За знаниями

Андрей Колячко
Всё таки желание учиться, оно заложено в человеке прямо с рождения. Смотришь, иной раз стремиться получить второе высшее образование человек за пятьдесят. И деньги на это не жалеет- оплачивает учёбу. И ему это интересно. А другой и в двадцать ни к чему не стремиться. Я всегда с симпатией отношусь к тем, кто стремиться к знанием. Неважно, взрослые это или дети. Иногда такое сильное желание приводит к смешным случаям, об одном из которых и хочу вам рассказать.
Взрослая жизнь для ученика второго класса Правдинской школы Андрюши Николаева наступила первого февраля. В этот день его маму Марию послали в Минск на курсы повышения квалификации. А это значило, что со свой деревни Титва в школу и обратно он должен был добираться сам. Сложного конечно не много. До школы пять километров. Главное чтобы автобус не ломался и мост через Птичь не подводил. Те, кто сейчас проезжают по прекрасному мосту возле Русаковичей и представить не могут какая это была проблема в конце семидесятых. Деревянный мост часто закрывали и автобусы не ходили.
Андрюша застегнул широкие квадратные пуговицы на тёплой, с меховой подстёжкой куртке, позавидовал спящему младшему брату, надвинул капюшон и открыл входную дверь. Щёки обожгло морозом. С трудом открыв из- за нападавшего за ночь снега калитку, он помахал рукой смотревшей вслед бабушке Лене и медленно пошёл на остановку автобуса.
Настроение было отличным. Впереди был ещё один день в школе, встречи со своими друзьями.
На остановке, от взрослых он услышал, что мост для автобусов и грузовиков закрыт и поэтому автобуса на Правдинск ждать нет смысла. Одна надежда на «матрису»- поезд отвозивший по узкоколейке рабочих на торфозавод. И все дружно пошли к переезду. «Пока дойдём туда, пока доедем до торфозавода, потом ещё и до школы нужно дойти, или лучше домой и лечь спать»,- подумал Андрюша, но тяга к знаниям победила. Ну или тяга к приключениям наконец. Ведь ехал он в кабине машиниста, а в восемь лет это почти подвиг. Правда пришёл в школу он только ко второму уроку. А потом на трёх переменах важно рассказывал друзьям как он добирался на учёбу. Даже Мария Кирилловна его всем поставила в пример. Да, хороший выдался денёк, жаль что время прошло быстро.
В раздевалке его окликнул его закадычный друг Гаврик. Фамилия у него была Эдик. Гаврик Эдик. И все одноклассники, хоть и учились с ним уже второй год, продолжали путать имя с фамилией.
- Пошли после уроков в кулинарию.
-Пойдём. У меня как раз целый рубль есть.
-Ого! Сколько ты всего можешь купить.
-Я теперь один в школу езжу, и буду аккуратно тратить, - с достоинством ответил Андрюшка.
Шли они медленно, оставляя на снегу свои следы. Снег, который шёл уже несколько дней, щедро осыпал их, и войдя в кулинарию они были как два маленьких сугроба.
-Я возьму трубочку и кремовое. И сок. Ну и чай, чтобы согреться,- сказал Эдик.
-А я наверно трубочку и кекс,- ответил приятель.
Они весело ели, обсуждая свои планы по ремонту и покраске своей «базы»- старой,  заброшенной машины.  Потом оделись, и решили идти не по асфальтной дороге, а через деревню- так короче. Эх, знал бы Андрюшка, к каким это приведёт последствиям...
Бабушка Лена, проводив внука, продолжала всё утро смотреть в окно, надеясь увидеть, когда пойдёт автобус. Но его всё не было. Накинув пальто и повязав тёплый платок, она побежала на остановку. Никого!  Ну и где же подевался этот школьник? Ясность внесла проходившая мимо соседка.
- Поехал ваш внучёк. На «матрисе». Сама видела. Очень учиться хочет. Молодец.
- Ну и хорошо,- ответила бабушка и пошла домой. А там заботы, хлопоты по хозяйству. Но на душе было не спокойно. « А как он домой то приедет»- думала она. Потом собралась и поспешила в соседнюю деревню Березовка к свояку Володе.
- Автобусы не ходят, как он один приедет. Съезди за ним на машине .
- Привезу твоего внука, не переживай- серьёзно ответил Володя, и уже через несколько минут его маленькая зелёная машина виднелась на выезде из деревни.
Последний участок дороги, шедший по асфальту, он ехал медленно надеясь встретить шедшего из школы Андрюшку. Потом подъехал к школе и стал ждать возле выхода. Андрюшки всё не было. Не выдержав, уточнил у учителей. « Давно уроки закончились. Может где гуляет»,- ответили в школе. Медленно объехал весь посёлок. Зашёл в магазин и кулинарию. Нигде! И никто не видел. Надо отметить, что Володя был человеком рассудительным. И повоевать пришлось. А тут немножко даже растерялся. Но потом пришёл к выводу: « разминулись мы немножко, сейчас поеду по дороге и где- нибудь его обязательно встречу». От этой мысли на душе стало легче, он улыбнулся и тронулся в путь...    
Когда дошли до дома Гаврика, друзья попрощались и дальше Андрюша пошёл уже один. Возле моста остановился. «Что же с мостом случилось, что автобусам нельзя ходить. Выглядит вроде целым»,- подумал он, а затем медленно начал спуск к реке. Мост хотя и был деревянным, но выглядел солидно, опираясь на толстые деревянные столбы. Не найдя явных разрушений, его внимание переключилось на замёрзшую реку. Бросил пару камней- толщина льда была приличной. В общем так увлёкся, что на зелёную машину, что проехала по мосту и внимания не обратил. А зря!
Чем дальше ехал от Правдинска дядя Володя, тем хуже становилось настроение. Ну куда мог подеваться этот школьник? Как говориться, заблудился в трёх соснах.
Уже начало темнеть, когда Андрюша подошёл к дому. Возле него увидел зелёную машину. «Здорово, дядя Володя в гости приехал»,- подумал он. А переступив порог увидел встревоженных бабушку и дядю. «Ох, и напугал же ты нас сегодня»,- в один голос сказали они.
Когда я рассказываю эту историю детям, меня часто спрашивают, наказали ли за произошедшее Андрюшу. Нет. И даже похвалили, так как выяснилось, что он не виноват, а это было результатом случайных совпадений. А похвалили за пятёрку по математике, которую в тот день он получил. Вот такие были люди- справедливые. Искренне переживали и хотели помочь- и за это им спасибо.