Неформальный подход - 2017 год

Дробот Андрей
«Когда слепой назначен проводником, то среди им ведомых шанс не упасть в яму есть только у зрячего».

      У тех, кто дожил до пенсионного возраста, за месяц до этого чудного дня рождения, наступает пора обратиться в пенсионный фонд с заявлением о назначение пенсии. В этом обращении есть подобие праздника или чуда, когда впервые за множество трудовых лет, человек открывает дверь учреждения, где не будут требовать исполнения обязанностей, но будут платить деньги. Впрочем, одна обязанность есть: жить.
      Заявление по закону должны рассмотреть в течение 10 дней. Сердце верит в законное и справедливое начисление пенсии, во внимательность и компетентность сотрудников пенсионного фонда, которые на своем рабочем месте все-таки представляют само государство.
      Итак, 3 марта 2017 года я был в местном отделении пенсионного фонда города Муравленко (ЯНАО), что на улице Муравленко, 31, в кабинете № 3, где как раз и принимают документы для назначения пенсии. Попал на прием к одной двух работавших в нем сотрудниц: Лилии Владимировне Подгордецкой. Молодой такой девушке, как и множество в пенсионном фонде, где по названию скорее подходили бы для работы умудренные опытом бабули.
      Но молодость – совсем не беда. Беда в другом. Обе молодые сотрудницы кабинета номер 3 работают на этом месте около полугода, а может и меньше. Это я точно знаю, поскольку еще прошлой осенью посещал этот кабинет, и были тут другие. Поэтому предчувствие сложностей возникло сразу. Но к делу.
      А дело мое для Лилии, буду так назвать сотрудницу, оформлявшую мне документы, было по логике плевое: принять от меня заявление на оформление пенсии по достижении пенсионного возраста и все сопутствующие документы.
      - Я пришел написать заявление на пенсию по старости, но довожу до вашего сведения, что с августа прошлого года получаю пенсию от пенсионного фонда России по направлению центра занятости, как работник ликвидированного предприятия, - обрисовал я свою ситуацию.
      - Так вам и не надо ничего писать, - бодро и успокаивающе ответила Лилия. - Вы уже пенсионер.
      - А как состоится мой переход с пенсии по направлению центра занятости на пенсию по возрасту? - спросил я.
      - Переход состоится автоматически, - заверила Лилия.
      Другой бы на моем месте поднялся со стула, облегченно вздохнул, поблагодарил за консультацию, и ушел, чтобы вернуться скандалить через полтора месяца, когда бы перестал получать пенсию. Но я-то знал...
      Еще в прошлом году я консультировался у предыдущего персонала комнаты номер 3. Примерно, за полтора месяца до дня рождения я позвонил в пенсионный фонд России. Поступил как тот еврей из анекдота, который имел при себе билет и проездной, на случай, если билет потеряет. Везде я задал вопрос: надо ли мне писать новое заявление? И получил ответ: да и еще раз - да.
       Я немедленно стал разубеждать Лилию в ее заблуждении. После дополнительных консультаций со своим руководством Лилия согласилась со мною и принялась оформлять мое заявление в компьютере.
       Дело было не быстрое, компьютер, судя репликам Лилии, был тугой и медлительный.
       Наконец, передо мной легли три документа, которые требовалось подписать. Заявление на пенсию, также уведомления о принятии данного заявления и предоставленных документов. Я начал знакомиться.
       Пока мне готовили эти документы, я, предчувствуя возможные осложнения с Лилией, которая уже показала свою некомпетентность, благодаря смартфону зашел на официальный сайт пенсионного фонда России. На сайте нашел бланки заявлений по установлению пенсий, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 157н. Скачал бланк заявления о выходе на пенсию по возрасту.
       Собственно не только чутье этому способствовало, но и расспросы Лилии, которые я вел, пока она готовила мои документы.
       - Сохранится ли размер моей пенсии? - спросил я.
       - Конечно, - вначале ответила Лилия, но затем добавила: - Это работа расчетчиков.
