Чудеса по вере нам даются!

Георгий Асеев
                НАСУЩНАЯ ТЕМА:
                «ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ ПРОСЛАВЛЕНИЕ МОЩЕЙ
                СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ РОМАНОВЫХ»

            Монархическое единство в любви трёх Ипостасей единосущной и нераздельной Пресвятой Живоначальной Троицы заключается в том, что Бог Отец Вседержитель, являясь Творцом всего видимого и невидимого, предвечно рождает Единородного Сына (именуемого Словом Божьим или Логосом) и предвечно изводит Святого Духа (именуемого Дыханием Отца или Духом Отца).               
            Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии в государстве (в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь), к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью.
                Георгий Асеев, теолог
         
МНЕНИЕ ДУХОВНОГО ЛИЦА:
 
            Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в интервью «Российской газете» назвал главное условие, при котором РПЦ сможет признать останки Николая II и членов его семьи, найденные в 1991 и 2007 гг. в Поросенковом логу около Екатеринбурга: «Главное в ином: царь прославлен, в его святости мы убеждены. А его это останки или нет, должен указать Господь. Не следователь, не антрополог, не криминалист и не генетик. Верующие должны это почувствовать».

КОММЕНТАРИЙ ТЕОЛОГА:

            ЧАСТЬ I. ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ЦАРСКОГО СЛУЖЕНИЯ НА РУСИ:
            Так для того, чтобы «почувствовать» надо у мощей святых царственных страстотерпцев молебны служить, а не отгораживать от посетителей и паломников Екатерининский придел Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а то бытовала до недавнего времени кощунственная практика: на время богослужения в соборе закрывали Екатерининский придел, т. е. останки святых царственных  страстотерпцев просто исключались из сакрального пространства богослужения! Вот так, а потом некоторые циничные скептики удивляются: дескать, верующие не молятся у «непризнанных» мощей! В церковном народе на этот счёт говорят: «каков поп – таков и приход».
            Чтобы принять доказательства, нужно доверять специалистам, проводившим всесторонние экспертизы. Теперь, когда члены экспертной комиссии устраивают РПЦ нет оснований не доверять результатам её компетентной деятельности!
            «Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера – на доверии к свидетельству истины. знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях»(Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский Пространный христианский катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви).
            Говорят: «У Церкви ещё не сформулирована позиция по результатам исследований "екатеринбургских останков"», – такое положение дел не может длиться бесконечно! «Дорожите временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15).
            Господь ныне долготерпит нас, нерадивых, по молитвам собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, однако, и вразумляет порой, как любящий отец, за самонадеянность – вспомним, что стало в 1918 году с участниками Учредительного Собрания и Поместного Собора Православной Российской Церкви!
            Чаем скорейшего общецерковного прославления святых мощей Царской Семьи Романовых!
            «Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело. Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо. Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: "пойди сюда повыше", нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои» (Прит. 25:2 - 6).
            Изначально было ясно, что противникам почитания святых царственных страстотерпцев не нужно в принципе наличие соборно прославленных мощей – зримого акта общественного раскаяния во всенародном грехе клятвопреступления, а по существу – в массовом богоотступничестве в 1917 г.
            Сокровенный смысл «отречения» Государя Императора кроется в священной сути служения «Удерживающего» Богоизбранного Помазанника Божия, коим является Царь-мученик Николай II Александрович, Самодержец Всероссийский: именно пред Престолом Господа Вседержителя держала ответ его царская совесть, и именно Божия Матерь – прикровенная Правительница Земли Русской приняла царские регалии, чему свидетельствует явление 2/15 марта 1917 г. в царской вотчине – с. Коломенском Державной иконы Царицы Небесной, указующей на спасение от гибели Третьего Рима – Дома Пресвятой Богородицы,  и вспомним, что было потом: 6 мая (н. ст.), в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, на Пасху 1945 г. закончилась война нашей победой жизни над смертью, а в праздник Преображения Господня, 19 августа 1991 г., пала власть богоотступников, свершивших революцию 1917 г.
            В этом заключается подлинный, сакральный смысл «отречения за себя и за наследника», подтверждающий неэфемерную, неземную природу верховной власти в России и отмечаемую Русской Православной Церковью как Покров Пресвятой Богородицы над Её Уделом – Святой Русью(ежегодно 14 октября).
