Советы молодым композиторам 14

Родионов Виталий Константинович
Эйтор Вилла-Лобос

«Фольклор – это я».
Э. Вилла-Лобос.

Человек, записавший несколько тысяч народных песен, имеет право так называть себя. Опираясь на музыкальную культуру Бразилии, Вилла-Лобос создаёт около 1500 произведений. Однако его музыка не имеет ничего общего с элементарным национализмом. Соединив национальное мироощущение с духом баховской музыки, композитор пишет «Бразильские бахианы. Ария из бахианы №5 получает всеобщее признание. В ней национальное и общечеловеческое начало образуют удивительно органичный синтез. Это великая музыка!


Надя Буланже

«Все, что мы знаем наизусть, обогащает нас и помогает нам найти себя. Если это должно мешать найти себя, это потому, что у нас нет личности».
Н. Буланже.

После смерти любимой сестры 30-летняя Надя Буланже прекращает сочинять музыку. Немало сил она отдаёт исполнительству и дирижированию. Однако главное дело её жизни – педагогика. Опираясь на собственный композиторский опыт, Буланже воспитывает в учениках личность, не подавляет творческую инициативу, наоборот, поддерживает индивидуальные черты их музыки. В классе Нади Буланже занимаются десятки, если не сотни, композиторов из разных частей света. Среди них: Гражина Бацевич, Леонард Бернстайн, Джордж Гершвин, Аарон Копленд, Филипп Глас, Мишель Легран, Джанкарло Менотти, Дариюс Мийо, Астор Пьяццола.


Сергей Прокофьев

«Моя музыка уходит своими корнями в классику».
С. Прокофьев.

Подтверждением этой мысли служит «Классическая симфония» молодого Сергея Прокофьева и Седьмая симфония уже маститого композитора.

«Именно мелодия является первоосновой музыки, в соответствии с которой используются другие средства музыкальной выразительности».
С. Прокофьев.

Восхитительные мелодии Прокофьева, словно цветы, украшают его музыкальное творчество. Достаточно назвать хотя бы Марш из оперы «Три апельсина» и Вальс Наташи из оперы «Война и мир».

«В том-то и трудность сочинения ясной музыки: эта ясность должна быть не старая, а новая».
С. Прокофьев.

Заметим, что Чайковский в сюите «Моцартиана » - новый Моцарт, Прокофьев в «Классической симфонии» - новый Гайдн.

«… художник должен украшать человеческую жизнь и защищать её».
С. Прокофьев.
Красота – квинтэссенция музыки А. Вивальди, В. Моцарта, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ф. Шопена, П. Чайковского, Э. Грига, С. Прокофьева. Именно таковы «Пушкинские вальсы» и вальс из балета «Золушка» Прокофьева. Его мелодические шедевры ещё раз подтверждают неоспоримость этой мысли.

«Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражаний, я ненавижу избитые приёмы».
С. Прокофьев.

В начале творческого пути Прокофьев создаёт новаторскую оперу «Игрок» (по роману Ф.М. Достоевского), на вершине мастерства – не менее новаторскую оперу-эпопею «Война и мир» (по роману Л.Н. Толстого). Посмотрите, какая дерзость духа композитора, взявшегося воплощать в операх романы гениальных русских писателей!

«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства».
С. Прокофьев.

Человек, самоотверженно служащий народу, запечатлён Прокофьевым в образе Андрея Болконского (опера «Война и мир») и в лётчике Алексее Маресьеве, потерявшем ноги и вступившем в строй (опера «Повесть о настоящем человеке»). Самому Прокофьеву также нельзя отказать в мужественном служении искусству!


Артюр Онеггер

«Обожаю музыку, которая способна заменять собой все прочие искусства. И пусть меня за это презирают пуристы из числа приверженцев так называемой «чистой музыки»».
А. Онеггер.

Существует две формы синтеза музыки с другими искусствами: 1. внутренний, когда музыка вбирает в себя язык разных искусств, и 2. внешний, когда музыка соединяется с разными искусствами.

