Различие между образом и подобием

Отецанатолий
Есть ли различие между образом и подобием Божиим?
----------
Вот как рассуждает св. Григорий Нисский: "советом" Божиим дана нам возможность быть "по подобию".

Большая часть святых отцов и учителей Церкви отвечает, что различие есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа.

Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность.

Стать "по подобию" зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о "совете" Божием и сказано: "сотворим по образу Нашему и по подобию", а о самом действии творения: "по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:26-27).

----------------------------------------------------------


Но это не совсем так. А если быть точнее, то совсем не так.

Давайте разбираться.

Никакой возможности у человека самому стать «по подобию» Божию нет!

Только изначально человек может быть сотворён по подобию Божьему самим Господом Богом. И такой человек становится БОГОПОДОБНЫМ. Ну разве может простой человек, изначально грешный, по своей прихоти стать БОГОПОДОБНЫМ ? Нет. Никогда. Это исключено.

Богоподобным может стать человек в котором изначально  невозможен никакой грех, то есть отсутствие всякого греха.

1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Очевидно, что  в этом стихе речь  идёт о двух создаваемых Господом человеках. Первого человека Господь желает создать по образу Своему, по образу Божьему, а вот второго уже по подобию Своему.

Причём сотворить рещил Господь по такому  принципу  и мужчину и женщину. Это становится ясно из следующего стиха:

1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
1:30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
1:31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

А вот о создании человека не только по образу Нашему, но  и  по ( ПОДОБИЮ) подобию Нашему,  бытописатель, с подачи Господа Бога, уже пишет отдельно, так как этот акт творения весьма значен для понимания промысла Божьего.

Ибо не было человека для возделывания земли!


2:1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
2:3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
2:4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
2:5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, И НЕ БЫЛО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЗЕМЛИ,
2:6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.


Вот, то главное, что заботило Господа в то время, когда просто человек и мужчина и женщина уже были созданы Господом, которые успешно жили  и размножались  на земле Нод, находящейся к востоку от Едема.

Земле Нод,  куда  впоследствии направил свои стопы сам Каин и где нашёл себе жену и упокоение.
Но не было у Господа Бога человека для возделывания земли.  А такой человек очень нужен был Господу Богу.

Потому что Господь, задумал насадить рай в Едеме на востоке и поместить там человека, который бы умел возделывать землю. Ведь Рай - это так важно для будущего всего человечества и Самого Господа Бога. И возделывать райскую землю не доверишь абы кому!

И вот тогда Господь принимает судьбоносное решение и из праха земного создает человека, уже не просто по образу Своему, но и по Подобию Божию, вдунув  в лице его дыхание жизни.  И после этого стал человек душею живою.

Этот образ и подобие Божие явили миру не просто человека, а человека совершенного. И это был Первый Богочеловек на земле созданный  Самим Господом Богом, Самолично вдунувшем в лице человека Божественное дыхание жизни, то есть Дух Святой.

И созданный Господом человек стал Богоподобным.

Вот то единственное и главное отличие человека совершенного от человека  обычного, простого и смертного.



2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.


Таким образом Первый Богочеловек, названный в  последствии Адамом был создан Господом  и помещён в насаждённый Господом рай, а  после того, как

Господь произрастил из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла, поселил его в саду Едемском, что бы возделывать его и хранить его.

То есть назначил Адама садовником и охранником по совместительству.

2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
 И далее…

2:15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

В 5 главе Бытия находим всему вышеизложенному подтверждение:

5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его,
5:2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

Таким образом,  мы узнаём, что и женщина, как следует из приведённого стиха тоже человек, со дня сотворения.


Такое прочтение  и понимание первых глав Библии, братья мои и сестры, а именно книги Бытия, является наиболее правильным и Богоугодным.
Аминь!