е годы прошлого столетия. И, пожалуй, одной из самых ярких личностей, стоявших у истоков профессионального коми театра, был Николай Михайлович Дьяконов.
  Николай Дьяконов родился 28 марта 1911 года в большой православной крестьян-ской семье в селе Усть-Вымь (ныне Республика Коми). О его рождении говорится в метрической книге Благовещенской церкви 1911 года. Николай был 11-м ребёнком в семье супругов Михаила Сергеевича и Серафимы Петровны. Учиться Коле удалось недолго – после второго класса заменил отца «на облучках», стал ямщиком. Отец сказал, что «читать, писать научился – и хватит, надо приложить руку к хозяйству».С большой любовью Дьяконов вспоминал  об отце – мудром, смекалистом крестьянине, который научил детей трудолюбию и умению выполнять любую работу – ухаживать за скотиной, пахать и сеять, изготавливать из бересты и глины домашнюю утварь. Характером отец был горяч, языком остёр. Был небольшого роста, сухопарый, односельчане дали ему прозвище – Сырчик ( Трясогуска). Умер отец в сравнительно молодом возрасте. А мать, хотя и часто жаловалась на здоровье, прожила до 80 лет.
  В 1920 году в селе Усть-Вымь был открыт Народный дом, в котором размещались читальный зал, пионерская комната и киноустановка. При Нардоме была организованы струнный оркестр, фольклорный коллектив и кружок художественной самодеятельности. Николая влекло в драм кружок. И когда ему предложили сыграть в одном антирелигиозном спектакле роль Чёрта, и он сыграл её успешно, то оторвать юношу от клуба было невозможно.
  Николай упорно, всеми правдами и неправдами, стремился присутствовать на репетициях. «А однажды позвали меня в кинобудку и предложили помогать киномеханику. Тут уж насмотрелся я вволю! Мне хотелось стать таким же артистом как Игорь Ильинский, - вспоминал Николай Михайлович. – В село иногда заезжали силачи, акробаты, фокусники. Бывало, после их выступлений я целыми днями барахтался где-нибудь на песке, стараясь выделывать акробатические трюки. Как зачарованный, я ходил за ними по пятам. Кто-нибудь из них сделает сальто – и я проделываю то же самое, не страшась изувечить себя. Несмотря на кровопотёки и шишки, я продолжал свои «тренировки». К 12-13 годам Николай свободно поднимал двухпудовую гирю.
  В 1929 году Николая Дьяконова назначили заведующим сельским Народным домом. В драмкружке юноше поручали уже большие роли. После удачно сыгранной роли Писаря в пьесе «Ядовитый туман», посвящённой борьбе с кулачеством (период становления колхозов), селяне Колю стали величать не только пружинным, но и артистом. Именно тогда он начал подумывать о сцене, но громогласно заявит о своём желании  стать артистом как-то стеснялся.
  Однажды райком комсомола отправил комсомольца Николая Дьяконова на курсы пропагандистов в Сыктывкар. По окончании курсов его направили бригадиром молодёжной бригады лесозаготовителей и культработников в Ибскую тракторную базу. Потом перевели в Кылтовский лесопункт штатным секретарём комсомольской организации. 
  Как-то в лесопункт приехала концертная бригада из бывших театральных курсов. Артисты ездили с концертами по сёлам, лесопунктам, искали талантливых ребят. После очередного выступления артистов начались танцы. Коля Дьяконов был отличным плясуном и во всей красе показал себя перед артистами. Они посоветовали ему подать заявление на театральные курсы.
В 1930 году в Сыктывкаре под руководством Виктора Савина был организован Коми инструктивный передвижной театр (КИППТ).
  25 марта 1931 года Николай Дьяконов добрался пешком до Сыктывкара и явился на занятия. Он с головой окунулся в учёбу на театральных курсах.
  В 1932 году был объявлен набор в Коми национальную студию при Ленинградском театральном училище имени А.Островского. В числе рекомендованных в студию был и Н.Дьяконов. Со второго курса театрального училища Николай стал ставить спектакли. Он с увлечением посещал занятия по режиссуре и теории драмы. Они стали его любимыми предметами. Уже тогда он мечтал о драматургии.
  После окончания в 1936 году Ленинградской студии, Дьяконов был зачислен в труппу республиканского драматического театра актёром первого положения, но продолжал и режиссёрскую деятельность. 
  С целью улучшения культурного обслуживания населения и приобщения молодёжи к культуре в конце 30-х – начале 40-х годов создавались колхозно-совхозные театры. В 1938 году открывается театр в селе Объячево, для чего была собрана труппа из 14 человек молодёжи села. Им был нужен профессиональный художественный руководитель. По предложению руководства театра Н. Дьяконов едет работать в Объячевский театр. Через полгода возвращается в республиканский театр. В тот период коллектив театра чувствовал острую нехватку пьес на родном языке. Театр нуждался в национальном репертуаре, а пьес на коми языке не хватало.
   В 1938 году в содружестве с актёром С.И.Ермолиным Дьяконов пишет свою первую пьесу на коми языке. «Джуджыд запань» («Глубокая запань»), а также пьесы «Домна Коликова» и «Мужество», посвящённые Гражданской войне в Коми крае. В драматическом дуэте Н.Дьяконов и С.Ермолин написали для театра 6 пьес.
