Выигрыш в лотерею. Часть 5. Окончание

Виктор Кутуркин
         Мама задала вопрос и ожидала ответа от сына.  Андрей  прикинул, cколько денег ему придется вложить в Жигуль.  Новая резина, тормозные колодки, расходные материалы.  И это все придется покупать на рынке, ведь в единственном магазине на улице Салова ничего не купишь. За все придется переплатить спекулянтам. А как попасть на станцию техобслуживания он просто не представлял.
    - Cколько ты хочешь получить за машину? – поинтересовался он у мамы.
    - Она стоит шесть тысяч рублей! – она ответила не задумываясь.
    - Но, мама!  Это цена новой машины, а твою Санька основательно эксплуатировал! – И мне придется значительно потратиться! – попытался сбить цену Андрей.
    - Понятно!  Значит, ты не хочешь брать мою “старую” машину! – съязвила мама.
    - Ну, почему не хочу!  Тебя  устроит пять тысяч рублей?  И, конечно, я буду выполнять все твои просьбы,  связанные с поездками!   Он очень хотел,  чтобы мама согласилась, и она уступила. 
      Все формальности уладили в течение недели.  Мама оформила на Андрея дарственную, а он продал Москвич, получив  его стоимость, так как покупатель   согласился оплатить комиссионный сбор магазина.  Андрей вернул долг на работе, отдал тысячу родителям Виктории, а пять тысяч рублей мама положила на трехпроцентный вклад в сберкассу.
     Все необходимое для машины Андрей приобрел у спекулянтов,  замену масла, тормозных колодок, ремня вентилятора выполнил сам, а подвеску ему проверили в одном из гаражей на стенде.  Готовую к эксплуатации машину он поставил на стоянку в арендованный гараж до следующей весны.
     Наступил Новый 1981 год.  Андрей и Виктория продолжали работать, а Олежка ходил в школу.  Мама не могла сидеть без дела и нашла себе временную работу.  Cаньку из автопарка не уволили, но перевели работать слесарем по ремонту.  Теперь,  как выразилась однажды мама, Санька сидел в  “ремонтной яме”,  получив возможность выпивать на работе.  От вредной привычки он не думал отказываться, а лишение прав его только ожесточило, но не послужило уроком. Отношения в семье стали напряженными,  но особенно возненавидел он тещу,  и видел в ней причину всех своих бед. 
      Нельзя сказать, что отношения Андрея и мамы ухудшились.  Он продолжал заходить к ней в гости, поздравлял с днем рождения и с восьмым марта, но какая-то неудовлетворенность в отношениях присутствовала.  Выигрыш, и последующие за ним события,  неуловимо отдалили их друг от друга.  Мама радовалась его приходу, интересовалась успехами Виктории и внука, но он чувствовал, что она озабочена в большой степени судьбой дочери и маленькой внучки.  Санька позволял себе напиваться и устраивать скандалы, ведь теперь он не проходил утренний осмотр на алкоголь как все водители.  Нина прощала своего мужа и эта невыносимая обстановка маму угнетала. 
     Андрей не предполагал, что его ждут неприятности, связанные с продажей Москвича.  В один из апрельских дней его вызвала секретарь парткома объединения. Оказывается, профсоюзный комитет произвел проверку работников,  которым ровно год назад были выделены для приобретения легковые автомобили.  В итоге этого расследования выяснилось, что часть машин была продана владельцами.  В их число попал и Андрей, которому пришлось давать разъяснение на собрании о причинах продажи.  По выступлению товарищей было видно, что часть коммунистов, с недоверием отнеслась к этой истории, но Андрей представил справку из комиссионного магазина о продаже Москвича и нотариальный документ на дарственную Жигулей.  Ему поверили,  сработала безукоризненная  репутация, но выговор объявили.  Хорошо, что без занесения в учетную карточку.