            Священник Николай Булгаков очень точно раскрыл эту тему в своих рассуждениях, изложенных в очерке «Всё решает Пречистая» (2005 г.): «Явление Державной иконы Пресвятой Богородицы 2/15 марта 1917 г. – величайшее событие русской истории... В этот день Господь Небеса преклонил, и Матерь Божия вошла в нашу земную историю. Небо соединилось с землёю... Русская история веками, тысячу лет готовила эту духовную вершину  (недаром прославление Царской Семьи и всех новомучеников и исповедников Российских совершилось в 2000 г. от Рождества Христова!) – как веками, тысячелетиями ветхий Израиль готовил Пречистую Деву, достойную принять Бога. Новый Израиль, православный мiр достиг своей высоты – cвятого Царя и святого Наследника, взошедших на Небо, и тогда на русском престоле явилась Сама Царица Небесная».
            Как верно подметил ещё в 1866 г.  дипломат и поэт Ф. И. Тютчев,  главная уникальная особенность русского национального характера – поступать не в соответствии с требованиями ума, а действовать по велению сердца:
                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить:
                У ней особенная стать —
                В Россию можно только верить.
            Именно деятельная сила одухотворённых личностей святых претворила символический метареализм Святой Руси как харизматического искусства метафизических прозрений и мистических интуиций в историческую реальность. Из поколения в поколение живущие христиане молитвенно общаются в лоне Русской Православной Церкви со всеми русскими святыми и совместно с Небесным Воинством (c Торжествующей Небесной Церковью) деятельными молитвами созидают святыню – сакральное пространство Святой Руси, где почитается «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет. 2:9). Народ делает христианским принадлежность к Церкви, т. е. участие в Таинствах и следование Заповедям Христовым в повседневной жизни. Каждый новый век ломает прежние стереотипы поведения на духовном поприще, внося неизбежные изменения в привычный уклад жизни, но путь к святости (XI – XIII вв. характерна святость благоверных князей, XIV – XV вв. – святость преподобных отцов, XVI – XVII вв. – юродивых, XVIII – XIX вв. – святителей, XX веку присущ подвиг мучеников) остаётся открытым и врата ада не одолеют Церковь Христову до скончания века. Суть святости состоит «в благодатной причастности человека Богу» (или «обоженности»), в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке – «чаде Божием» восстановлена его неповрежденная грехом природа. Основой этого восстановления является Боговоплощение – восприятие Христом Спасителем человеческой природы. Поскольку во Христе Искупителе человеческая природа была обоженна, это открыло путь к Богу и для всего человечества. Христиане, участвуя и освящаясь в Церковных Таинствах, становятся «богами по благодати» или «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).
            В Откровении апостола Иоанна Богослова изложен сотериологический смысл библейской синергии – свободное, любовное соучастие человечества в Божественном Домостроительстве. Православное мировоззрение предполагает свободное, деятельное волеизъявление человечества в выборе пути развития. Евангелие формулирует историософский смысл человеческого бытия – каждый человек, по сути своей, является со-творцом всеобщей истории, соучаствуя в спасения всего человеческого рода через проповедь Христа своею добродетельной жизнью.
            Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, воплощает в свою земную жизнь заповеди блаженства, данные Христом Спасителем в Нагорной проповеди.
            Настоящее созидание Святой Руси по сути есть преображение русского народа в «род избранный, царственное священство»(1Пет.2:9) в «единстве духа в союзе мира» (Еф.4:3). На протяжении тысячелетия  Всероссийская Православная Кафолическая Восточная Церковь формировала многомиллионную российскую православную нацию – «народ  Богоносец-Новый Израиль», населявший Российское царство, ставшее в библейском эсхатологическом контексте Апокалипсиса «Священной Российской империей последних времён».
            Благословенная Таврида возникает перед нашим взором «вторым Эдемским садом»: здесь взошло лучезарное «Красное Солнышко» – вступил на апостольское поприще Великий Князь Киевский Владимир I Святославович (960 - 1015); тут состоялось «бракосочетание» Руси, в лице великого князя Владимира, и Византии, в лице царицы Анны; в греческом городе Корсуне Господь Вседержитель предопределил священное миссионерское служение («родовой пожизненный крест») правящей династии Рюриковичей, а впоследствии Романовых – созидание Святой Руси как храма Софии – Ипостасной Премудрости Божией, который  врата   ада   не   одолеют   вовек. 
            Святой Равноапостольный Креститель Руси Владимир в 988 г. олицетворял «благодатный саженец райского древа жизни», посаженный Творцом вселенной на плодородной земле Древней Руси; а затем возросший и принесший через тысячу лет сторичный плод – многочисленный сонм всех святых в России просиявших. Надо помнить,что XX в. Земля Русская обильно обагрена кровью святых  новомучеников   и   исповедников –  наших   с   вами  родственников,  мы  же  их  наследники.
