Советы молодым композиторам 15

Родионов Виталий Константинович
Арам Хачатурян

«Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в своё время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы артистом».
А. Хачатурян.

Музыка Арама Ильича Хачатуряна в своей основе театральна. Какую бы музыку композитор не сочинял, она всегда красочна, импульсивна и оптимистична. В ней совершается праздник искусств: театра, музыки, поэзии, живописи, в ней присутствует скульптурная рельефность и архитектурное величие. В 1940 году композитор пишет жизнерадостный концерт для скрипки с оркестром, в 1941 – очаровательную музыку к спектаклю «Маскарад» по драме М.Ю. Лермонтова, в 1942 – Балет «Гаянэ» с блестящим «Танцем с саблями», наконец, в 1956 – обошедший многие театры мира балет «Спартак».

Теодор Адорно

«Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас».
Т. Адорно.

Эта парадоксальная мысль философа, социолога, теоретика искусства и композитора Теодора Адорно имеет под собой глубокий смысл. Она констатирует не то, что мы хотим выразить в музыке, а то, что музыка предлагает нам. Адорно подчёркивает объективный характер существования музыки, хотя его по-берговски экспрессионистские оперы субъективны. У философа теория и практика расходятся.

Дмитрий Кабалевский

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».
Д. Кабалевский.

Этическое начало присутствует в музыке Дмитрия Дмитриевича Кабалевского, как важная составная часть. Проблемы нравственности поднимаются им в опере «Кола Брюньон». Герой оперы – жизнерадостный, никогда неунывающий резчик по дереву, высоко ценит мастерство, борется за справедливость в обществе. Неоспорим вклад Кабалевского в воспитании детей и юношества. С этой целью он пишет концерты для различных инструментов с оркестром (фортепиано, скрипки, виолончели), предназначенные для нового поколения людей.


Оливье Мессиан

«Зная, что музыка – это язык, мы, прежде всего, попытаемся сделать мелодию «говорящей». Мелодия есть начало всего. Пусть она остаётся неприкосновенной! И какими бы ни были сложными наши ритмы и гармонии, они не увлекут её за собой, но, напротив, будут повиноваться ей, как преданные слуги; в особенности гармония всегда останется «истинной», - той, которая существует в скрытом виде в мелодии и которая извечно есть её результат. Мы не отвергнем старых правил гармонии и формы: будем вспоминать их постоянно, чтобы либо соблюдать, либо расширять их, либо дополнять другими, ещё более старыми правилами».
О. Мессиан.

Выше приведённые слова Оливье Мессиана открывают книгу «Техника моего музыкального языка». Это основополагающий принцип творчества французского мэтра, по праву считающегося «Бахом XX века». Нагляднее всего позиция композитора проявляется в опере «Святой Франциск Ассизский». Именно мелодии и мелодические линии в ней выражают сложный духовный мир монаха-отшельника.


Дмитрий Шостакович

«Без творческих поисков нет подлинного искусства».
Д. Шостакович.

Дмитрий Шостакович с молодых лет – дерзкий новатор, о чём свидетельствуют его оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда. Столь мощного заряда обновления ему хватает на всю жизнь!

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать».
Д. Шостакович.

В творчестве Шостаковича найдём всего лишь несколько красивых и приятных на слух мелодий. Он пишет серьёзную, глубокую музыку. Чтобы её понимать, надо быть культурно образованным человеком. Сначала необходимо выяснить, по какому случаю она написана. Затем приложить усилия, чтобы различать, из каких элементов она состоит. И только тогда вы полюбите музыку, созданную в грозную эпоху революций, кровавых войн и трагических переживаний человека.

«Мелодия – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения».
Д. Шостакович.

Шостаковичскую триаду мысль-движение-душа надо понимать, как движущую мысль и душу музыки. Не потому ли эпизод «нашествия» из седьмой симфонии и стремительный напор революционных сил в Одиннадцатой и Двенадцатой симфониях превращаются в символ музыки великого композитора?

«Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовёт вперёд».
Д. Шостакович.

Слова «зовёт вперёд» можно понимать, как вперёд в строительстве коммунизма или просто в жизни человека. Словесная двусмысленность Шостаковича отражается в его музыке. Эпизод «нашествия» из Седьмой симфонии одни трактуют как движение фашистских орд, другие – как движение бесчеловечной сталинской машины. Поэтому есть все основания называть Шостаковича «композитором двойного смысла и двойной морали».

«Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».
Д. Шостакович.

Трудно сказать, в чём заключается суть «передовых гуманных идей». Шостаковича. Он пишет патриотическую Ленинградскую симфонию в начале войны и галопную Девятую симфонию в год победы над фашизмом. Позднее он создаёт кантату «Над родиной нашей солнце сияет» и «Антиформалистический раёк», в котором пародирует речь Сталина.

«Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах».
Д. Шостакович.

