О вере с надеждой

Наталья Макарова 4
«Две загадки есть на свете, и нет на них ответа: когда родился – не помню, когда умру – не знаю…» – приглашает к разговору   человека русская классика.
Ответ на первую загадку человек, как правило, не ищет. Растет себе потихоньку, познаёт мир. Радуется, совершает открытия и однажды узнаёт, что он смертен -  и тогда вторая загадка приближается к нему вплотную. Как страдают юные,  впервые столкнувшиеся с неизбежностью смерти!
Как? Всё живое  - будет!  Каждая травинка – зеленеть,  каждая козявка -  радоваться жизни, всё останется, как прежде,  но неужели всё это будет возможно,  если не будет тебя?
Потом первый шок проходит. Человеку приходят на помощь родители и умные книги. По мере взросления крутится карусель: сделать, прочитать, повидать, родить детей, воспитать… всё бегом. Всё на ходу.  Некогда остановиться, некогда опомниться. И когда из этой круговерти забот тебя выхватывает сообщение о чьей-то смерти, то ты спохватываешься и снова, уже на новом витке своей жизни, начинаешь задумываться о смерти, каждый по своему, но в одном, наверное, одинаково – с надеждой.  Мы не можем знать, что мы будем  ощущать, о чём думать в последнюю минуту, чего бояться и на что надеяться – на чудо, на прощение грехов, на память близких, но последним нашим чувством, наверное, всё- таки будет надежда – куда без неё? С ней живём, с ней умираем.
Во времена воинствующего атеизма  у человека была отобрана и надежда на жизнь после смерти. Но, слава Богу, многое изменилось в нашей стране.   В последние годы мы открыто говорим о вопросах веры, поддерживаем православные традиции и соблюдаем христианские обряды, а они у нас никогда не иссякали, благодаря подвижническому служению нашей церкви,  нашего народа, наших деревенских бабушек.
И в наше время столкновение с неправдой мира приводит многих в уныние. Но Церковь провозглашает радостную весть о Воскресении Христовом. И эта весть дарит новую надежду.
Воскресение Христово открывает путь к преодолению соблазна греха и воскресения для нового бытия, исполненного нерушимой надежды и высокого смысла.
И,  радостные, обновлённые, спешим мы  наполнить сердце надеждой, поделиться радостью с ближними, поблагодарить родителей, близких, всех тех,  кто долгие годы помогал нам осознавать премудрости бытия…   Всех тех,  кто ещё живы, и тех, кто ушёл в мир иной, исполнить обычай, завещанный предками, помянуть усопших и соединиться всем миром в надежде на обретение жизни вечной…
С  этими мыслями мы каждый год на светлой пасхальной  Седмице спешим на кладбище.
Вот как описывает обычай поминовения усопших русский писатель А. Мельников - Печёрский в своей книге « В лесах», посвящённой русской старине, традициям русской Церкви.
« На Пасхе усопших не поминают. Таков народный обычай, так и церковный устав положил… В великий праздник  воскресенья нет речи о смерти, нет помина о тлении. «Смерти празднуем умерщвление!..»  -  поют и в церквах, и в раскольничьих моленных, а на обительских трапезах и по домам благочестивых людей читаются восторженные слова Златоуста и гремят победные клики апостола Павла:  «Где ти, смерти жалко? Где ти, аде победа?...» нет смерти, нет и мёртвых – все живы в воскресшем Христе.
Но в русском народе, особенно по захолустьям, рядом с христианскими верованьями и строгими обрядами церкви твёрдо держатся стародавние, заботно  берегутся обломки верований в вёсёлых старорусских богов…
Верит народ, что Велик Гром Гремучий, каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на коней своих – сизые тучи, хлещет золотой вожжой – палючей молоньей –Мать Сыру Землю… Мать-Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам её разливается… Всё оживает: и поля, и луга, и тёмныё рощи, и дремучие леса… животворящая небесная стрела будит и мёртвых в могиле… Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых людей…Слышат гробные жильцы всё, видят всё, что люди на земле делают, слова только молвить не могут…
Как не встретить, как не угостить дорогих гостей?
Как не помянуть сродников, вышедших из  сырых, тёмных жальников на свет поднебесный?... Услышат « окличку»  родных, придут на зов, разделят с ними поминальную тризну…
Встают мертвецы в радости; выйдя из жальников, любуются светлым небом, красным солнышком, серебряным месяцем, частными мелкими звёздочками. Радуется и живое племя, расставляя снеди по могилам для совершения тризны….
Оттого и день тот зовётся Радуницей.
                Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине – деревеньщине « помине» зачинаются. В «навий день» стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться.     Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся.
                Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сыченой брагой, убирает их свежим дёрном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, крашены яйца, ставит вино, пиво и брагу…. Затем окликают загробных гостей, просят их попить – поесть на поминальной тризне»
                Так описывает обычай поминовения усопших русский писатель А.Мельников Печёрский в своей книге « В лесах», посвящённой  русской старине, традициям русской Церкви.
      Много воды утекло с той далёкой поры, но и  сегодня мы, нынешние,  свято чтим этот обычай, неотступно следуем ему. И  на каждом кладбище в этот день радостные люди приходят в гости к своим умершим родным, вспоминают о пережитом, тепло приветствуют знакомых, одаривают друг друга крашеными яйцами и сладостями, а уходя и прощаясь с родными, выражают надежду на встречу в Вечности….
                Какие тёплые чувства связывают в этот день всех. Поистине, хочется верить, что все мы – братья и сёстры, всех любить, всех прощать, ко всем относиться со смирением…
  Пройдёт несколько дней,  и жизненная суета опять закружит нас и, возможно, мы забудем наши благие помыслы и опять обидим ближнего. Но придет новая весна, мы, даст Бог, услышим Пасхальное  благовестие – « Христос Воскресе!» и сердца наполнятся новой надеждой...