       Лилия, таким образом, предполагала, что пенсия моя будет рассчитываться заново, что входило в полное противоречие с ответами моих консультантов из пенсионного фонда России и предыдущего состава кабинета № 3.
       Поэтому, самое главное, чему я уделил внимание в своем заявлении, оформленном Лилией - это указанию на то, что я уже являюсь получателем пенсии. В официальном бланке пенсионного фонда, утвержденном Минтруда, указание на это обстоятельство было обязательным, был такой подпункт.
      Каково же было мое удивление, когда оказалось, что в заявлении на оформление пенсии, предоставленном мне Лилией, не было никакой ссылки на то, что я уже получаю пенсию, не было даже такого подпункта. 
       - Лилия, так не годится, - возразил я. - Вы обязаны внести в мое заявление информацию, что я уже получаю пенсию, иначе получается, что я только сейчас пришел в пенсионный фонд, и мне будут заново насчитывать пенсию, где не будет учтена индексация, как минимум.
       - Я не могу внести эту информацию, - отказала Лилия. - В нашей базе данных нет такой возможности. У нас стандартный бланк, куда ничего нельзя добавить.
       - Лилия, благодаря современной технике, сматфону, я скачал из официального сайта пенсионного фонда, официальный бланк, - довел я до Лилии дополнительную информацию. - В официальном бланке такой пункт есть, а именно: об указании информации о получении пенсии по другому основанию до назначения пенсии по старости. Вы обязаны...
       - Но наша программа этого не позволяет, - заявила Лилия...
       Компьютерная программа пенсионного фонда города Муравленко (ЯНАО), по словам Лилии, оказывалась важнее всех приказов Минтруда России, выше информации пенсионного фонда России, то есть выше вообще всякой вышепоставленной законности!!!
       Выяснение отношений продолжилось уже в присутствии крайне амбициозной начальницы отдела назначения пенсий Алины Маратовны Рахматуллиной, которая тоже работала здесь не ранее, чем с августа прошлого года. О таких говорят: без году неделя.
       - Вы получали пенсию от центра занятости, а сейчас вы оформляете пенсию от пенсионного фонда, - с ходу заявила начальница. - Поэтому в заявлении ничего указывать более не надо, кроме того, что заложено в программе.
       Я обомлел от такого начальственного теперь уже попрания законности в организации, которая по логике, поскольку является государственной, и должна эту законность поддерживать и укреплять. Но обомлел я на мгновение, а затем принялся отстаивать позицию закона, что само по себе уже нонсенс в этом государственном месте.
       Я – посетитель - должен был исполнять работу, которую должны исполнять государственные служащие, которые за это и деньги получают!!!
       - Во-первых,  я получал пенсию не от центра занятости, а от пенсионного фонда. Центр занятости только направил меня в пенсионный фонд для получения пенсии. Во-вторых, у вас в программе заложен неверный бланк, - парировал я. - Я только что скачал официальный и там есть обязательно указание на то, что я получал пенсию до назначения пенсии по возрасту.
       Тут начальница призадумалась. Она, видимо, поняла, что не на того «пенса» напала, что божьего одуванчика, на которого только начальственно дунь и споры на парашютиках полетят во все стороны, в моем лице она не найдет.
       Начальственная Алина подошла к Лилии и стала ей объяснять, как выйти из щекотливого положения, мол, что-то надо приписать в заявлении. Начальница ушла, а я получил второй вариант своего заявления ничем не лучше первого.
       В заявлении ниже слова «Прошу» Лилия вписала собственноручно: «пенсию на основании Закона «О занятости населения Российской Федерации». И опять ни одного слова о том, что я уже являюсь получателем досрочной пенсии по ликвидации предприятия.