     Сегодня, когда многочисленные салоны предлагают разнообразные модели автомашин и буквально зазывают покупателей, невозможно представить ситуацию, описываемую выше.  Но так было во времена всеобщего дефицита.  Даже имея деньги, очень непросто было приобрести квартиру, автомобиль, приличную мебель, холодильник,  ковры, нормальную одежду и обувь.  В лучшем случае  это было возможно по записи, c утомительным стоянием и ночными перекличками в “диких” очередях,  либо на предприятиях, по распределению,  заслужить многолетним трудом.  В любом случае эти приобретения надо было выстрадать  или серьезно переплатить спекулянтам. 
    С наступлением теплых майских дней, возобновились поездки на дачу.  Машину вел Андрей, а место Саньки было теперь на заднем сиденье.  Они почти не общались,  да и раньше особенно разговаривать было не о чем.  Cлишком они были разные.  Андрей  много учился, читал,  любил театр, активно занимался спортом, мечтал о путешествиях и не переносил алкоголь.  На первое место он всегда ставил интересы семьи и больше всего на свете любил проводить время с женой и сыном.  Андрей не переставал удивляться, глядя на Саньку, как может опуститься молодой, на пять лет моложе Андрея, парень, которого сестра вытащила из общежития, мама вручила машину, воспитывает дочку и которого любит жена.  В каждую поездку он брал водку, без которой не представлял отдых на даче.
    В свой очередной отпуск Вика и Андрей решили отправиться к Черному морю. Недалеко от Одессы в поселке Затока есть кемпинг, в котором можно встать с палаткой и замечательно отдохнуть. Это посоветовал Петр Федорович, заместитель Андрея,  который бывал там не раз.
     Стартовали десятого июня по знакомой трассе – Киевскому шоссе. Ночевать остановились на территории Белоруссии у красивого озера Лосвида,  недалеко от Витебска. Следующая ночевка была в гостинице украинского города Умань.  За минувший день проехали через Витебск,  Оршу, Могилев, Гомель, Киев.  На третий день путешествия приехали в Одессу.  Город понравился.  Посмотрели порт и историческую лестницу, знакомую по фильму “Броненосец Потемкин”, любовались зданием Оперного театра, памятником Ришелье, прогулялись по Дерибасовской и покупали фрукты на Привозе.  Кемпинг нашли сразу.  Он располагался на небольшом пятачке, в месте впадения Днепра в Черное море.  Купание в лимане Андрею не понравилось,  да и, заплеванная шелухой от семечек Затока,  не впечатлила.  Отдохнув неделю,  отправились путешествовать по Белоруссии и Прибалтике.  Побывали в Минске, Хатыни, купались в Паланге. Бродили по литовским городам Шауляе и Паневежисе, с его знаменитым театром, где блистал на сцене Донатас Банионис. Гуляли по Лайвес аллее – главной улице Каунаса и любовались старинным замком на острове в Тракае.  Произвел впечатление Вильнюс с его замечательным историческим музеем.  Посетили мемориал Саласпилс под Ригой – место, где в годы войны находился концентрационный лагерь,  в котором фашисты замучили тысячи людей. Гуляли в Пярну и эстонской столице Таллинне.   Конечно, маршрут этого путешествия был напряженный,  но каким еще образом можно было бы осмотреть столько городов нашей необъятной Родины,  набраться таких незабываемых впечатлений!
    Прошел 1981 год,  который не принес ничего нового. Такими были и два следующих года. Правда Андрей с Викой и Олежкой поехали на этот раз в Крым. Первый год они провели отпуск в Планерской под Феодосией, а следующий отпуск недалеко от Севастополя. Прокатились по всему Крымскому побережью от Феодосии до Евпатории. Посетили музей Айвазовского,  осмотрели развалины Херсонеса, были на могиле Волошина, любовались растениями Никитского ботанического сада и Ласточкиным гнездом в Гурзуфе.  В Севастополе восторгались диорамой и панорамой исторических событий и были на Малаховом кургане. Эти поездки значительно расширили кругозор всей семьи и были очень полезны для  сына Олега.
    Подходил к концу 1983 год,  когда предприятию, на котором работает Виктория,  были выделены автомобили. Придя однажды домой, она сообщила Андрею, что есть возможность приобрести Жигули. Правда, это будет самая дорогая модель ВАЗ 2106, и цена составляет свыше девяти тысяч рублей. Недорогие модели были уже распределены, и осталась только одна “шестерка”.   
