Стихи Е. Ф. Польщикова

Елена Шувалова
Некоторые стихи моего покойного старшего друга -

Евгения Фёдоровича Польщикова, специалиста по космической радиоэлектронике,  депутата райсовета;  и просто  - прекрасного человека.


    *  *  *

В начале марта первый праздник,
Когда озябшая земля
Не хочет помнить февраля
И раскрывается, и дразнит.

У марта вкус совсем особый,
И свет иной, и цвет не тот,
И кажется, что всё вот-вот,
И в мире нет тоски и злобы...

Как в дальнем детстве, жизнь щедра,
За каждой дверью - королевство,
И в сердце снова правит детство,
Невероятное вчера.

Глаза, как окна, мир (нрб.)
И каждый полон мудрой жажды
И мудрой веры, что однажды
Всё д о л г о ж д а н н о е придёт, -

Неторопливо и беспечно
Пойдёт душа душе навстречу
Сквозь мир, где множество причин
Для счастья женщин и мужчин.



      * * *


Пусть говорят, что им угодно;
Иди своим путём, свободный,
Рождайся каждый день
И, начинаясь снова,
Будь сам себе светильником живым.

Нет страха  - смерти, жизни и молвы, -
Трудом долготерпенья и любви
Страдания всегда преодолимы,
И в каждом миге счастье достижимо.



      *  *  *

Любите, если не мертвы,
Покуда вас не съела сытость;
Пока глаза ещё открыты
На краски неба и травы.

Любите женщин и зверей, -
Они обнажены предельно
В своей раскрытости смертельной;
Они безмолвны у дверей, -
Как тени ваших матерей.

Жить - это способ поделиться,
Друг друга приручить и сбыться
Средь катастроф-метаморфоз,-
Чтоб никогда не прекратиться
Чтоб выстроить Великий Мост.



     *  *  *


Беда ль, что сердце бьётся глуше
И меркнет свет на доньях глаз?!
Соединятся наши души
Во всём, что будет после нас.

Иные разразятся Вёсны,
Иных людей увидит свет,
И станет ничего не поздно
Для нас, которых будто нет.

Иные воспарят глазами
Вослед за нами, в синеву,
И то,что мы не досказали,
Они на помощь призовут.

Любимая, мы будем живы,
Что б ни случилось претерпеть, -
Ты - столь же юной и счастливой,
А я - влюблённым, -
Как теперь.



          *  *  *

Поэты, я вам вовсе не чета,
И я ни с кем ни в чём не соревнуюсь:
Я стихоплёт
Для двух любимых улиц,
Двух женщин,
Девочки;
Моста...

  Живу один, как киник Диоген,
  Себя я откровенно подытожил:
  Любовь моя, я до тебя не дожил,
  Теперь я никому не конкурент.
 
  Я слаб пером,
  И мысль моя проста,
  Душе моей не одолеть высоты,
  Тем паче, что густая суета
   В сплошное разливается болото...
   
  Но молод я и полон юной силы.
  Какая нежность сжата в кулаке!..
   Но я опять рисую на песке
   И говорю судьбе моей:
    Спасибо...


        * * *

Когда наступит утро без меня,
Найдётся дом, который побледнеет
И станет молча думать обо мне,
Найдётся книга, что без рук моих
Иззябнется и станет тосковать,
Найдётся друг, который угадает,
Что нет меня,
И он теперь один.
Найдётся дерево, которое склонится
Чтобы припомнить, где мои следы.
Найдётся женщина,
Которая поймёт,
Что угадала только раз,
Не больше...
Но не нужна её земная помощь
И пресеклось могущество её:
Отныне всё, что было мной -
Ничьё...


    *  *  *

Дай бог,
Чтобы душа окрепла
И новый облик обрела,
Едва я стану горсткой пепла...




       * * *

Я сердце не одену в сталь,
Не разменяю жизнь на вечность,
Всё подарю
Внезапной, Встречной,
Которой - ничего не жаль!

Себя отдам, сожгу, распну,
Чтоб взгляд Её однажды встретить
И -"Здравствуй!" вечное - шепнуть,
В котором будет всё на свете.


  *  *  *

Пусть сукин сын
Со взглядом рыбьим
Беседы нудные ведёт, -
Не верьте смерти!
Жизнь, спасибо:
Ничто не гибнет, всё живёт!



*  *  *


В словах бессилен.
Мучает стыд:
Жалит и пилит,
Жжёт и хулит.
Кажется даже
В омуте дня:
Всё, что ни скажешь,
Всё - бытовня.



       *  *  *

Не пускать бы в стихи
Ни Любовь, ни богов,
Ни другие слова колокольные,
Чтоб от сношенных, будничных, стёршихся слов
Было радостно, грустно
И больно.


          *  *  *


Смотри и любуйся, трудись, не спеши,
Повсюду есть радость для чистой души.
Будь прост, как отшельник, не стой на свету,
Работай, по шею в грязи и поту.
Стань чистым колодцем, свети, как заря,
От имени Солнца, даря и даря.



        * * *


Вне себя ничего не ищи,
Разве только леса, да ручьи,
Разве только дорогу без следа,
Разве только вопрос без ответа.

Вне себя ничего не ищи:
Всё в тебе, и замки, и ключи,
Всё сокровище звука и цвета,
Всем вопросам простые ответы.

Быть свободным себя научи.
Поражений, побед и ничьих
Не считай, не храни, не ищи.
Стань светильником;
Будь - и молчи.


     * * *

К нашим мукам и бедам
Руки все приложили.
Нас сживали со света
И свои, и чужие.

Называли героями
И чернили вражинами,-
Изводили до корня,
И свои, и чужие.

Мы сражались и строили,
А над нами кружили, -
Сыты нашею кровию, -
И свои, и чужие.

То маньяк, то убийца
Погонял нас к вершине,
По уступам, по трупам,
Где свои и чужие.

Страхом гнали в отчаянье,
В равнодушие лживое,
Загоняли в отчаянье
И свои, и чужие.


Стал наш дом пепелищем,
Вся земля - в запустении,
Мы раздеты и нищи,
Все - свои и чужие...






Фото - Е.Ф.Польщиков в 1956-57 году, когда он подрабатывал в пионерлагере пионервожатым.


Е.Ф. Польщиков родился в Москве, в роддоме в Леонтьевском переулке(Станиславского). Потом на месте этого роддома встало здание ТАСС.

Родители: мама - Александра Фёдоровна Коссова (1908-1993), - дочь священника Орловской области, с. Соловьёво, Феодора Алексаеевича Коссова (расстрелян в 1938), племянница Георгия Алексеевича Коссова (Исповедника Егора Чекряковского);отец - Фёдор Иванович Польщиков (1909-1979).

Детство и юность провёл на Малой Бронной. Окончил МЭИ.