Спасти и помочь

Эрик Петров
СПАСТИ И ПОМОЧЬ

   Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… Но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.
   Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слова «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в жару и сильный мороз, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет - это команда, выезжающая на пожар. И руководит этим расчетом командир отделения.
   Одним из командиров отделений пожарной части № 7 ФГКУ «1 отряд ФПС по Чукотскому автономному округу» является Владимир Столяревский, который половину своей жизни посвятил рискованному и благородному делу спасения людей, награжден знаками отличия и медалями МВД и МЧС. В 2005 году в звании майора внутренней службы вышел в отставку из ПЧ №8. Но в 2009 году снова вернулся в «пожарку», теперь уже в ПЧ №7, работником. В седьмой части работал командиром отделения, начальником караула, сейчас снова командир отделения.
   Два десятка лет на службе Родине
   Родился Владимир Валерьевич 1 января 1965 года в городе Лисичанск Луганской области Украины. Там же после окончания восьми классов в школе № 24, поступил в горный техникум, получил специальность техника-геолога. По распределению был направлен в Приморский край. До службы в армии успел поработать техником-геофизиком в горах Цехиатели – это между Хабаровском и Владивостоком, в Приморском крае.
   - В ряды Вооруженных Сил был призван в 1984 году, служить пришлось мне три года на Тихоокеанском флоте, - рассказывает Владимир Столяревский. – Так что, вместе с армией отслужил я 20 календарных лет, а в переводе на северный коэффициент выслуги – все 40 лет.
   После службы во флоте Владимир приехал в Билибино, так как его родители к тому моменту во второй раз переехали на Чукотку.
   - В ноябре 1987 года я был уволен из флота в запас в звании старшины 1 статьи, и практически сразу подал документы в пожарную часть, - продолжает Владимир Валерьевич. - С января 1988 года уже начал служить в ПЧ № 8. Был пожарным, старшим пожарным, командиром отделения, а в 1992 году аттестовали меня на офицерскую должность начальника караула. Начинал с младшего лейтенанта. Служил до 2005 года начальником караула.
   «Не бойся, мы тебя не бросим…»
   Спасти и помочь - такая цель стоит перед пожарными каждый день. Экстремальная ситуация для них - ситуация штатная, обычный будний день. Человеческое горе - это то, что они видят перед собой постоянно. По мнению врачей, каждый выезд на пожар по своему негативному воздействию на организм человека равносилен предынфарктному состоянию.
   - Что касается тушения пожаров, то первый раз идти в подвал было страшно, - вспоминает Владимир Столяревский. - Работали тогда в КИПах, окна маленькие, все запотевает… Нужно было идти в связке: руку на ремень впереди идущего, смотреть по сторонам. «Ничего не бойся, мы тебя не бросим! Впереди опытный. Сзади опытный. Ты в середине», - говорили опытные "тушилы". Это был самый запоминающийся случай – тушили мы тогда на улице Механизаторов деревянный двухэтажный дом. Я тогда был еще «зеленым», только чуть более года отслужил в ПЧ № 8, нас вызвали на помощь ПЧ № 7. Помнится, горели тогда сразу два дома, правда, один из них был еще недостроенный, выселяли людей и из третьего дома, который мы и защищали от огня. Мы пошли на разведку в подвал, потому что по коммуникациям пламя уходила вниз. Была высокая температура, задымленность, ничего не видно, дышать нечем, летят искры. Я тогда не знал, что в деревянном доме есть подвалы. За собой рукавную линию тянули, на четвереньках ползали... А до подвала, пока не включили меня в звено ГДЗС, мы со ствольщиком между двумя горящими домами тушили, в то же время и себя поливали. Только обольем себя, «боевка» тут же высыхает, опять невыносимая жара, боевая одежда чуть ли не горит. Это было в 1989 году. Запомнился тот пожар на всю жизнь. Как говорится, слава Богу, пострадавших не было, всех успели эвакуировать.
   Да, в то время восьмая часть выезжала на пожары, помогала ПЧ №7, если были крупные пожары, и не хватало сил и средств. Раньше же частных застроек в Билибино было много, горело хорошо. Пожарные ПЧ № 8 тоже нередко выезжали, тушили в основном частные постройки, дачи.
   Такие не предают!
   А мне, автору этого очерка запомнился такой эпизод. Как-то в одну из зимних ночей тушили пожарные частную постройку в Заводском микрорайоне. Так вот, хозяйка подворья после пожара сказала, что мужчина, идущий в самое пекло, никогда не предаст.
   - Я вот смотрю, - говорила та женщина, - совсем еще мальчишечка идет в этот дым, а сама думаю: да сидел бы ты лучше где-то в конторе, бумажки с места на место перекладывал, а не жизнью своею рисковал. Нет же, идут в огонь! Вот за кого нужно замуж выходить. Я бы на месте его невесты, его холила и лелеяла. А была бы женой пожарного, сама бы гвозди забивала, пусть только он домой возвращается!..
