Поэт-фронтовик Сергей Орлов

Петр Панасейко
             "Не целован ещё
              И не брит,
              Крепко через плечо
              Портупеей обвит".

              Это строки из стихотворения "Старый снимок нашёл я случайно", написанного в 1957 году поэтом-фронтовиком Сергеем Сергеевичем Орловым. Прекрасное процитированное стихотворение можно поставить "эпиграфом" к судьбе поколения поэта: сколько их, не целованных и не бритых полегло в жестоких боях, сгорело в танках от Волги до Берлина?


             Сергей Орлов родился 22 августа 1921 года в селе Мегре. Его нынче нет, ибо на его месте играют волны водохранилища. Это места современной Вологодской области. Родился в семье учителей, мать преподавала в школе русский язык и литературу. Вот где надо искать любовь маленького Серёжи к русскому слову. В школе он с большим желанием посещал литературную студию, тогда же начал публиковать свои стихи в газете "Белозёрский колхозник", а потом стихи "перебрались" и на страницы областной газеты.

              Отец умер рано, дальнейшим воспитанием мальчика занимался отчим. В связи с этим им пришлось перебраться в Сибирь, куда главу семьи направили в 1930-е годы организовывать колхозы.
            
             "Я с детства начал жить в коммуне
               За Бийском у Алтайских гор.
               Под небом дальнего июня
               Лежал её земной простор".

               В Сибири Сергей продолжил обучение в школе.  На Всесоюзном конкурсе  школьников на лучшее стихотворение занял первое призовое место. Его конкурсную "Тыкву и три огурчика" опубликовал детский поэт Корней Чуковский. Сначала - в газете "Правда" (!), потом - в своей книге.

               Изучая биографии советских писателей, в какой-то степени им завидуешь. И вот почему. На свои первые гонорары школьник Орлов купил себе костюм. А сейчас слово "гонорар" является, по сути, устаревшим словом русского языка. О каких гонорарах можно сегодня говорить, если для того, чтобы опубликовать  где-то своё произведение автору самому надо платить огромные деньги!

              В 1940 году будущий поэт-фронтовик поступил  на историка в Петрозаводский университет. Закончить его не позволила война. В июне сорок первого года он вместе с однокурсниками становится бойцом истребительного батальона, сформированного из студентов-добровольцев. Однако через два месяца он уже курсант Челябинского танкового училища.

             В 1942 году младший лейтенант-танкист направляется на Волховский фронт. Первый бой принял у деревни Дусьево и железнодорожной станции Мга в качестве командира танка "КВ".

            "От щели, может, пятый час
             Водитель не отводит глаз.
             А щель узка, края черны,
             Летят в неё песок и глина,
             Но в эту щель от Мги видны
             Предместья Вены и Берлина".
   
             Процитированные строки из  стихотворения "Смотровая щель" поэта - хороший аргумент в споре с теми, кто  считает, что о победе мечтать на фронте начали только после Курской битвы.

             В перерывах между боями офицер-танкист пишет стихи. Их с охотой публикует фронтовая печать.

             "Руками, огрубевшими от стали,
              Писать стихи, сжимая карандаш.
              Солдаты спят - они за день устали,
              Храпит прокуренный насквозь блиндаж...
           ...Я порохом пропахнувшие строки
              Из-под обстрела вынес на руках".

              Война продолжалась, и гвардии старший уже лейтенант воевал на переднем её крае. Его танковый взвод в феврале 1944-го года освобождал с боями Великий Новгород (тогда не  имел "приставки" "Великий"). Здесь он снова горел в танке. Второй раз за время боёв. Но теперь дела обстояли куда хуже: 17 февраля танк подбили, он загорелся. Танкистам каким-то чудом удалось вытащить своего командира из объятого пламенем танка. Не знаю, но, возможно, Орлов этот зимний день февраля и отмечал в последствии, как второй свой день рождения. Ещё бы! Мало того, что огонь безжалостный  изуродовал прекрасное лицо молодого офицера-танкиста, та ещё и осколок от фашистского снаряда пытался достать его сердце. Но на пути "встала" медаль "За оборону Ленинграда".

