Псков заветный. Ночёвка около озера Большое Острие

Алла Алексеева
      Псковский край в средние века имел большое количество городов.  Как выглядел древний город? Обыкновенно это был высокий холм, чаще всего использовался  местный ландшафт. Иногда холм был насыпной, иногда высоту холма увеличивали частично, в некоторых местах досыпали, создавая ровную площадку, ограниченную земляным валом, на котором стоял  деревянный частокол, позднее стены стали делать каменные: каменно-валунного типа и из известняковой плиты. Рядом со стеной или в стене стояли смотровые башни и ворота. Вокруг города, обыкновенно был ров заполненный водой,  для этой цели использовали изгибы русла реки, места слияния двух рек, делали каналы. Иногда города находились на острове в озере или на полуострове. В Псковской обл. мы нашли большое количество  деревень с названиями Городачек, Городище, Городок.
  Откуда на Псковские земли пришли люди? Стоит только прочитать названия деревень, которые пока не стёрты с карты, но уже почти опустели, ознакомиться с образованием названий, становится понятно, сколько разных миграционных потоков шло в этот край: Евреино (Гдовский), Ляхово (Великолукский), Карелы (Себежский, Пыталовский), Чухново (Печорский), Пруссы (Порховский), , Поляки (Псковский),  Кривица (Бежаницкий),  Кривск (Печорский),  Будник (Псковский), Русски (Псковский),  Чухонские Заходцы, Чухонское Загорье (Псковский),  Белорусский (Пыталовский), Цыгановы Нивы (Усвятский), Татарино (Красногородский), Татаркино (Пушкиногорский) и др.
Очень мне нравится фраза "рыба ищет где глубже, а человек, где лучше". Связано переселение людей с голодом, мором, эпидемиями, большим количеством детской смертности и уменьшением продолжительности жизни людей, изменением климата, ведущему к большому сокращению урожая, а так же с военными конфликтами, за территории лучшие для проживания.
  Я не буду переписывать здесь Википедию, там, при желании вы найдёте информацию, как менялся климат в Средневековье, какие происходили военные конфликты в это время и как шло Великое переселение народов.
 Что представляла из себя территория Псковского края с 1г. до 500г. н.э.?  Это была стабильная платформа, где не было потопов, землетрясений, вулканов, ураганов  с возникновением торнадо. Псковский край - довольно равнинная местность с большим количеством рек и озер.  Значит, всегда был водный путь, что делало возможным торговые связи.   Читая разные источники, я предполагаю, что большое пространство Псковской области в это время занимали болота. Да и сейчас болота занимают большие территории, хотя проводилась мелиорация земли.  Исконно на этих землях жили люди.
  Это было достойное место для обустройства жизни. В реках водилось много рыбы, да и сейчас (2017г.) рыбалка одно из самых увлекательных занятий для псковичей. В лесу было полно промысловой птицы и зверей. В изобилии росли грибы и ягоды (и сейчас много растёт). Особенно полезными были клюква и брусника, которые можно легко хранить всю зиму, стоит только залить их в какой-либо ёмкости водой. Я помню, как в моём детстве (1972г.), бабушка хранила соления в подвале в деревянных бочках, кадках и кадушках. Историки пишут, что русские мастера научились изготавливать бондарные изделия в Xв. К зиме можно было приспособиться, если научиться заготавливать запасы еды впрок.
Зима и мороз давали некоторые преимущества.  Люди становились закалёнными, устойчивыми к инфекциям и болезням. Воевать в зимнее время было сложно, а то и вовсе невозможно. В болотах и лесах можно было спрятаться от врага. Да и сейчас некоторые древние города найти без проводника сложно (Коложе, Страшево нашли с трудом).
 Лето, хотя и короткое, давало возможность вырастить и собрать урожай. Было очень важно то, что во время морозных зим погибали многие вредители сельскохозяйственных растений, которые в тёплом климате могли запросто уничтожить весь урожай.