Шостакович – мужественный человек. Находясь под жёстким контролем власти, он пишет музыку самую разную: либо в угоду партии, либо по собственному желанию. Его подвергают уничтожающей критике в 1936 году за балет «Золотой век», оперу «Леди Макбет Мценского уезда» - но он встаёт на ноги! Его вновь  критикуют и снимают со всех должностей в 1948 году за формализм – и он снова возвращается в культурную жизнь страны! Нелегко творить, находясь между молотом и наковальней! Композитор Шостакович оказывает негласное сопротивление диктатору Сталину.

«Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни… Без музыки трудно представить себе жизнь человека».
Д. Шостакович.

Перед взором Шостаковича открывается жизнь во всей её полноте и разнообразии. Он видит грандиозные события эпохи и мелочи быта. В музыке Шостаковича встретим танго и джаз нэпмановского периода, а также симфонии, отображающие революционные события!

«Талант художника – это не его личное достояние, он принадлежит народу».
Д. Шостакович.

Бесспорная мысль! Вопрос состоит в том, как распорядиться талантом. В творчестве самого Шостаковича встречаются произведения слабые (оперетта «Москва-Черёмушки»), вульгарные (балет «Золотой век», халтурные («Атибюрократический раёк»). Большой композитор подвержен соблазнам писать обывательскую музыку.

«Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух».
Д. Шостакович.

Подспорьем музыки Шостаковича выступает сама жизнь, не знающая остановок в развитии. Композитор понимает, что творческий процесс ни чем и ни кем не остановим. Подтверждением этому служит импульсивная, порывистая, страстная, протестующая, выносящая приговор бесчеловечности шостаковичская музыка. Это музыка протеста и отчаяния, музыка борьбы и смирения перед неизбежностью смерти (Соната для альта соло). Быть может, человек, эпоха, страна исчезнут, а взволнованный голос Восьмого струнного квартета Шостаковича останется навеки!

«Если можешь не стать композитором, лучше им не становиться».
Д. Шостакович.

Спорное суждение! Важную часть работы по обучению и просвещению делают композиторы средней руки. Они нужны, как промежуточное звено между высоким искусством и массовой культурой. Нельзя сказать, что балеты «Пламя Парижа» или «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева – шедевры. Ни одна из его 11 опер не получает признания. В другой же области музыкального искусства, а именно, в музыкознании Асафьев – авторитетный учёный, академик. Как он решает проблему выбора профессии, учась на композиторском отделении Петербургской консерватории? Это сложный, личный вопрос. Как бы там ни было, композиторы и теоретики любого уровня нужны обществу.


Джон Кейдж

«Не понимаю, почему люди боятся новых идей. Меня пугают старые».
Дж. Кейдж.

Два года Джон Кейдж берёт уроки композиции у Арнольда Шёнберга, который, впрочем, называет ученика не композитором, а изобретателем. Не получив профессионального образования, Кейдж придумывает необычные формы музыки. Чего только стоит композиция «4 33», во время которой пианист, сев за инструмент, молчит 4 минуты и 33 секунды: мол, слушайте окружающие звуки и шумы! В начале «творческого» пути Кейдж создаёт композиции для ударных инструментов, затем – композиции для подготовленного фортепиано. После этого наступает период электронной музыки. У него появляется:
«Электронная музыка в сопровождении иных инструментов и предметов»;
«Электронная музыка с повествованием»;
«Композиция для инструментального ансамбля любого состава»;
«Композиция для любого сольного инструмента»;
«Композиция для необычных инструментов»;
«Неопределённая форма».
Не без помощи Кейджа музыка движется к распаду!

«Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях».
Дж. Кейдж.

Кейджа принято считать родоначальником алеаторики, которая позднее перерабатывается в целостную систему у Карлхайнца Штокхаузена. К такому роду музыки Кейджа можно отнести Композицию для шести ударных инструментов «Воображаемые пейзажи».

 
Тихон Хренников

«Изгнание мелодии – это отказ от правдивого выражения больших чувств, отказ от содержания, от реализма».
Т. Хренников.

Как председатель Союза композиторов СССР на протяжении 43 лет, Тихон Николаевич Хренников пропагандирует социалистический реализм, идейное содержание и мелодию. Но как художник он – лирик, чьи сентиментальные песни нравятся простым людям. Это касается, прежде всего, музыки к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов после войны», «Верные друзья», «Гусарская баллада». В таком же ключе написаны балет «Любовь за любовь», оперетта «Сто чертей и одна девушка», музыка к спектаклям «Дон Кихот», «Давным-давно», массовые песни «Что так сердце растревожено», «Лодочка».
Тихон Хренников – советский Гурилёв.


