У кого Бог в душе?

Протоиерей Анатолий Симора
Нередко приходится слышать от современников, которые обходят храм стороной, что Бог у них в душе. То есть для них не обязательны ни церковная жизнь, ни молитва, ни даже малейшие духовные усилия – Господь, мол, и без того «поселился» прочно в их сердцах. Это – глубочайший самообман и заблуждение, не говоря уже о невиданной гордыне и самомнении. Вспомним святого преподобного Серафима Саровского. Он, для того, чтобы только соприкоснуться с лучиком Божией благодати, молился, стоя на коленях на камне, 1000 дней и ночей. Да и в житии каждого святого найдем свидетельства, какие молитвенные подвиги, исполненные любви к Господу и ближним, они совершали для того, чтобы только приблизиться к Богу. А тут человек находится вне ограды Церкви и во всеуслышание уверенно утверждает, что Бог у него в душе.

Подобные «богодушцы» совершенно не знают Священного Писания – Откровения Божьего, где среди других назидательных и спасительных истин говорится: «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). На такое Господнее утверждение человек может ответить, и это чаще всего и происходит, что никакого греха не имеет. Тогда следует процитировать слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1, 8), ибо только один Всевышний без греха. А еще необходимо напомнить о созданной Господом спасительной Церкви, перед которой бессильны «врата ада» (Мф. 16, 18). Избавиться от греховной скверны возможно лишь в богоустановленном церковном Таинстве покаяния, которое Господь поручил совершать апостолам (Мф. 18, 18) и их преемникам – епископам и священникам (читайте внимательно Деяния святых апостолов). Для того, чтобы соединиться со Христом, христиане причащаются Святых Христовых Таин. О важности этого великого Таинства Евхаристии Иисус Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, а Я в нем» (Ин. 6, 56).

Поэтому только тот, кто живет полноценной христианской жизнью в Церкви, свято исполняет Заповеди Божии, научается от Священного Писания, может иметь дерзновение утверждать, что Бог у него в душе.