Островок гулага
В мои молодые годы сдружился я с музыкантом городского эстрадного оркестра- ровесником Игорем Поповым.
Лабал тот оркестр на танцульках - летом в городском парке, а зимой в клубе «Строитель".
Сам Игорь не был уроженцем Саранска и имел корни из небольшого городка Явас Зубово Полянского района Мордовии, куда он как-то пригласил меня к себе в гости.
Надо сказать, что Явас и окружающая его местность пользовались необычной репутацией.
В сущности это была обширная лагерная зона известная как «Темлаг». Недалеко был город и райцентр Мордовии Темников. А в известной Гулаговской системе исправительных лагерей страны это подразделение называлось «Дубравлаг». Видимо потому, что находилось оно в обширных лесах на юге упомянутой автономной республики.
И вот мы едем к Игорю в гости. Время - середина 60-х.
Сначала прибываем на станцию Потьма каким-то ночным поездом, что приходит туда ранним утром.
И от станции идем по деревянному тротуару некоторое расстояние мимо высоченного глухого забора из досок внахлест со спиралями колючки поверху. Это уже лагерные зоны.
Приходим к началу тупиковой железнодорожной ветки, где и была посадка на так называемую теплушку – мотовоз и два пассажирских вагончика для вольняшек. Иногда к этому составу цепляли спец вагоны для перевозки этапируемых заключенных. Вся длина этой ветки от Потьмы до Барашево 56 км. Теплушка ходит раз в день. Туда и обратно.
Что интересно, в железнодорожной кассе надо было к проездному квитку обязательно взять еще и билет в баню (!). Никто тебя туда не гнал, но билет ты был должен взять обязательно. Как сказал Игорь, что издавна было железное правило – любой человек прибывающий в зону лагерей должен был пройти личную помывку и санобработку. Зэки бесплатно, а вольняшки по билету.
Потом по пути следования поезда наблюдаем дощатые платформы на остановках. А за ними совсем неподалеку просматриваются огороженные зоновские периметры. И стишок в тему, что поведал мне тогда Игорь.
- Это что за остановка?
ДОК, Леплей или Сосновка?
А с платформы говорят;
Это город ТЮРЕМГРАД!
А всего по пути почти десяток остановок на те 56 километров – Молочница, ДОК, Парца, Ударный, Сосновка, Леплей, Явас… и на всех лагпункты. В том числе и пара женских зон. Совсем уж давно в них отметились жены так называемых «врагов народа», что подверглись репрессиям еще в довоенные годы. Это были известные и громкие имена.
А в наше время там засветились скандально известные Пуськи, и совсем чуть-чуть не довезли туда хохлацкую героиню Надю Савченко, да наш президент ее помиловал.
А во время войны и сразу после нее эти лагеря принимали высокопоставленных военнопленных. Много рассказывали о главном враче румынской армии, что был взят в плен под Сталинградом. Он оказался по специальности стоматологом и пользовал все высокое лагерное начальство и членов их семей.
Понятно, что жил он там практически вольной жизнью. А по завершении срока для него на окраине Яваса был построен шикарный особняк с врачебным кабинетом, где он врачуя прежних пациентов (и не только их) завершил свой жизненный путь.
После 1953 года здесь была отдельная зона для высших бериевских офицеров и генералов. Как говорят, отбывали они свои сроки очень достойно, а лагерное начальство уголовниками их не разбавляло и не прессовало.
Потом в те лагеря косяками повезли инакомыслящих. Это по версии государства, а попросту валютчиков. Была такая статья, что за одну иностранную бумажную денежку ты получал реальный срок. Побывали там неудобные для власти музыканты, литераторы и всякие другие люди от искусства. Появились при некоторых зонах художественные студии и скульптурные мастерские.
Конечно творили они там на «Хозяина» т.е. начальника лагеря.
Надо сказать, что в 50-60 е годы в Явасе были лучшие в республике Мордовия духовой и эстрадный оркестры. Незаурядные картины и всякие поделки из дерева расходились оттуда по ближним и дальним окрестностям.
Кстати, мой друг Игорь и его старший брат Владимир обучались музыкальному искусству от московских джазменов, что после отбытия сроков были выведены из зон на поселение в ближайшие окрестности.
А если вам и сегодня доведется ехать на авто по трассе М-5 «Урал» в сторону Пензы и Самары, то после Рязанской области, как въедете на территорию Мордовии, смотрите по сторонам. Там вдоль дороги под навесами на стеллажах и в придорожных поселениях множество точек, где продаются шашки, шахматы и нарды. Поверьте, как сами затейливо инкрустированные доски-коробки, так и фигурки в них великолепной ручной работы. Это все зэковские поделки из тех лагерей.
А мы с Игорем в тех 60-х возвращаемся назад. Проезжаем мимо одной из женских колоний. Вдоль насыпи ведут вереницу женщин-заключенных. Вагончики наши неспешно проплывают по насыпи, а конвоиры, как того требует инструкция, сажают этапируемую группу на землю.
Головы у них обмотаны платками, полы каких-то халатов или поддевок раскрылились по земле, ладони сложены в замок на затылке, а лица их, как подсолнухи солнце сопровождают наши вагончики из вольной жизни.
А еще на одной из остановок, в стороне отдельно от других пассажиров на платформе стоят двое. В новых черных хэбэшных спецовках, характерных зэковских кепочках с большими твердыми козырьками, а у ног одинаковые небольшие чемоданчики. И совсем недалеко за высоким забором с колючкой, на крышах лагерных бараков сидит множество народа. Как объяснили вошедшие пассажиры, это заключенные из зоны провожали на волю тех двоих. Каких-то очень авторитетных зэков.
А вновь на тот сохранившийся островок ГУЛАГа я попал только через пару десятков лет. Как руководитель отдела снабжения своего предприятия я поехал заключать договор на поставку тепловых калориферов. Их, кстати очень неплохие и дефицитные тогда, изготавливали зэки на своем подсобном металлообрабатывающем предприятии.
Добирались мы до места на авто. Железнодорожной ветки к тому времени уже не было. Поведали нам, что как началась перестройка, главный генерал зоны приказал ее разобрать и продать аж в Швецию! Говорят не просто на металл, а на какой-то частный участок железнодорожного пути. Причем за очень хорошие деньги.
А от трассы Москва – Самара в Зубовой Поляне есть отворот на добротное шоссе, что идет вдоль тех зон через Явас до Барашево и далее на Темников.
Ликвидировали в Явасе и аэродром. Он обслуживал систему Дубравлага для доставки высоких комиссий из Москвы, а иногда и для перемещения в столицу и обратно особо важных сидельцев.
А мы с заместителем начальника лагеря по производству после подписания договора отмечаем это событие в их кафе-столовой для руководящего персонала лагпункта.
В небольшом зальце кроме нас никого. Сразу отмечаю необычную сервировку стола, красиво уложенную нарезку, зелень, оливки. А когда подали горячие блюда, я был совершенно сражен их великолепным оформлением.
На мое изумление наш хозяин кивнул на раздаточное окно, где опершись на локти, доброжелательно улыбаясь, смотрел на нас солидный человек в белоснежном халате и таком же колпаке.
-Имя его вам ничего не скажет, а вот должность на воле… В общем, это бывший шеф-повар московского ресторана Прага. Статья - все та же - валюта. Хоть она уже и не актуальна сейчас, но он досиживает свой срок. Правда, вполне комфортно.