ч. 6

Владимир Исаев 2
1.Азовцы усиливаются с помощью турок и крымцев (1660 год)

После десяти лет бесконечных нападений донцов, турки и крымцы начали принимать решительные меры, чтобы преградить казакам все доступные пути для выхода в Азовское и Черное моря. Как только об этом прослышали на берегах Дона, то немедленно отправили 200 своих товарищей на разведку под город Тамань. Там-то и узнали донцы, что крымский хан «снаряжает на них все подвластные ему народы», и что из Кафы уже направлено наземным путем через Тамань в Азов 3000 янычар. Также, ожидался подход из Константинополя 35 кораблей «с лесом и каменьями» для постройки на Дону трёх крепостей. Не теряя духа, в тот же день, когда об этом узнали в Черкаском городке, казаки направили 30 стругов с отборными воинами для нападения на Крым. Но получилось так, что ханские войска уже были под стенами Азова и едва казаки прошли устье, как на заре, в заливе Азовского моря, их встретили 35 турецких кораблей, а по берегам – многочисленное басурманское войско. Ясное дело, что ни о каком походе далее речи не могло и быть: казаки спешно вернулись в устье Дона и пошли вверх Каланчинским протоком. Но их перемещение было замечено из крепости: большие и малые отряды татар и турок с пушками и ружьями засели вдоль Каланчи и отрезали все пути для отхода. Но для донцов было не впервой бывать в таких ситуациях, и они пошли вверх, на прорыв. С боями, казаки прошли на своих стругах около шести верст; в Черкаском городке ранее узнали об опасности и на помощь незамедлительно был выслан большой отряд - это и помогло в решающем сражении. Надо отметить, казаки так искусно защищались, что не потеряли ни одного человека убитым, и ни одного судна не было потеряно.

2. Казаки просят помощи русских войск у Государя
 
Сразу же после того, как донцы узнали о планах крымского хана и турецких войск, они послали в Москву двух знатных старшин: Фёдора Будана и Фрола Минаева просить «вспомоществования войском и скорейшей присылки обещанного Государем жалования»; отмечая также, что от пленных известно следующее: корабли из Константинополя непрерывно пополняют азовский гарнизон. Государь в свою очередь, одобряя действия казаков, передал, что войско «под начальством воевод Семёна и Ивана Хитрого, а также  жалование из Воронежа будет им в скорости». Но прошло два месяца – май и июнь, а никакого войска и жалования не было. Казаки понимали всю опасность укрепления Азова и, поймав очередного языка, который подробно описал все намерения турок и татар, отправили его в Москву со станичным атаманом Григорием Афанасьевым. Царь опять повторил: «помощь идет, жалование в дороге». Но о походе воевод из Москвы у казаков не было никаких реальных подтверждений, поэтому была послана третья по счету станица к Государю во главе с атаманом  Михайлом Петровым, где казаки писали следующее: крымский хан пришел к Азову в конце июля и расположился между Доном и Донцом. Татары будут строить по Дону крепости и хотят разорить и уничтожить Черкаский городок. «Если не получим скорой помощи твоей, то не в силах будет удержать татар; многие товарищи наши и теперь уже, дожидаясь твоей рати и жалования, принуждены были от голоду и наготы разойтись».
А между тем неприятельская сторона начала строительство крепостей и совершала постоянные набеги на казачьи городки. Поэтому, 25-го сентября, донцы отправляют в Москву четвертую станицу во главе с атаманом Игнатием Серебрениковым с известием, что татары, численностью более тысячи, постоянно нападают на Черкаский городок, крадут скот и лошадей, а «для построения крепостей своих уже бьют они сваи и приготовляют камень». Государь опять похвалил казаков за оперативные данные и передал, что воеводы Семен и Иван Хитровы отправлены из Воронежа 15 июля, «и что о скорейшем походе их на Дон послал к ним указ с нарочным». Для маскировки приготовлений на Дону, гетману Юрию Хмельницкому было велено послать кошевого атамана Запорожских казаков «с большими силами для нападения на крымские области».
Наконец-то, в октябре месяце, во главе воевод Семена и Ивана Хитровых  прибыло семитысячное войско и расположилось недалеко от Черкаского городка.

3. Крымский хан строит крепости в верхнем устье Каланчи и на Донце

Но татары в это время тоже не дремали: они закончили строительство всех крепостей ещё до прихода русской армии. Сам хан руководил работами. В его подчинении было 40 000 татар и 10 000 венгров и других народов, присланных ему от султана. «Все трудились неусыпно», поэтому за полтора месяца крепости были построены, вооружены и готовы к бою. Две из них стояли в устье протоки Каланчи по обоим сторонам Дона: каждая имела в окружности 200 сажень (примерно полкилометра) и высотой в 15 сажень (высота девятиэтажного дома) и вместимостью до трехсот воинов. Третья крепость, на Донце, была крупнее и вмещала до пятисот бойцов. Мусульмане были твердо уверены, что с построением этих крепостей они отрежут казакам путь в Азовское море. И в самом деле, места для их постройки были выбраны не случайно: любое судно не могло проплыть мимо, «не быв раздроблено крепостной артиллерией». Даже в ночное время казаки не могли прокрадываться в этих местах: поперек Дона татары протянули железные цепи. Казалось, что Азов стал непреступным. Но в последствии мы увидим, что все эти преграды не могли удержать казаков «от любимого ими плавания по Азовскому и Черному морям; а пока шло строительство татарских укреплений, казаки не могли остановить построение крепостей, т.к. на тот момент в Черкаском городке их насчитывалось около 3000 человек. И хан, дабы донцы не мешали его планам, посылал каждый день по нескольку больших групп к Черкаскому и близлежащим казачьим городкам «занимать казаков единственно их защитою». Таким образом, построив крепости до прихода русских воевод и снабдив их всем необходимым, хан, в октябре возвратился в Крым.
Русские же войска простояли всю зиму, не предпринимая никаких действий, т.к.  «ожидался большой приход татарской рати», и в данном случае, если начинать открытые военные действия против крепостей, то просто не хватит пороха. Даже защитить себя. Хотя, была единственная вылазка количеством в тысячу человек: ходили «для смотрения новых татарских крепостей». Отряд прошел до самого Азова и, взяв несколько человек в плен, казаки выжгли все предместья новых военных сооружений.