Слезы юного юриста быль

Олег Яненагорский
Вместо эпиграфа

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан…
Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Из статьи 2 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации


Людям хочется верить, что судьи неподкупны и непогрешимы, что в суде устанавливается истина  и что дела людские будут рассмотрены по справедливости.
 Более того, скажу, что и мне, после многих и многих лет юридической практики, после рассмотрения многих сотен разных дел, хочется в это верить.
А профессиональный опыт с циничной ухмылкой взирает на мою веру и молчит… Впрочем иногда, опыт напоминает мне про историю, которую я для себя называю «Слезы юного юриста»… 
Дело было в середине 90-х годов ХХ века. Написал про ХХ век и мысленно изумился – как время летит…  Но про время упомянул я не для красного словца, а чтобы напомнить - деньги тогда гражданами считались еще миллионами и миллиардами. Одним словом – дело было до денежной реформы 1997-1998 годов. И это – уточнение, важное для понимания. Тогда я руководил маленькой, но процветающей юридической фирмой.
… Мы встретились на улицах родного города, и знакомый попросил меня взять его жену на практику в нашу фирму.
- Какой курс? – спросил я, надеясь, что в продолжение разговора знакомый сам откажется от идеи.
- Третий закончила, на четвертый перешла… она хорошо учится… - уточнил он, не заметив у меня особого восторга от известий о четвертом курсе.
- Знаешь, мы люди порядочные, денег за обучение с молодых юристов не берем… Но и сами им не платим, - достаточно серьезно сказал я, – ты же понимаешь, что с молодыми надо возиться, учить их уму-разуму профессиональному, а дел у нас, хвала Всевышнему, хватает… Я даже не знаю, кому поручить чуткое руководство практикой твоей жены… Уже представляю, как услышу в ответ – Шеф, а оно мне надо?
- Вот-вот!  Я как раз хотел сказать – возьмись за ее практику сам… Я тебя хорошо знаю, да и мне так спокойней будет…
Последнюю фразу я не понял, но время поджимало, и надо было спешить в суд.
- Ладно, созвонимся, и пусть приходит в понедельник – посмотрим, что можно придумать с практикой… Как жену зовут?
- Ольга…
… Старик Шекспир, как-то мудро сказал, что «красота в глазах смотрящего»… Полностью с ним согласен… до сих пор. По мнению мужской половины нашей маленькой фирмы, Ольга была красива. Но я на это не обратил никакого внимания. Конечно, еще при первой встрече отметил, что черты лица у Ольги правильные и привлекательные, фигура хороша… и всё. В тот момент меня больше интересовало качество ее мозгов и уровень теоретических знаний в области юриспруденции. Безусловно, умные красавицы с юридическим образованием – это прекрасно. Но я тогда был увлечен другой женщиной и на других красавиц не смотрел... и тем более на чужих жен.
 Впрочем, всё это не имеет прямого отношения к рассказываемой истории. Ну, показалась молодая женщина кому-то красивой… и пусть дальше кажется. Опять же, старик Шекспир «зря не скажет»…
Прошла пара недель, а может чуть больше, и Ольга освоилась в нашей фирме. Несколько раз я брал ее с собой на судебные процессы, поручал подготовку некоторых процессуальных документов… Ну, кто знает, что такое студенческая практика юристов, тот поймет, а остальным, наверное, подробности будут не интересны… За это время я для себя решил, что из Ольги юрист получится – ее интерес к профессии был явно виден, мозги работали, а опыт – «это дело наживное».
Пришел день, когда я решил отправить Ольгу в суд одну – тяни, не тяни, а начинать самостоятельные выступления в суде когда-то всё равно надо. Дело, на мой взгляд, было не сложное – трудовой спор о восстановлении на работе - торговое предприятие по результатам ревизии уволило вороватую кладовщицу.
Я проверил готовность Ольги к судебному процессу, посмотрел еще раз материалы дела и ее заготовки, проинструктировал и пожелал «ни пуха ни пера».
- К черту, - бодро ответствовала начинающая юристка, и упорхнула в городской суд.
… Я вернулся из арбитража, зашел в свой кабинет, разделся и с большой радостью сел в любимое кресло. У меня дело было тяжелым – таможня с мебельной фабрики пыталась взыскать миллиард, и я устал. В кабинет заглянула главный бухгалтер.
- Шеф, ты с Ольгой  уже виделся?
- Нет, кстати, а где она?
- В туалет пошла…
- К чему мне знать такие интимные подробности?
- Ты поговори с ней…
Что-то меня стало настораживать .
- Конечно поговорю… Как вернется - пусть сразу ко мне заходит…
… Ольга тихонько стукнула в стеклянную дверь, зашла и села напротив меня. Я присмотрелся - явно недавно плакала – глаза красные, косметика смыта, носом швыркает…
- Рассказывай, - спокойно сказал я, понимая уже, что дебют у нее был не очень удачным.
- Триста тысяч штрафа, - тихо сказала Ольга.
- Какой штраф? – Сказать, что я удивился, было бы просто сотрясением воздуха. В том деле никаких штрафов быть не могло – или восстановление на работе или отказ в иске. – Какие триста тысяч?! За что?!! Ты ничего не путаешь?!!!
- Штраф за неуважение к суду, за неготовность к судебному процессу, - уже сквозь слезы пробормотала Ольга… - Я… Мы… Она… говорит… - И Ольга заревела в полный голос.