Люди, которые пришли на Псковские земли стали строить тёплые деревянные избы с печью для обогрева.  Они привели с собой сельскохозяйственных животных.    
 Историки предполагают, что города стали возникать в III- VIII вв. на пересечении торговых путей, к XI веку города являлись местом обороны, центром политической, культурной жизни, ремесленного производства.
 До введения в древней Руси христианства как государственной религии центральное место занимала языческая религия. Важной составляющей жизни были обряды с заговорами, песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Были специальные виды каши, которые имели только ритуальное назначение "кутья", "коливо".  До наших дней благополучно дошли пляски, мы все так же водим хороводы на многих праздниках, "кутья" - поминальная каша.
   В тот день мы искали древнее городище Острий и заночевали на берегу озера Большое Острие Новосокольнического района.
15-16.10.2016г. - Как ты относишься к полнолунию? - Спросил Сергей, смотря на огромный белый диск в темном небе. - Некоторые люди верят в истории про вампиров и разную нечисть.
- Нормально отношусь. - Ответила я.
Если быть честной, то я очень устала за этот день. И мне уже очень хотелось спать.
- Давай устроим ночевку поближе к деревне. - Попросила я Сергея.
Но он, в свойственной ему манере, все делать наоборот, рвался в самые глухие и необжитые места. Он несколько раз пытался свернуть с дороги в лесные заросли. И наконец  повезло, в сгустившихся сумерках нам удалось разглядеть поворот к озеру, которое виднелось за стволами деревьев, недалеко от дороги. Мы свернули и дорога резко пошла вниз. Если бы я видела этот косогор днем, я бы ни за что не согласилась спускаться, потому, что если утро было бы дождливым, подъем мог затянуться надолго. Это был довольно высокий холм, а в низине было озеро Большое Острие.
 Мы проехали по дороге, которая шла вдоль озера. Вылезли из машины, чтобы лучше рассмотреть берег, обрывистый и неприступный из-за растущих деревьев и тростника.
Осень была тёплой и на деревьях было много листьев. Как и положено осенью, листья на деревьях пожелтели и покраснели, некоторые деревья не спешили сдаваться и листва на них ещё была зелёной.
 Но в эту ночь мороз был неизбежен. Холод пришёл в эти края нежданно и резко, и застал природу в самом пышном её наряде. Ночь обещала явить миру грандиозный спектакль. Мороз этой ночью должен был сковать и умертвить всё живое. Но мы то знаем, что это не умирание, это только сон. Разве, что заключительный аккорд прозвучал так внезапно.    
 Потом, Сергей убежал вперед. Ходит он очень быстро. Через несколько секунд его внушительная фигура исчезла в темноте.
  Я осталась около машины одна и, напрягая зрение и слух, старалась хоть что-то рассмотреть, а если не рассмотреть, то услышать.
  Благодаря луне, которая стала огромной и была похожа на большой белый таз, я видела за деревьями и высокой травой, длинное, выгнутое дугой озеро. Без луны была бы кромешная темнота.
   Воздух был стылым,  дыхание вырывалось белым паром. На деревьях и растениях острыми кристаллами серебрился иней. Я заметила как скоро исчезают все краски и остаётся только белое, а в темноте - серое полотно. Я думала, что утром, в инее будет всё, он покроет листву, ветви деревьев и последние цветы. Картина будет мега грандиозной, конечно, если утром холод не отступит и не пойдёт дождь. 
Место, которое Сергей нашёл для ночёвки, мне понравилось. Высокий косогор с соснами и лиственными деревьями, с севера от площадки, защищал от ветерка. С юга тянулась длинная зеркальная гладь озера Большое Острие. Сама стоянка была чистой, поросшей низенькой травкой. Был чистый  подход к воде. Над водой появился туман. Видимо вода была теплее окружающего воздуха. Сначала он шёл от поверхности озера ровным белым одеялом, потом стал подниматься вверх, и туманная гладь над озером взволновалась, стала неровной и рваной. Затем туман стал более густым и высоким. Одновременно сгущалась темнота. Вскоре от тумана и темноты вокруг стало ничего не видно. Хотя луна светила вовсю, создавая движущиеся тени и фантастические туманные образования. И тишина...