       Я смотрел фильм «Тупой и еще тупее», есть и другие комедии, где показаны различные варианты дурачеств, которые люди совершают в силу своего слабоумия или незнания, но встретить подобие комедии в пенсионном фонде города Муравленко (ЯНАО) не ожидал. Все-таки государственное учреждение – это не театральные подмостки, а государственные служащие – не комедианты.  Но, видимо, театр – понятие условное, о чем писал и Сомерсет Моэм в своей знаменитом романе «Театр», которая так блестяще экранизирована рижской киностудией.
       - Лилия, зачем я в пенсионном фонде прошу себе пенсию на основании Закона «О занятости...»? - удивился я. - Я ее и так сейчас имею, и вы об этом знаете. Весь вопрос в переходе. Вы должны где-то в заявлении моем указать, что я сейчас нахожусь на пенсии, как это делается на официальном бланке.
      - Я ничего больше сделать не могу, - отстранилась Лилия. - Так программа устроена. Текст должен появляться, но не появляется.
      «Понтий Пилат умывает руки», - пронеслось в моей голове. Возникла пауза.
      Я внимательнее присмотрелся к заявлению муравленковского отделения пенсионного фонда, и действительно его форма сильно отличалась от официальной. Многих пунктов не было, в частности нужного мне. С другой стороны были пункты, которых не было на официальном бланке, в частности про пенсию в иностранных государствах. Бред какой-то! Откуда только взят этот бланк – непонятно.
      Обдумав положение, я решил дело взять в свои руки.
      - Лилия, давайте делать так, - начал я. - Печатайте первоначальное заявление, а я снизу своей рукой припишу, что уже являюсь получателем пенсии от пенсионного фонда России и укажу документ, на основании которого это происходит. Этот документ вы мне сейчас выпишите и оформите, и его приобщите к числу принятых.
      - Как я вам его оформлю? – удивленно возмутилась Лилия.
      И я мысленно удивился в ответ.
      - Да очень просто и, что самое важное, в отличие от того, что вы сейчас делаете, законно, - ответил я. - Поскольку я уже получаю от вас пенсию, вы обязаны по моей просьбе выдать мне справку о размере пенсии и основаниях ее начисления. Я такие справки здесь уже получал. Тут нет ничего необычного. Эту справку вы просто обязаны включить в дело.
       Далее последовали мои некоторые уточнения, лилина суета и, в конце концов, я отдал заявление с просьбой о назначении пенсии с моей припиской 7 марта 2017 года.
       И вот что спрошу: не кошмар ли это все?
       Поражает как нахально, безграмотно и настойчиво, со сознанием дела и за зарплату сотрудники государственной структуры нарушали закон. Мое заявление так и приняли на неверном бланке. Судя по всему, всем просителям здесь оформляется пенсия на незаконных бланках и все молчат.
       Я вышел из кабинета номер 3, а там уже большая очередь. Оно и понятно. Моя ситуация разбиралась почти час, из-за некомпетентности сотрудников. Но и это еще не конец.
       Согласно п. 7 ст. 22 федерального закона «О страховых пенсиях» заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Только не надо думать, что страховая пенсия, это какая-то иная, которая заказывается гражданином самостоятельно. Согласно п. 2 ст. 1 того же закона: страховая пенсия предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования.
      Орган принял у меня заявление 3 марта 2017 года. Справку о назначении пенсии я смог получить только 30 марта, то есть спустя 18 рабочих дней, на 8 дней позднее предусмотренного законом срока! Здесь можно было бы не ставить восклицательный знак, если бы назначение мне пенсии было связано хоть с каким-нибудь трудом. Однако, нарушить закон тогда, когда все документы на оформление пенсии, и сам расчет пенсии были произведены еще в прошлом году в более короткие сроки (!), на мой взгляд, это уже слишком. Это может говорить только о том, что сотрудникам муравленковского отделения пенсионного фонда просто плевать на… Тут ставлю многоточие, потому что объектов много.
       По большому счету, это продолжающееся должностное преступление, до которого никому нет дела, и которое способно чиниться и далее в отличие от преступления частного, потому что оно государственное, а значит дозволенное и не наказуемое, что читалось в уверенных действиях сотрудников. Но неужели вседозволенное?