              "Учила жизнь сама меня,
               Она сказала мне, -
               Когда в огне была броня,-
               Держись, сказала мне она.
               И верь в свою звезду,
               Я на земле всего одна,
               И я не подведу".

               После госпиталя старший лейтенант вернулся в родной Белозёрск. Весь израненный.

              "Вот человек - он искалечен,
               В рубцах лицо. Ты гляди
               И взгляд испуганно при встрече
               С его лица не отводи.
               Он шёл к победе, задыхаясь,
               Не думал о себе в пути,
               Чтобы она была такая -
               Взглянуть - и глаз не отвести".

               Другой известный поэт-фронтовик писал: "Жди меня и я вернусь, всем смертям на зло". Фронтовик Орлов вернулся, но та, которая ждала ... "не дождалась". Нет, она не вышла до этого замуж, она, увидев опалённое войной лицо своего любимого, просто испугалась и отказалась связать с ним дальнейшую жизнь.

              "Уходит женщина. Ни злоба,
               Ни просьбы не понятны ей,
               И задержать её не пробуй,
               Остановить её не смей.
               Молить напрасно, звать напрасно.
               Бежать за ней напрасный труд".

               Храбрый фронтовик не пал духом, не сдался, а уехал в город Ленина и поступил в местный университет на филологический факультет. Сразу, понятно, на второй курс. История его не стала больше интересовать, её он сам делал на своём танке по фронтовым дорогам.  В Ленинграде он подружился с поэтом-фронтовиком Михаилом Дудиным, который помог ему издать в 1946 году книгу "Третья скорость". Название оказалось весьма удачным: именно на третьей скорости советские танкисты шли в бой.

               "Люк открой и взгляни в эту башню,
                Где пусто, черно...
                Здесь погодки мои
                За великую правду
                В огне умирали".

                Решив стать профессиональным поэтом, Сергей Сергеевич переводится в Литературный институт, который успешно окончил в 1954 году.

               "Гвардейской клятвы нет вернее
                Взревели танки за бугром.
                Наш полк от Мги пронёс до Шпрее
                Тяжёлый гусенечный гром".

                Эти строки поэт написал одновременно с получением диплома Литературного института в 1954 году. Тем самым он дал понять читателям, что тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне у него будет на первом месте.

               "Кто говорит о песнях недопетых?
                Мы жизнь свою, как песню пронесли.
                Пусть нам теперь завидуют поэты
                Мы всё сложили в жизни, что могли".

                Чем больше от войны уходили годы, тем больше в поэзии Сергея Орлова стали звучать и другие темы. Это особо заметно по названиям вышедших книг:1948 год - "Поход продолжается", 1952 год - "Радуга в степи", 1953 год - "Городок", 1958 год - "Голос первой любви", 1963 год - "Одна любовь", и так далее.

               Подвиг танкистов в годы войны "увековечен" поэтом не  только в стихах, но и в фильме "Жаворонок", сценарий для которого он написал в соавторстве с М.Дудиным. Не хочу пересказывать его содержание, поскольку "Жаворонку" у меня посвящена отельная статья. Это один из любимых моих фильмов детства. Да и сегодня я его часто пересматриваю. Он того заслуживает. Не случайно, одно из лучших своих стихотворений "Его зарыли в шар земной", положенное на музыку, звучит в начале именно этого фильма в прекрасном исполнении Майи Кристалинской.

                "Давным-давно окончен бой...
                Руками всех друзей
                Положен парень в шар земной,
                Как будто в мавзолей".

                Ушёл из жизни поэт-фронтовик Сергей Орлов в возрасте 56-ти лет 7 октября 1977 года. Если я не ошибаюсь, в день принятия новой Конституции СССР. Нет уже давно СССР, не действует та Конституция, а стихи его мы с удовольствием читаем и сегодня. Их не забудут и идущие за нами поколения.

30.07.2017 г.

Фото из Интернета