 "В таком тумане, что только не привидится", - думала я.       
    Мы стали разбивать лагерь.
    За год путешествий я слабо продвинулась в науке устройства лагеря и места ночевки. Единственная работа, которая мне доставалась - стелить матрасы и постель в палатке. Остальное делал Сергей. Он все делал споро и ловко. Установил палатку и стол. Включил свет от аккумулятора машины. Пока я застилала постель, он приготовил обыкновенную нашу еду - жареную курицу, вскипятил воду в самоваре, сделал чай.  Мы поужинали, а Сергей сходил искупаться. Я слышала, как он плескался, как плавал и нырял, как радовал его холод. Он был словно морская выдра - калан, стихия жизни которой - вода. Вернулся весь в холодных бриллиантовых каплях. Его тело, сформированное работой, связанной с физической нагрузкой, было хорошо сложено. У него ещё сохранился летний загар. Были видны упругие мышцы на груди, руках и икрах ног. Свет луны и единственной нашей лампочки освещали его нереально красивое, в эту минуту тело, попадали в капли воды, державшихся и дрожащих в рельефе мышц и казалось, что его кожа светится в темноте. 
  Он сказал, что дно озера илистое и ноги сильно вязнут.
- Какая водичка! - Восхищался Сергей.
Потом включил в палатке газовую печку и мы легли спать. Обыкновенно, Сергей засыпает быстро. А я потом долго не могу уснуть и прислушиваюсь к ночным звукам. Всегда, мне очень страшно спать на природе, вдали от жилья и людей. Я боюсь диких животных: медведей, кабанов, лосей, рысь, волков и всех остальных, даже бобров боюсь.
     Но в эту ночь все сложилось по другому. Стоило мне почувствовать доброе тепло от газовой печки, меня стало клонить в сон. Я задремала немного и слышала сквозь сон, что Сергей не спит. Потом он вдруг сел и стал настороженно прислушиваться.
- Что? - Сквозь сон спросила я. - Что там? Звуки?
- Кто-то плавает в озере. - Ответил он.
Но мне почему-то не стало страшно. Я думала о том, что много перелетных птиц, которые могут остановиться на озере на ночевку. "Вот они и плавают". - Думала я, засыпая.
Но мне не удалось долго поспать. Сергей раскрыл палатку и вышел на улицу. Я слышала, как он ходит около палатки. Потом Сергей вернулся. Вместе с ним в палатку ворвался ледяной стылый воздух.
- Что там? - Спросила я его.
- Плывет кто-то в озере. - Ответил он. - Вода треугольником рассекается. Там плывет.
В его голосе было что-то не твердое. Мне даже начинало казаться, что он, впервые, за всю историю наших ночевок, испугался.
Почему-то, в этот раз моя фантазия не подсказала мне, что "плывущий в озере" может быть нам опасен. Не представились мне дикие животные и мифические существа, невзирая на полную луну, не проникли в мое сознание. Мне тупо хотелось спать. А место ночевки казалось  удачным и спокойным.
Сергей забрался в палатку и прилег. Но опять он не спал и чутко прислушивался к звукам, которые были хорошо слышны за ненадежными стенами нашего домика.
В этот момент на озере раздался мощный всплеск. Я много раз слышала, как бьет хвостом рыба, даже как бобер бьет хвостом, слышала. Этот звук был таким, словно в озеро, недалеко от нашего лагеря, упал большой камень.
Сергей прямо подскочил в палатке. А я продолжала спать. "Это птица, может очень большая, как пеликан, бухнулась в озеро, прилетела ночевать", - думала я, сквозь сон.
