В гостях у Рерихов

Владимир Скляр
Поселок Наггар (Naggar) расположен в 20 километрах от летнего горного курорта Манали. Здесь находится усадьба, в которой жило семейство Рерихов.
Из Манали в Наггар можно добраться рейсовым автобусом, идущим вниз по долине в сторону Кулу. Автостанция в Манали находится в самом центре, прямо на прогулочной улице Мол (Mall). 20 километров по неспешной горной дороге автобус преодолевает за час, да и то, если нет пробок. Стоимость проезда в 2017 году составляет 30 рупий.

Выйти надо прямо при въезде в Наггар, возле соответствующего зеленого знака, указывающего на начало населенного пункта. Как правило, автобус делает там остановку. Прямо от знака влево уходит дорога, она нам и нужна. Если взглянуть на указатель “Naggar” с другой стороны (со стороны Кулу, а не Манали), то можно увидеть надпись “Naggar Castle” (Наггарский замок). Дорога к усадьбе Рерихов проходит мимо этого заслуживающего внимание сооружения. Нагарский замок лучше посетить на обратном пути. Сейчас там размещается отель, и за вход берут плату в 30 рупий. Имеет смысл зайти на территорию и осмотреть это красивое здание, тем более, что там же расположен и неплохой ресторан.
Кроме того, прямо по дороге, между усадьбой Рерихов и Наггарским замком, находится старинный деревянный храм Трипура Сундри (Tripura Sundri Temple). Но все это на обратном пути, после достижения нашей основной цели.

А до усадьбы Рерихов по дороге, идущей в гору, около трех километров. На мой взгляд, лучше заехать на гору на туктуке или попутке, а назад уже спуститься пешком. Водители просят за проезд до 100 рупий, можно торговаться. Местные жители называют усадьбу Roerich Art Gallery («Рорих арт галлери»), так и надо ее называть, если спрашиваешь дорогу или просишь довезти.
Территория усадьбы включает основную часть, где находится сам жилой дом (Hall Estate) и территорию созданного Рерихами Института Гималайских исследований «Урусвати» (с санскрита это слово переводится, как «свет утренней звезды»). Вход по билетам, стоимость 100 рупий. У входа на территорию есть еще два выставочных зала, а немного в стороне находится здание Академии искусств имени Елены Ивановны Рерих. В жилом доме находятся подлинники картин и сохраняются жилые интерьеры, доступ к которым закрыт, и рассматривать все можно через стекло.

Вокруг второго этажа выстроена деревянная галерея. Можно просто посидеть на балконе и насладиться величием этого места. Виды на долину Кулу отсюда, как из иллюминатора авиалайнера, наполняют чувством полета и высоты. Здесь чувствуется присутствие великой семьи. Кажется, что вот-вот откроется дверь гостиной и выйдет кто-нибудь из хозяев.
Ниже главного дома находится небольшая мастерская Святослава Николаевича и место кремации  Николая Константиновича. Шелестят липы, привезенные сюда из Европы, а ход времени будто бы замирает.

Относительно состояния и содержания усадьбы есть множество нареканий. Относятся они, в первую очередь, к разграблению фондов института «Урусвати», произошедшему в 1990-е годы, после того, как последние хозяева ушли в мир иной. Действительно, бывший институт производит печальное впечатление. А ведь когда-то здесь работали отделы, секции и лаборатории по направлениям археологии, естественных наук, медицины, культуры народов Азии, лингвистики, метеорологии, астрономии, фармакологии, биохимии. Все было организовано и оборудовано в рекордные сроки, за несколько лет. Здесь размещались уникальные коллекции: палеонтологическая, зоологическая, орнитологическая, минералогическая, этнографическая, нумизматическая, археологическая, коллекции семян, лекарственных растений, тибетских лекарств. Были собраны произведения искусства, гербарии, древние манускрипты, карты. Научная библиотека включала более  четырех тысяч томов. В «Урусвати» хранились дневники участников экспедиций, фотографии, научный архив, включая неопубликованные научные труды, переписка с учеными со всего мира. Многие экспонаты были собраны во время Центрально-азиатской экспедиции, которая до сих пор остается единственной в своем роде по масштабам и труднодоступному маршруту.
Сейчас вы увидите лишь единичные разрозненные экспонаты.