Изобразительность вовсе не чужда Артюру Онеггеру. Если Клод Дебюсси «рисует» импрессионистические картины природы, то Артюр Онеггер воплощает в экспрессионистических эпизодах энергию движения, например, в Симфоническом фрагменте №1 «Пасифик-231» - набирающий скорость и несущийся локомотив, в Симфоническом фрагменте №2 «Регби» - известную игру, в Симфоническом фрагменте №3 – ещё одно движение, не обозначенное композитором.

Синтез музыки и литературы совершаются в операх, ораториях и кантатах Онеггера.

«Мои желания и мои усилия всегда были направлены на то, чтобы писать музыку, доступную широким массам слушателей и интересную для знатоков отсутствием банальных «общих» мест, то есть – искусство популярное и в то же время индивидуально своеобразное».
А. Онеггер.

Живейший интерес у французского народа, простых людей и творческой интеллигенции вызывает сценическая оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера. В ней осуществляется синтез музыки, декламации, драматического действия. Она проникнута чувством патриотизма и гордостью народа за молодую девушку, спасающую Францию. В едином порыве народ восклицает: «Да будет прославлена в веках наша сестра Жанна, бодрствующая за нас вечно, подобно пламенному вихрю, что возносится из сердца самой Франции».
Артюр Онеггер – с народом, и творит музыку для народа!


Золтан Кодай

«Художественная музыка вырастает из народной. Она является её тесным продолжением, изящной усовершенствованной степенью».
З. Кодай.

Настолько тесным продолжением, что опера «Харри Янош» Золтана Кодай замыкается на венгерском фольклоре. Вследствие этого она не выходит на мировую оперную сцену.


Пауль Хиндемит

«Музыка должна быть превращена в моральную силу».
П. Хиндемит.

Используя полифоническое многоголосие, Пауль Хиндемит продолжает традиции Иоганна Себастьяна Баха. Не случайно в 1951 году его награждают Гамбургской премией имени Баха. Отдельные произведения Хиндемита, как и музыка Баха, глубоко нравственны. Достаточно обратиться к его опере «Художник Матис». Прототипом героя выступает немецкий художник Высокого Возрождения Матиас Грюневальд, чьи картины проникнуты состраданием к людям.

 
Джордж Гершвин

«Джаз – это выплеск энергии, которую накопила Америка».
Дж. Гершвин.
Какой энергии? Необузданной, дикой, источником которой является афроамериканское население США? Энергии, обрушившейся на белых людей (опера «Порги и Бесс») или на Европу (симфоническая поэма «Американец в Париже»)? Разрушительная сила уносит из жизни и самого композитора в 38 лет!


Франсис Пуленк

«Моя музыка – это мой портрет».
Ф. Пуленк.

Творческий облик Франсиса Пуленка многогранен. Существует Пуленк светский и Пуленк религиозный. Внутри отдельных произведений Пуленка также наблюдается интонационное многоязычие. Он в одной пьесе совмещает несколько стилей и даже несколько музыкальных эпох. Можно оправдывать или осуждать эклектичность музыки Пуленка, но факт остаётся фактом. В творчестве композитора сосуществуют механическое движение для оркестра «Пасифик-231», лирико-декламационная опера «Человеческий голос» и духовная кантата Стабат Матер.


Курт Вайль

«Потомство мне безразлично – я пишу для современности».
К. Вайль.

Всякий скажет, что музыка на потребу дня - недолговечна. Лёгкие песенки в эстрадном или джазовом наряде быстро улетучивается в небытие. Курт Вайль пишет знаменитую «Трёхгрошовую оперу» на тексты драматурга-коммуниста Бертольда Брехта. Их злободневные политические зонды сегодня представляют только исторический интерес. Мюзиклы Вайля «Прикосновение Венеры», «Счастливый конец», «Джонни Джонсон» почти забыты. К чести Вайля, он понимает, насколько короток век утилитарной музыки.


Хоакин Родриго

«Чем меньше слов, тем глубже смысл».
Х. Родриго.

Мелодии «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго уходят в глубь веков, а образы – в древнюю Испанию. Содержание музыки становится легендарным, мифическим, в силу чего выразить его словами почти невозможно. «Аранхуэсский концерт» – это символ Испании!