Прошло несколько минут и опять такой же резкий хлопок всплеск. На озере было неспокойно.
Не знаю, сколько времени не спал Сергей, я очень быстро уснула. Когда проснулась, было семь часов утра. Сергей тоже проснулся, хотя в другие ночевки его утром было сложно рано разбудить. Я вставала задолго до него и гуляла недалеко от палатки. Летом рассветало рано.
В октябре в семь часов утра рассвет еще только обозначился. Темнота была не такой густой. Над озером белой дымкой стлался туман. Высокая трава в поле стояла вся белая от инея. Воздух был морозным и чистым.
 Мы решили выехать пораньше. Пока Сергей раскочегаривал самовар, я пошла фотографировать необыкновенное  природное явление - иней лежащий на цветах. Быстрыми шагами я поднялась на холм.
- Боже мой! Красиво как! - Радовалась я, любуясь открывшимся пейзажем, вдыхая чистейший воздух.
 Было очень тихо. За холмами показались первые лучи солнца. Они мягкими мазками трогали иней, лежащий на красной и жёлтой листве, и краски начинали светиться, становились насыщеннее и ярче. (Вы никогда не увидите такую картину дома, сидя на диване у телевизора).
 Мне показалось, что на другой стороне озера я вижу средневековый замок.
 Почему-то я решила, что провалилась во времени. Мы так активно искали древние города, так много обсуждали прошлую жизнь людей, что появление древнего замка с башенками и высокими каменными стенами, могло быть только сдвигом во времени, а не реальным фактом. В эту минуту, я испугалась, что Сергей остался в настоящем и я его больше никогда не увижу. Я побежала в лагерь. К своей радости, я увидела, как он хлопочет по хозяйству, делает обычные утренние дела.
- На том берегу замок. - Тормошила я Сергея.
- Тебе чудится. - Ответил он.
- Посмотри, там башенки.
- Это новострой. Чего сейчас только не построят. - Успокаивал меня Сергей.
  Потом мы пили чай и  обсуждали ночные происшествия.
- И что это было? - Спросила я его. - Кто плавал ночью в озере? Русалки?
- Мне показалось, что лодка. - С сомнением в голосе ответил он.- Или бобер.
- Ага, просыпаемся утром, а сметанку кто-то схавал. - Вспомнила я ночевку в Столбушино, когда всю ночь около палатки кто-то ходил, а утром не нашли банки сметаны и вся хозяйственная утварь и посуда были разбросаны вокруг палатки.
   Итак, у нас были очень большие планы на день. Мы быстро поели и собрали лагерь.
 Скоро выяснилось, что коварное место не хочет нас отпускать. Холм был очень крутой. Солнце встало и хотя было холодно, иней быстро растаял. Дорога в гору стала мокрой и скользкой. Москвич нас никогда не подводил, он брал и не такие косогоры. Но тут машина не смогла преодолеть подъем ни с первого, ни с третьего раза. Не помогали и ветви деревьев, которые мы носили и кидали на дорогу. Всё вокруг было сырым.
"Вот, чуяло моё сердце", - думала я.
Но Сергей не терял бодрости духа. В пятый раз он отъехал для разгона к самому месту нашей стоянки. Я наблюдала с высокого холма, как, оставляя позади себя дымное облако, ревя мотором, резво несётся наш маленький оранжевый мустанг.
В этот раз, лишь немного забуксовав на самом подъёме, машина выскочила на холм.
 Уже позже, когда исходив всю округу, мы искали древнее городище Острий, мы разговаривали с единственным жителем деревни Заречье. Он рассказал нам историю печального замка, посоветовал подальше обходить замок стороной. А про ночные звуки сказал, что в этих озёрах полно рыбы, что есть очень большие щуки, и если поймать такую, то можно, как в сказке, смело загадывать желание.