            Таким образом, Святая Русь – уже не символ, а конкретная обжитая древняя земля с уникальной восточнославянской по плоти и восточнохристианской по духу развитой цивилизацией. Это исторически сложившееся русское царство-государство в форме православного наследственного самодержавия, или выражаясь в патетически: «Место где обитает русский дух, где Русью пахнет».
            Смысл русской идеи православного самодержавия ёмко изложил во вступительной части послания (1581 г.) Польскому Королю Стефану Баторию первый русский царь из рода Рюрика: «Божией (следует перечисление атрибутов) милостью мы, смиренный Иван Васильевич, удостоились быть носителем крестоносной хоругви и Креста Христова, Российского царства и иных многих государств и царств скипетродержателем, Царь и великий князь всея Руси (следует полный титул), по Божиему изволению, а не по многомятежному желанию человечества».
            Икона, написанная в 1668 г. государевым иконописцем Симоном Ушаковым «Насаждение древа государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери»), служит не только обобщающей иконографической иллюстрацией 6-ой новеллы святого Византийского Императора Юстиниана I Великого (483 - 565) и «Эпанагоги» (886 г.) святителя Фотия, Патриарха Константинопольского (820 - 896), а также сотериологического характера русской истории в эсхатологическом контексте библейского Апокалипсиса, изображённого в виде всеобъемлющей деятельности «премудрой двоицы» Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Романова по переустройству Московского государства во Вселенское православное царство – «Новый Израиль как земное подножье Царства Небесного» (начатое самодержавным отцом завершил cозданием Российской империи его сын – Пётр Великий). Образ «Богоматери Владимирской» расположен в окружении ветвей древа, произрастающего из Успенского собора в Московском Кремле. Древо Царства Российского растёт вширь (условно говоря – «развитие в пространстве»: Царь претворяет имперско-миссионерскую идею «Третьего Рима») и ввысь (условно говоря – «развитие во времени»: Патриарх воплощает священную мессию Святой Руси как «Нового Израиля»), в этом плане можно говорить о «возвышении Церкви над царством».
            Основная задача вселенского православного царства, как отмечалось выше, способствовать свободному обожению христиан. По убеждению Святейшего Патриарха Никона, призвание России заключается в том, чтобы стать мировым центром христианской культуры, просвещения и благочестия.
            Так посредством иконописи в народном сознании утверждалась византийская теократическая идея симфонии: Царь и Патриарх предстают двумя земными главами единого богочеловеческого, церковно-государственного организма – Верховным Законодателем, Судьёй и Правителем которого является Господь Вседержитель Богочеловек Иисус Христос наш Искупитель.
            В Никоновских гомилиях, выстроенных по методу реконструктивной интертекстуальности фрагментов священных текстов, керигма (греч. kуrugma – провозглашение, проповедь) есть не просто выразительное и краткое изложение евангельских истин, это сакраментальная интерпретация миссии Святой Руси в контексте библейской истории, осуществляемая харизматиком Никоном посредством вписывания евангельских цитат в историческое повествование на актуальную тему «последних времён». Именно Апокалипсис, или Откровение любимого ученика Христа, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова побудило Никона из всех экклезиологических аспектов на первое место поставить ожидаемое Царство Божие. Кафолическая Церковь в институциональном выражении византийской симфонии, по замыслу святейшего патриарха Никона, через всеобъемлющую сакрализацию вселенского пространства готовит путь к Царству Небесному в том смысле, что, являясь образом грядущего Царства Пресвятой Троицы, стремится к воцерковлению всех сторон жизни. Её миссия –  борьба за свидетельство и применение эсхатологического видения Церкви к историческим реальностям и к миру в целом.
            Для достижения поставленной цели Предстоятель Русской Церкви умело использовал моделирование икон сакральных пространств, например,  Афона (Иверский Валдайский монастырь) и образа Животворящего Креста Иисуса Христа (Крестный Кий-островский монастырь).
            Итак, история Святой Руси (запечатлённая царской властью в иеротопических проектах, т. е. создание сакрально-теургических пространств на Русской Земле, в частности, стараниями Святейшего Патриарха Никона при Государевой поддержке начато возведение Воскресенского Ново-Иерусалимского собора в «Подмосковной Палестине» на Истре) выступает частью библейской истории последних времён.
            Идеологема «Новый Израиль» как эсхатологический сюжет Апокалипсиса в качестве исторической реальности в библейcком контексте содержит описание  последнего православного самодержавного царства перед Вторым пришествием Царя Славы Христа Спасителя.
