Проверки на прочность исповедь

Нина Прасолова
Однажды ранней весной подружки уговорили меня поехать в туристическую поездку по Кавказу. Я долго отговаривалась, но в конце концов согласилась: хотелось посмотреть новые места, подышать горным воздухом, попить целебной минеральной водички, да и просто поменять обстановку и набраться впечатлений.
И вот уже поезд «Саратов – Кисловодск» подошёл к конечному пункту, и мы – несколько женщин – спешим по перрону к выходу из вокзала, полные энтузиазма и желания быстрее увидеть чудеса Кавказа. Так оно и произошло… Но произошло и кое-что другое…
Десять дней подряд мы совершали экскурсии по очень крутым горным дорогам. От таких виражей кружилась голова и захватывало дух. Все мы были люди немолодые, но каждое утро с энтузиазмом садились в микроавтобус и устремлялись в горы на поиски острых ощущений. Мы восхищались горными реками и водопадами, отвесными скалами и небольшими сёлами в горах, красивыми санаториями и пансионатами, высокогорным горнолыжным курортом «Домбай», снежными шапками гор, красотами весенней природы в парках и лесах… Всего не перечислишь. Это надо просто видеть!
Ещё в поезде нас предупредили, что поездки по горным дорогам будут испытанием на прочность нашего организма. Мы тогда не поняли, о чём нас предупреждали. Понимание пришло после первой же поездки. Это действительно была проверка на прочность… Не все женщины выдержали дополнительные нагрузки на организм. Я тоже почувствовала себя плохо, но мне не хотелось упускать возможность познакомиться с Кавказом, и я как могла боролась со своим высоким давлением, но внутри меня росло напряжение… Наверное, организм просил пожалеть его. Другие женщины реагировали по-разному: у одной случилось обострение гастрита, другие две что-то постоянно забывали, третья стала много говорить... В общем, первое испытание на прочность прошли не все.
А тут появилось и второе испытание… Как-то вечером в комнате, где мы спали, неожиданно возник разговор о Боге. Среди нас была одна верующая женщина – Людмила, врач-психиатр. Все очень удивлялись, как при такой профессии она пришла к Богу. Я тоже долго размышляла об этом и поняла, что помощь больным, то есть милосердие, стала для неё делом всей жизни.
 Именно Людмила начала доказывать существование Бога вообще и в каждом человеке в частности. Это вызвало спор, особенно спорили две женщины. Они утверждали, что Бога нет. Ещё одна женщина сначала вступила в разговор, но потом замолчала. Когда я предложила перестать спорить на такую сокровенную тему, она сказала, что надо продолжить, потому что ей хочется понять и одних, и других. Этой женщиной была моя подруга Элла. Что касается меня, то я сразу почувствовала, что во мне закипает гнев. Нет, не по поводу самого спора. Меня разгневало то, что я не могу вступить в этот спор легко и веско, как это сделала Людмила. В моей голове было много мыслей, но они не находили логического завершения, и от этого мне становилось просто тошно.
Я боялась вступить в спор, зная свою вспыльчивость, поэтому вышла на улицу. Там мне стало легче. Присев на скамеечку под огромной елью, я стала размышлять о случившемся… Через  некоторое время ко мне подошла Людмила. Она была спокойной, как всегда.
- Как ты себя чувствуешь? – заботливо спросила она.
- Плохо, - грустно ответила я. – Мне плохо из-за спора о Боге…
- Глупая! Чего ты разволновалась? Видимо, так и должно было быть. Не волнуйся! Скоро ты увидишь, что произойдёт! – И Людмила обняла меня.
Я потихоньку успокоилась, потом мы немного погуляли по вечернему парку, продолжая разговор о вере и неверии, об отношениях людей к этому… Я рассказала, что часто вижу во сне, будто я мою полы в каких-то чужих домах, на работе, мою грязную посуду, стираю грязное бельё…
- Тебе надо подумать о своей душе и очистить её от грехов, - объяснила добрая Людмила.
- Но я и так часто хожу в церковь на богослужения...
- Значит, мало ходишь, редко исповедуешься и причащаешься. Так?
- Да, так!
- Ну вот и делай выводы… А ещё скажу тебе, Нина, что нельзя быть такой вспыльчивой, научись терпению, взвешивай каждое слово, прежде чем его сказать, и всегда призывай Бога на помощь при общении с людьми.
Этот разговор был для меня, как эликсир для раны. Я окончательно успокоилась. И мы пошли спать. А утром нам предстояла поездка в Архыз, к храму около огромной горы, на одной из скал которой некоторое время назад чудесным образом проявился образ Иисуса Христа. Говорят, что на этом месте когда-то был монастырь, он разрушился, но лик Иисуса Христа сохранился благодаря скалистому козырьку. Люди построили лестницу к лику и храм у подножия горы.