   В ту ночь эта женщина поняла, насколько сложна и важна работа огнеборцев. Она убеждена: пожарных нужно ценить и уважать, а еще, по словам погорельцев, заработная плата за такой каждодневный риск должна быть не меньше 100 тысяч рублей в месяц.
   Это, так сказать, к слову. А женился герой нашей зарисовки Владимир Столяревский уже будучи сотрудником пожарной части. Невеста не испугалась его рискованной работы, отнеслась нормально.
   - Супруга моя Ольга Викторовна тоже из Лисичанска, - говорит Владимир Валерьевич. – После года службы в пожарной части поехал я в отпуск, там и познакомился со своей будущей супругой. Вообще-то мы с ней и раньше были знакомы, учились в одной школе, но общались мало, она была младше меня. А к тому времени, когда я приехал в отпуск, она уже училась в торговом техникуме, была на последнем курсе. В 1990 году мы поженились, а после рождения дочери Анастасии в 1991 году получили однокомнатную квартиру в микрорайоне Арктика. К риску, к пожарам я давно привык, семья тоже.
   За время работы в ПЧ № 7 Владимиру Валерьевичу не раз приходилось спасать людей. Нередко бывает в карауле, что зазвенит звонок, снова тревога, а по громкой: «Первое и второе отделение на выезд!  Улица такая-то, горит то-то!..» Через 30 секунд уже едем двумя отделениями к месту вызова. Конечно, мысленно готовимся к худшему, т.к. место вызова находится далеко от расположения части. Пройдет примерно минут 8 - 10 на наших «скоростных» машинах, и все это время будет развиваться пожар, плюс к тому времени надо прибавить время от начала пожара, до того как его обнаружили, плюс время на обработку вызова диспетчерской службой, итого получается очень солидный временной срок «от»и «до».
   Пока едем, начальник караула по карте гидрантов определяет, что ПГ находится в непосредственной близости к дому, который горит. Слава Богу, это уже неплохая новость, потому что без воды мы бессильны (воды в автоцистерне хватает на 10-12 минут работы), а с водой - ого-го! Начальник караула дает указание кому и что делать по прибытии к месту вызова, но по большому счету этого и не требуется, поскольку многие работают в пожарной охране не первый и не второй год, и все уже отлажено. Обычно второе отделение устанавливает машину на пожарный гидрант, прокладывает магистральную линию от пожарного гидранта, а затем приступает к тушению пожара. Первое отделение по прибытию к месту вызова по необходимости формирует звено ГДЗС, проводит боевое развертывание с подачей «ствола первой помощи», включается в ДАСВ (дыхательные аппараты на сжатом воздухе), проводит разведку, начинает тушение от пожарной автоцистерны. Одновременно с этим начинаем проводить разведку пожара внутри дома.
   Не прошло и 40 минут с начала тушения, мы уставшие, но довольные стоим возле дома, контролируем, не упустили ли мы еще что-то. Хозяин дома немного в шоке от произошедшего, но осознав, что вообще могло произойти, если бы мы не сработали грамотно, подошел и всех поблагодарил. А ведь для пожарных это немаловажно, когда люди ценят их труд, а не винят во всех грехах и не придумывают всякие небылицы про то, что пожарные ездят на пожары без воды! Прошло еще не менее полчаса, когда поняли, что все уже нормально, ничего страшного не произойдет, пожара больше не будет, дом парит, но уже не дымит. Отдав последние наставления хозяину, караул убывает в подразделение.
Прибыли в часть, привели в порядок все пожарно-техническое вооружение, находящееся в автомобиле, и бегом ужинать, а вдруг опять куда поедем.
   Мнение.
   - Многие, наверное, слышали, есть такая поговорка: пожарный спит – страна богатеет, - продолжает Владимир Валерьевич. - И в этом есть свой смысл. Значит, пожаров, уничтожающих народное добро, не случилось. И еще. Раньше пожарный мог после обеда отдохнуть час, и никогда начальник не попрекал его этим. А почему? Да потому что неизвестно, что дальше случится - вечером, ночью…  Ведь по статистике, основное количество возгораний случается, когда люди приходят вечером домой, топят печь в домах, на дачах, в банях с нарушением правил безопасности, выпивают, курят, засыпают с сигаретой в постели… И если пожарный отдохнул час днем, то и ночью ему будет значительно легче работать. Сейчас послеобеденный отдых, к сожалению, отменили. Я считаю, что это неправильно, но спорить с министерством бесполезно…

 К СЛОВУ:
   Реальность, а звучит как юмор:
   - Когда пожарному ночью не дают отдыхать комары, он просто снимает сапоги. Комары потом жалуются на применение оружия массового поражения!
   - Пожарные машины движутся на «матерном двигателе»! Чем сильнее матерится расчет, тем быстрее едет машина!
   - Вода в пожарной цистерне содержит всю таблицу Менделеева и убивает все живое, на что прольется. Но пожарные умываются и спокойно пьют эту воду со ствола!
   - Пожарные воды не боятся, они с ней работают.
   - Каждый пожарный знает: не потушенных пожаров не бывает!
   - Женщинам на заметку: муж мужем, а пожарный нужен!