В 1939 году Николай Дьяконов избирается членом Союза писателей СССР. В 1941 году он вступает в члены КПСС. В марте 1942 года Сыктывкарский драмтеатр ставит первую музыкальную драму «Усть-Куломское восстание», режиссёром которой являлся Дьяконов.
  В годы войны Николай Дьяконов написал пьесу «Герой», посвящённую подвигу славного сына Коми народа Героя Советского Союза Николая Оплеснина, которая ста-вилась в театре во время войны. Годы Великой Отечественной войны для его стали самыми напряжёнными. Он ставил спектакли, сам играл, был постоянным участником концертных программ во время гастрольных поездок, вёл преподавательскую работу. Давал уроки актёрского мастерства и был руководителем театральной Коми студии, созданной 1943 году. В 1947 году 13 молодых актёров – выпускников студии – вошли в труппу театра.
  За создание оперного спектакля, либретто «Усть-Куломское восстание» в 1943 году Николаю Дьяконову было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель ис-кусств Коми АССР». Ему было 32 года. А через два года – 29 марта 1945 года – Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР за исключительные заслуги и достижения в области театрального искусства было присвоено звание «Народный артист Коми АССР».
  В 1948-1949 годах Дьяконов написал пьесу «Свадьба». Её первый вариант был опубликован в журнале «Войвыв кодзув». Жанр – лирическая комедия. Сюжет пьесы прост - история свтовства колхозного бригадира к девушке – бригадиру соседнего колхоза. Замысел пьесы родился у автора во время пребывания в одной из коми деревень, где он стал свидетелем любовного свидания, во время которого парень делал предложение, а девушка отказывала – не хотела идти в отсталый  колхоз. Премьера спектакля «Свадьба» на коми языке состоялась в марте 1949 года и вызвала большой интерес у зрителей. Пьеса получилась жизнеутверждающей, а её герои были близки и понятны всем. Устав от войны и потерь, от тяжёлого быта и непосильной работы, люди увидели в лирической комедии какой-то просвет, надежду на будущее.
  В 1949 году на Всероссийском конкурсе драматических произведений жюри конкурса признало комедию в числе лучших произведений. Комедию перевели на русский язык, и она стала называться «Свадьба с приданным». Роль Любки Бубенчиковой была написана для Галины Питиримовны Лыткиной, уроженки с.Усть-Вымь, ученицы  Дьяконова. Комедия принесла автору всенародное признание. Она была поставлена в более 300 театрах и самодеятельных коллективах, в нашей стране и за рубежом.
  За время работы в театре режиссёр Н.Дьяконов поставил более 70 спектаклей. Как драматург написал 18 пьес. Его талант был отмечен руководством страны. Николай Михайлович был дважды награждён орденом «Знак Почёта». Как педагог дал путёвку в жизнь многим своим ученикам, воспитывая актёрские кадры.
  13 января 1951 года Н.М.Дьяконову за большие заслуги в области культуры было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Комедия «Свадьба с приданным» была практически поставлена во всех театрах Коми АССР, переведена на разные языки народов СССР. Пьеса ставилась в Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР и даже в Японии.
  За высокую художественную постановку спектакля «Свадьба с приданным», снятую в 1953 году на студии «Мосфмльм» по спектаклю Московского академического театра Сатиры, театр был награждён Почётной грамотой Верховного Совета Коми АССР. Николай Дьяконов был награждён и Сталинской премией. В то же время ему было присвоено звание «Лауреат государственной премии СССР» третьей степени. Композиторы Б.Мокроусов, И.Будашкин и поэт А.Фатьянов написали песни для этого фильма. Лирические песни «На крылечке твоём» (дуэт Ольги и Максима), «Зацветает степь лесами» и «Хвастать милая, не стану» (куплеты Курочкина) впоследствии разошлись по всей стране, звучали с эстрады, по радио, пелись повсюду. Фильм получил поистине всенародное признание.
  Николай Михайлович Дьяконов внёс большой вклад в национальную и отече-ственную культуру, он стал классиком национальной культуры. Последние 20 лет жизни с семьёй в Эжвинском районе Сыктывкара. В 1986 году в селе Усть-Вымь, на родине актёра, режиссёра и драматурга, именем Николая Михайловича был назван филиал ЦБС – библиотека с.Усть-Вымь. В 1989 году под руководством его жены, Марии Степановны, после его смерти (21 ноября 1982 г.), к 75-летию со дня рождения Николая Дьяконова в Эжвинском районе был открыт литературно-театральный музей имени Николая Дьяконова, где на экспозиции отражена его творческая и театральная деятельность.
  В августе 2011 года на доме №13 по улице Менделеева была установлена ме-мориальная доска за счёт благотворительных средств, благодарных поклонников таланта Н.М.Дьяконова. Право открыть мемориальную доску было представлено внучке Дьяконова - Ольге, дочери единственного сына – Павла. Жители села помнят, чтут и гордятся своим земляком.
  Такова история человека, чей фильм «Свадьба с приданным» прошёл через сердца многих поколений народа, оставив глубокий след.