Настало утро… Мы проснулись и стали готовиться к поездке… И вдруг одна из женщин, которая накануне яростно спорила о том, что Бога нет, сказала, что она плохо себя чувствует и не поедет с нами. Мы с Людмилой переглянулись... Потом она мне объяснила, что Бог не допустил эту женщину до святого места… Это было ещё одно испытание для нас – испытание верой. И не все прошли его…
И вот мы после посещения храма поднимаемся по крутой лестнице вверх… Я чувствую себя после серпантина горной дороги очень плохо. «Но разве я не увижу святой образ?» - спрашиваю себя и смело ступаю на первую ступеньку. А в голове уже звучит: «Богородице, Дево, радуйся…». А потом «Отче наш, иже еси на небесех…» и «Царю небесный, утешителю души истины…» Так, распевая молитвы, задыхаясь и останавливаясь, добралась я до самого верха, где уже были все остальные. Святой образ на скале я увидела не сразу, мне показала его Людмила. Я стояла и молилась о прощении своих грехов, о том, чтобы Он сохранил моих родных под Своим кровом от бед и несчастий, о мире на Земле… А затем был спуск по лестнице вниз… Внизу мы узнали, что одна женщина не стала подниматься вверх по лестнице... А потом оказалось, что моя подруга Элла, которая накануне вечером не спорила, а только слушала других, вообще не увидела святого образа, хотя и поднялась по лестнице…
- Почему ты не сказала мне, что мы поднялись туда именно за этим? – укорила она меня.
- Я думала, что ты знаешь.
Мне стало не по себе от укора Эллы, однако ничего исправить было уже нельзя. Видимо, это было её испытанием… Но и для меня тоже  последовала череда испытаний, причём сразу же по возвращении в пансионат: в очередной раз поднялось давление… Когда я стала запивать таблетку водой, то увидела, как Элла смотрит на меня, и поперхнулась. «Не смотри на меня!» - вдруг резко сказала я и тут же поняла, что совершила непоправимую ошибку.  Почему я сказала эти слова, я не знаю. Элла так обиделась, что вообще перестала со мной общаться. И правильно сделала! Я очень сильно переживала и не знала, как вести себя с ней. Я видела, что и Элла тоже сильно переживает.  От этого и от того, что я не могла найти выхода из создавшейся ситуации, мне становилось всё хуже и хуже. Красоты кавказской природы были мне уже не в радость. А тут ещё узнала, что Людмила ездила в монастырь недалеко от Кисловодска. Я очень расстроилась, ведь и мне тоже хотелось там побывать. Но, видимо, этому не суждено было случиться из-за обиды, которую я причинила подруге.
Десять дней пролетели быстро… Перед отъездом со мной произошла ещё одна беда: я забыла сумку с деньгами и документами в пансионате. Обнаружив  это на вокзале, я совсем «слетела с катушек»: в вагоне не хотела ни с кем общаться, даже с подружкой Олей, которая пыталась вывести меня из «штопора». Элла ушла к другим женщинам и долго там находилась. Я в горячке что-то пыталась доказать в разговоре с Олей, несла какую-то ахинею... Потом забралась на верхнюю полку и попыталась успокоиться, но ничего не получалось: меня трясло как в лихорадке… Я видела, что Элла и Оля очень переживают за меня. Они, видимо, испугались моего состояния и не знали, как ко мне приступиться. Их попытки успокоить меня я принимала в штыки.  Мне казалось, что все меня бросили… Ведь когда я последней зашла в вагон и услышала громкий смех подруг, мне показалось, что они смеются именно надо мной. А я, когда стояла и ждала приезда водителя с моей сумкой, так переживала, что давление у меня резко поднялось. Я вообще не соображала, что делаю, и в таком состоянии оставалась всю дорогу до дома. Как назло, врач Людмила ехала в другом вагоне и не могла мне помочь...
…Только на привокзальной площади, увидев, как я иду и рыдаю, Людмила силой затащила меня в машину своего мужа и отвезла домой.
Я мучилась долго: не могла спокойно спать, есть, работать… Так было до самой исповеди у батюшки, который мне всё объяснил и всё простил… Перед тем как пойти в церковь, я попросила прощение у Эллы и Оли, правда, по интернету. Оля меня сразу простила, сказав: «С кем такого не было?! Я поняла, что это из-за твоей болезни». А Элла никак не могла понять, чем же меня обидела. Я объяснила ей как могла. И мне показалось, что она поняла меня. Через год Элла рассказала мне, что на вокзале она вышла из вагона и ждала меня, а сама думала: «Если Нина не успеет на поезд, я тоже останусь. Ничего, что в кармане у меня всего сто рублей лежит, мир не без добрых людей, как-нибудь доберёмся потом до Саратова». Когда Элла увидела, что я иду по перрону к поезду, быстро зашла в вагон…
…Целый год мне казалось, что мои подруги презирают меня. Но потом наши отношения стали, как прежде, хотя, чего греха таить, неприятный осадок у моих подруг, видимо, остался. Мой вывод из всего произошедшего был таков: надо быть очень осторожной при общении с людьми, чтобы своим поведением не обидеть их.
Вот такие бывают моменты в нашей жизни, и вот такие бывают испытания!