     - Ну, и как ты поступила? – с нетерпением ожидая ответа, спросил Андрей.
     - Конечно, согласилась!  И уже написала заявление в профсоюзный комитет!
     - Молодец! Правильно сделала! – похвалил он жену.
    Виктория, не  задумываясь, согласилась, потому что отказаться было никогда не поздно.  И почему не воспользоваться возможностью, поменять машину на новую? Они очень любили и бережно относились к своему “васильку” – так любя звали Жигуль. Андрей ухаживал за ним, своевременно проводил техническое обслуживание, использовал только для поездок на дачу и в отпуск.  Но история машины, этого маминого  “подарка”,  тяготила его. Он даже поменял номера, чтобы не напоминали о том времени, когда ее водил Санька. 
    Предстояло решать вопрос со сбором необходимой суммы для покупки новой “шестерки”.  Неизбежной становилась продажа “василька”.  Рисковать,  пытаясь получить сверх реальной стоимости, спекулируя на авторынке, Андрей не хотел, это противоречило его принципам и жизненной позиции.  Но, иногда, жизнь сама подсказывает выход из любых ситуаций.  Так случилось и на этот раз. Неожиданно Саньке снизили с пяти до трех лет наказание в виде лишения прав управления.  Может быть, вышло такое постановление в нашей стране – лишать только на три года вместо пяти, либо руководство предприятия ходатайствовало, или Санька обращался куда-либо.  В итоге, права ему обещали вернуть в течение месяца. 
     Обсудив возникшую ситуацию с мамой, они решили поступить следующим образом. Она возвращает пять тысяч рублей Андрею и забирает обратно Жигули. Проценты по вкладу за три года оставляет,  естественно, себе.  Возвращая Саньке машину, мама хотела дать ему шанс .   Она все еще надеялась, что он сможет преодолеть тягу к спиртному.
   Итак, вопрос с продажей машины был решен. Осталось собрать недостающие четыре с лишним тысячи рублей.  Огромные , по тем временам, деньги.  Зарплата энергетика составляла около двухсот пятидесяти рублей, а технолога Виктории сто пятьдесят. Кое-что, они за эти годы сумели отложить.  Андрей понимал, что любой владелец автомобиля должен располагать суммой, необходимой для ремонта своего “железного коня”.  В те времена не было ОСАГО, поэтому авария и ремонт автомобиля могли серьезно подорвать семейный бюджет.  Просить у родителей Вики не хотелось, ведь они и так простили детям две тысячи рублей долга.  Опять обратиться к товарищам на работе?
     Андрей решил проверить возникшую у него идею.  В один из выходных дней, Вика и он проехали в автоцентр, для уточнения срока поступления машины.  Менеджер нашел их фамилию в списках на получение и назвал ближайшую дату.
    - А можно ли поменять модель? – поинтересовался Андрей.
    - Какую машину вы хотели бы взять? – встречный вопрос задал менеджер.
    - Мы бы хотели 21013!
           Менеджер не возражал, и тут же внес эту модель в список на получение.
    Без лишних вопросов он заменил престижную “шестерку”  на  обычную, правда, несколько модернизированную, “копейку”.  Однако, цена этой машины составляла семь тысяч двести рублей.  В канун нового 1984 года, Виктория и Андрей стали обладателями новых красного цвета Жигулей.