Бенджамин Бриттен

«Когда я создаю музыку, я не мыслю её в отрыве от идеи».
Б. Бриттен.
Основную часть творчества Бенджамина Бриттена составляют оперы, оратория, кантаты, балеты, водевили, вокальные циклы, связанные с литературным текстом, а значит – с конкретной идеей. Количество симфонических и камерно-инструментальных произведений Бриттена в два раза меньше вокальных. Однако и в них есть сочинения, опирающиеся на слово («весенняя симфония» для солистов, хора и большого оркестра). Другие произведения имеют чётко выраженную национальную почву («Канадский карнавал», «Шотландская баллада»). Бриттен создаёт пьесы на темы Г. Перселла, Дж. Россини, в его третьей виолончельной сюите используются русские народные песни. Словом, так называемая «чистая» музыка у Бриттена занимает относительно небольшое место.


Георгий Свиридов

«Каждый народ имеет свою особенность, и эта особенность запечатлена в культуре народа. Надо беречь родной язык, родную речь, свою музыку, свою национальную особенность, общность – всё, что отличает людей одного от другого, один народ от другого, всё, что придает разнообразие, разноцветность и красоту миру, в котором мы живём».
Г. Свиридов.

Воспевая родной край, Георгий Свиридов пишет «курские песни». В них отражается бескрайняя, привольная Россия.

«Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой. В сущности, идеалом сочетания слова и музыки служит народная песня».
Г. Свиридов.

Созданные Свиридовым мелодии ораторий, кантат и вокальных циклов напрямую связаны с русской народной песней. Особенно выразительны лирические откровения «Поэма памяти Сергея Есенина». Стихи поэта из народа и музыка композитора из народа выливаются в произведение высокого художественного уровня.

«Главными и неотъемлемыми чертами нового в музыкальном искусстве являются современность и простота».
Г. Свиридов.

Простота в творчестве Свиридова особая: она возникает на почве русской классической музыки.
Вестниками русского стиля молодого Свиридова выступают Шесть романсов на слова А.С. Пушкина, написанные 20-летним композитором. Особенно бурно выплёскивается наружу русский стиль композитора в «Поэме памяти Сергея Есенина».
Дальнейшее творчество Свиридова проходит под знаком возрождения нравственных и духовных ценностей русского народа.

«Настоящее искусство, кроме чисто эстетического наслаждения, удовольствия и красоты (а великое искусство воспитывает чувство настоящей красоты), приносит громадную пользу: оно воспитывает человека!»
Г. Свиридов.

Нельзя переоценить воспитательного значения музыки Свиридова. Она возвышенна, благородна и красива. Композитор пишет хоровые и вокальные произведения на стихи классических поэтов: У. Шекспира, Р. Бёрнса, П. Ж. Беранже, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, Б. Пастернака, В. Хлебникова, А. Твардовского, А. Прокофьева. Какие поэтические вершины! Сколько красоты и гармонии содержится в их стихах! Ясно, что эти поэты воспитывают и облагораживают людские сердца!


Кара Караев

«Естественное и правильное понимание и любовь к музыкальным богатствам, накопленным человечеством, часто определяют отношение человека ко многим сложным, трудным, неизбежно возникающим на жизненном пути проблемам... Нельзя любить Баха и Чайковского, а быть эгоистом и подлецом. Никогда человек, любящий и понимающий Моцарта и Глинку, не допустит нечестного и грязного поступка в области морали...».
К. Караев.

Приверженец философии добра и справедливости будет писать гуманную, красивую, светлую музыку. Это имеет прямое отношение к балетам Кара Караева «Семь красавиц» и «Тропою грома». В зрелые годы, когда азербайджанский композитор увлекается джазом и додекафонией, он изменяет миссии быть великим национальным художником. Поэтому вторая половина его творчества не так богата и самобытна, как музыка первоначального восхождения к славе.

 
Моисей Вайнберг

«А быть композитором (в высоком смысле этого слова) и не быть личностью, значит не быть композитором».
М. Вайнберг.

Творческий облик Моисея Вайнберга определяют важнейшие его произведения. Это, прежде всего, музыка к кинофильму «Летят журавли», в котором рассказывается о любви и верности женщины к фронтовику. Фильм становится лауреатом Золотой пальмовой ветви Международного Каннского кинофестиваля. Второе такое произведение – «Симфония памяти Дмитрия Дмитриевича Шостаковича». В лице Шостаковича Вайнберг находит друга и заступника после ареста. Третье – опера «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. В ней обрисовывается человек, обладающий совестливостью и состраданием к людям. Главная черта личности Моисея Вайнберга и характер творчества композитора – милостивое отношение к простому человеку (примечательно, что в конце жизни Моисей Вайнберг принимает православие).


Дьёрдь Лигети

«Хочется одержимости идеей».
Д. Лигети.

Дьёрдь Лигети – композитор крайностей. Об этом свидетельствуют его концептуальные произведения: Симфоническая поэма для 100 метрономов, Реквием ко Дню Памяти Жертв Холокоста, опера-абсурда «Великий Мертвиарх».