В начале 1990-х годов Святославом Николаевичем и его женой, Девикой Рани, был создан Международный мемориальный трест Рерихов, куда вошло имущество усадьбы и института «Урусвати». На данный момент трест подчиняется правительству штата Химачал-Прадеш. Среднестатистический индиец к России относится крайне позитивно, но вряд ли понимает, кто такие Рерихи, и зачем память о них нужна Индии с ее особой философией и культурно-историческим путем. Просто еще несколько «селфи» в усадьбе, где жили какие-то русские…

Индийцы, которые живут в своей стране, как в музее под открытым небом, не вполне воспринимают европейские традиции ограничивать музейное пространство каким-то одним зданием. Поэтому, нет музейного дела в Индии в нашем понимании этого термина. Соня Ганди открыла в Дели огромный центр современного искусства, но посетителей там нет, не нужно это индийцам, как и многие другие западные ценности. Вот если бы поставить статуи святых, как в вертепах, тогда другое дело, народ повалит.

И как-то так случилось, что вся деятельность треста свелась к тому, чтобы в вялотекущем режиме поддерживать минимальную функциональность зданий. Ни о какой научно-исследовательской работе или полномасштабном изучении наследия речь не идет. Хотя, что там изучать, наследие разграблено…

А ведь, и Россия, и Индия умеют отстаивать свои интересы, если захотят. Наверно, слишком «неудобными» были и остаются Рерихи и их учение. Такими же «неудобными», как и изучаемое Рерихами «неудобное» Королевство Тибет, «седьмая чакра Земли», колыбель цивилизации и сакральных знаний, уничтоженная при молчаливом равнодушии мировых держав. И даже в современных университетах в программу философских дисциплин не включены выдающиеся труды Николая Константиновича и Елены Ивановны. Зачем читать Рерихов в подлинниках, если древнегреческие философы гораздо «удобней» дня нашей углеводородной цивилизации потребления… Будто какой-то молчаливый уговор существует между Индией и Россией, двумя великими державами, дипломатично обходящими неудобные темы.

Остается загадкой, почему семья Рерихов разъехалась из Кулу после смерти Николая Константиновича в 1947 году, оставив налаженный быт и функционирующий научный институт. Может быть, слишком тяжело было здесь оставаться после ухода Николая Константиновича?

Кулу тогда относился к Пенджабу, который, как известно, больше всего пострадал от индо-пакистанского разделения, случившегося в том же 1947 году. Может быть, они разочаровались в великой стране Индии после кровавых событий, которые произошли в их любимом Пенджабе? Или поняли тщетность усилий по распространению своего неуместного для власть имущих учения?

Святослав Николаевич к тому времени уже был женат на Девике Рани, они уехали в жить в Бангалор. Елена Ивановна и Юрий Николаевич мечтали вернуться в Советский Союз, но, в ожидании решения советских властей, почему-то переехали жить в горы Западной Бенгалии. «Урусвати» понемногу прекратил свое существование, как научный центр.

До сих пор не осмыслены в полной мере открытия Рерихов в «интегральной» науке, объединяющей многие области знания, базирующейся на «живой этике», на ведических и тибетских знаниях о душЕ и предназначении человека. Может быть, эти достижения и не будут осмыслены никогда, ведь материалы и записи утеряны. Да и кому это надо в наш «железный век»?

Они пытались найти лекарство от рака. Нашли или нет? Какая разница, если официальная медицина пошла другим путем и «секретные» недорогие индийские таблетки, которые лечат гепатит, СПИД и другие «неизлечимые» болезни официально запрещены в наиболее прогрессивных и процветающих странах.

Что осталось в наследство от этих великих душ, посетивших наш мир в моменты великих исторических потрясений?
Тем не менее Они Были. Пришли в наш мир в драматический переломный момент истории, когда человечество, возможно, упустило очередной шанс стать лучше. Наверно, закономерно то, что они не оставили наследников. В этом просто не было смысла…

Фотографии можно посмотреть у меня в блоге