    Если Вы, уважаемый читатель, думаете, что Санька изменил своим вредным привычкам, то глубоко заблуждаетесь!  Правда, он должен был теперь не особенно увлекаться спиртным, и помнить о предрейсовых осмотрах. Да и в выходные дни летом поездки на дачу к дочке и теще никто не отменял.  Но зато зимой, в свободные от работы дни, он позволял себе оттянуться по полной программе.  Бутылка, селедка в качестве закуски и семечки. Обычно молчаливый, выпив, он преображался.  Cтановился веселым, раскованным, разговорчивым, но если перебирал с водкой, то злым и агрессивным.  Нина делала ему замечания, на которые он не реагировал.  Она понимала, что нельзя дочку оставлять без отца и терпела его выходки.  Но когда Санька полез с кулаками на тещу, та вызвала милицию. Прибывший наряд  забрал пьяного зятя. На следующий день в квартиру пришел участковый.  Выяснив обстановку в семье, он предупредил Саньку, что ставит его на учет, а теща написала заявление.  Она рассказала милиционеру о болезни дочери, о том, что зять не принимает участия в воспитании собственного ребенка, пьянствует и ей угрожает. Участковый не отнесся формально к этой семье и предупредил Саньку об ответственности за свои действия.  Бросить вредную привычку довольно сложно, и следующая пьяная выходка Саньки не заставила долго ждать. В одном из скандалов он ударил тещу.  Участковый предложил выбор – либо Санька уезжает на свою родину, или на него подает теща в суд.  После развода Санька собрал чемодан, и отбыл  на Урал, откуда был родом.  С тех пор о нем никто не слышал.
     Шел 1987 год.  В стране зрели перемены.  Появились кооперативы и магазины, торгующие по договорным ценам.  В один из таких комиссионных магазинов и поставили “василька”.  После продажи мама получила за него четыре тысячи семьсот рублей,  которые отнесла в сберкассу.  Она продолжала заниматься дачей, и  Андрей возил туда Нину и Иринку.  Сам же, при любой возможности, вывозил семью на отдых в Каукси. 
     Эпоха перестройки и гласности вызвала появление в средствах массовой информации множество откровенных материалов.  Андрей, который внимательно следил за публикациями, однажды прочел в газете Смена о неблагополучной экологической обстановке в Киришском районе.  Местные жители выходили на митинги и требовали закрытия комбината, отравляющего окружающую среду.  И в подтверждение вредных выбросов , на коже внучки появились аллергические пятна. Осмотревший Иринку врач, выдал соответствующее заключение о их происхождении. Не раздумывая,  мама немедленно продала дачу, а деньги отнесла в сбербанк.  Она считала, что обеспечила себе безбедную старость.  Если бы знать о тех событиях, которые произойдут в стране в самое ближайшее время?
     Постоянные скандалы и пьяные выходки Саньки, последующий развод,  серьезно подорвали слабое здоровье Нины.  Ее попытки снова найти спутника жизни заканчивались неудачей.  На нервной почве начались приступы и ее поместили в больницу.  В те годы врачи института Бехтерева не имели способов лечения подобных заболеваний.  Терапия и использование импортных препаратов не дали результат. Во время одного из приступов Нина скончалась, в возрасте тридцати трех лет.  В тринадцать лет Иринка осталась без матери и отца, а ее воспитание легло на плечи бабушки, оформившей опекунство. 
     Когда в 1991 году рухнул Советский Союз, вклады обесценились. Теперь на эти деньги, лежащие в сберкассе, можно было купить, разве что пару сапог.  Иринка поступила в кулинарное училище, а бабушка  вынуждена была  торговать на улице.   Предприятие Андрея обанкротилось, и он был занят поисками работы.  Схожая ситуация была и у Виктории.  Надо было, каким-то образом, выживать.  Но это уже  совсем другая история.

      P. S.  В  1997-м году лотерейный автомобиль напомнил о себе,  Налоговая служба прислала Андрею уведомление, о необходимости оплатить налог с давно проданного “василька”.  Хорошо,что он чудом сохранил документ из комиссионного магазина о продаже автомашины.  Знакомый сотрудник ГАИ помог исправить недоразумение. Андрей  разыскал покупателя, так как знал расположение его гаража. Они встретились, и тот рассказал, что продал машину хозяину ларька. Он также вспомнил, что года три назад видел “василька”.
       Его использовали для перевозки овощей и фруктов.  Вид у машины был запущенный, пружины просели, трещина на стекле, ржавчина на давно немытом кузове. Судьба этой машины, по его словам, незавидная.
      P.P.S.  Эта история приведена здесь без всяких изменений и дополнений, и имела место быть в действительности.  Автор позволил себе лишь изменить имена двух действующих лиц.