Допрашивать плачущих женщин мне было не впервые, но тут надо было проявить некоторую чуткость. После выяснения обстоятельств картина стала ясна – судья потребовала с нашей стороны каких-то дополнительных доказательств, Ольга растерялась, представитель истицы что-то добавил про неготовность ответчика к процессу…  Короче – штраф нашей стороне 300 тысяч и перенос процесса на неделю. Как мог, я успокоил Ольгу, хотя история малоприятная – заказчик нашу фирму привлекал, чтобы мы дело выиграли, а не для того, чтобы мы его после первого судебного заседания «штрафом радовали»…
К следующему судебному процессу я готовил Ольгу «по полной программе» - все варианты развития ситуации мне с ней обсудили… и даже отрепетировали возможные вопросы и ответы…
- Ничего не бойся, - настраивал я Ольгу, - дело плевое и ты его обязательно выиграешь… Жаль, конечно, что некого с тобой для подстраховки отправить… Ну, да не беда – пока сама в воду не зайдешь, плавать не научишься… Потом что-то еще добавил – про «классных пловцов в домашних ваннах»…
… Вечером, уже в коридоре на подходе к нашему офису я услышал… нет, это были даже не рыдания… это был рев, сквозь который с трудом можно было разобрать отдельные слова… что-то вроде «Я дура… мне никогда не быть юристом… зачем я вообще пошла учится… не мое так не мое… дура я, дура»… 
И все в таком духе…
Я вздохнул и вошел в офис…
Все в этом мире когда-то заканчивается – даже женские рыдания. Результаты второго допроса «плачущего юриста» меня просто ошеломили – еще один штраф в пятьсот тысяч рублей за неуважение к суду и «неготовность представителя ответчика к судебному процессу». На этот раз судья требовала предоставить ведомости пересчета товаров в ходе ревизии, по результатам которой была уволена кладовщица. Тут уже попахивало судейской бредятиной! Несведущему читателю поясню, что есть в торговле и складском деле штучный учет (мешки, коробки, контейнеры, цистерны и тому подобное), а есть весовой учет. Другим словами никто не считает сахар сахаринками, а чай – чаинками. А судья – если я правильно понял – требовала от нас документы о штучном складском учете карамели и прочих подобных товаров. Честно сказать – я вообще-то ничего не понимал – судья была опытная, всегда считал ее женщиной умной…  А это (между нами говоря) у меня не ко всем судьям такое отношение было.
Ольга была «раздавлена и размазана»… ей уже ничего не хотелось…  Еле-еле я убедил ее собраться с силами, долго рассказал о своих и чужих неудачах, приводил примеры о том «как нас бьют, а мы крепнем», торжественно заверял, что на следующий процесс пойду вместе с ней, отложив все самые важные дела…  Говорить убедительно я умею…
… Третье заседание по этому делу завершилось достаточно быстро – я ссылался на нормативные акты уже ушедшего в историю Министерства торговли СССР и на что, акты эти продолжают действовать в части касающейся весового и штучного учета… Проанализировал материалы дела, указал на доказательства… Не буду загружать вас ненужными техническими и процессуальными подробностями – не в них был смысл…
Дело мы выиграли достаточно легко, после объявления решения я дождался пока все разойдутся, и зашел в кабинет судьи. Надо сказать, что все судьи городского суда делились на три большие группы – те, с кем я вместе учился или работал, те, с кем не учился и не работал, но был в хороших отношениях и… остальные.
- Слушай, Ваша честь, какого черта ты  весь это спектакль устраивала и девку мою в процессе гнобила… Она же теперь и юристом-то быть не хочет…  Дело было абсолютно ясное – ты же знаешь - в сложное дело новичка зеленого я и не послал бы… Какая муха тебя укусила?
Ответ судьи меня потряс - годы прошли, я весь разговор всё еще в деталях помню.
- А чего она тут молодая красивая рисуется… Юбка короткая…
Господи! Ревность к молодости? Желание «приложить» красивее лицо побольнее к судебному столу?!! Я, честно сказать, малось ошалел от такого поворота и от такой откровенности.
- Таня, ты ох… -  Я прикусил язык, чтобы не нарваться на штраф за нецензурную брань в кабинете судьи – охренела? Ты же девке чуть жизнь профессиональную не сломала! Высоких слов про эмоциональные травмы я не говорю, но совесть-то у тебя где?
- Мели Емеля – твоя неделя, - ехидно и злорадно улыбалась судья.
Я махнул рукой – это уже не лезло ни в какие ворота.
- Черт с тобой, развлекайся без совести и страху… Штрафы отмени.
- И не подумаю, - нахально отвечала судья.
- Таня, мы же дело выиграли! И в областном суде я в два счета добьюсь отмены этих дурацких штрафов…
- Добивайся! А я послезавтра в отпуск ухожу… на море поеду…
- Попутного ветра в… море…
Дверью судейского кабинета я не хлопнул – не то воспитание и не тот самоконтроль… Через три дня, дождавшись когда отпускница улетит к теплому морю, в том же суде отменил дурацкие штрафы. Практика Ольги скоро закончилась, я написал отзыв о ее прохождении и отправил его в институт.
… Прошло года три или четыре – как-то я встретил Ольгу на улице, поинтересовался ее успехами. Оказалось, что после окончания  института она устроилась в судебный департамент и теперь часто выступала в судах по искам о предоставлении судьям квартир…
- Ну и как – не боишься больше судей? – спросил я.
- Не боюсь… Иногда так схватываемся с ними… - и помолчав немного добавила - Спасибо Вам за то дело… Если бы тогда не Вы…
Я понимающе улыбнулся – юрист состоялся…
А недавно прочитал Указ Президента РФ – Ольга назначена федеральным судьей… в том же городе и в том же суде.