            Идеологеме «Третий Рим» присуща социокультурная ориентация. В колонизационном и миссионерском движении русский народ (обладающий такими жизнеутверждающими качествами как: благочестие, благодушие, предприимчивость, смелость, ловкость, выносливость, восприимчивость, трудолюбие) ассимилировал и просвещал инородческие племена, приводя их в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви.
            Эти идеологемы отражают интеллектуальную амбивалентность двойственной (душевно-телесной) природы человека, характеризующейся одновременным возникновением и сосуществованием двух противоположных воззрений (библейского, т. е. идеалистического и атеистического, т. е. материалистического) на исторический процесс.
            Диалектическое единство и борьба противоположностей двух миров «горнего» и «дольнего» составляют причину периодических государственно-политических коллизий, происходящих при перерастании количественных общественно значимых изменений в новое цивилизационное качество при необдуманном отрицании фундаментальных основ прежнего благосостояния.
            Известный американский физик, философ и историк науки Томас Самюэль Кун (1922 - 1996) в своей книге «Структура научных революций» изложил концепцию философии науки с её извечным основным вопросом: что первично дух или материя? Просвещённая часть общества (аристократия ума), в лице научного сообщества (интеллигенция), генерирует и распространяет в общественном сознании определённые парадигмы (термин обозначает совокупность убеждений, ценностей, технических средств данного общества). Подавляющая масса граждан исходит в своей жизни из моделей поведения, продиктованных господствующей парадигмой и усвоенных в процессе воспитания и обучения, часто, в отличии от интеллектуалов, даже не зная какие именно характеристики придали этим моделям нормативный статус общественного правосознания.
            Согласно Куну, любая парадигма проходит в своем развитии три стадии: генезис (формирование иерархии ценностей), стабильность (абсолютная идеологическая доминанта), кризис (относительная идеологическая доминанта). Исторический процесс, в концепции Куна, представляется как диалектическая смена парадигм. Смена парадигм совершается через революции, происходящих путём радикального слома новой системой ценностей прежних традиционно-господствующих доктринальных устоев. Несовместимость парадигм связана с тем, что новая парадигма кардинальным образом изменяет не только уклад жизни общества, но и способ интерпретации истории, в частности событий 1917 г.
            Отечественная парадигма «Святая Русь» от момента Крещения Руси Владимиром до времён расцвета Священной Российской империи при Самодержце Николае II всегда оставалась объективно идеалистической (христианской по сути), но не всегда выступала как абсолютная идеологическая доминанта.
            370 лет (1547 - 1917) русское православное самодержавие постепенно осуществляло социокультурный, имперский проект «Москва – третий Рим». Но к февралю 1917 г. «атеистическая» часть общественности,увлечённая «толстовским» отрицанием «официальной» Церкви (в феврале 1901 г. вышло определение Святейшего Правительствующего Синода об отпадении «зеркала русской революции» графа Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910) от Православной Кафолической Греко-Российской Церкви), отказываясь «отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21) и видя в личности Христа лишь гонимого пророка-страдальца, моралиста – основоположника гуманизма, лишила людей мира Святого Духа, сея в страстных сердцах эгоистическую смуту двоевластия плотских и духовных помыслов: если Христос не Бог, то православный Царь не помазанник Божий, а диктатор-самодур, лишённый поддержки соборного небесного воинства (по мнению материалистов-революционеров, из-за «отсутствия в природе такового»).
            Игнорируя церковную иерархию и законы Российской империи, богоборцы расчленили единый народ Божий по этническому и классовому признакам – в результате революции вместо объединения произошло разъединение разноплеменной христианской нации, был утерян изначальный, библейский смысл человеческого бытия – атеистическая Советская Россия сошла с исторического мессианского пути следования за Христом, прельщённая химерой «прогрессивного земного коммунистического рая».
            В 1917 г. русский народ стал «национальным изгоем без прошлого, в одночасье лишившись» своей исконной, тысячелетней, государственности, а следом: Христолюбивой армии, институтов цивилизованного («гражданского») общества, частной собственности, сословий, обычаев, памятников, праздников, календаря и орфографии, системы русских мер и цен, целостности Империи и миллионов лучших сограждан.
            Временное правительство явочным порядком, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, упразднило российское законодательство, объявив 1 сентября по ст. ст. 1917 г., что «государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский»; а перед этим «Государственнное совещание» исполнило на сцене Московского Большого театра разлагающую прелюдию к ужасной трагедии, которую острословы сразу нарекли «Режь публику»).
            Утвердившаяся в материалистическом, республиканско-секуляризованном cознании «революционных» демократов-разночинцев XIX в. парадигма: «Церковь вне государства и религиозное самосознание вне права» после своего воплощения на практике в форме Декрета СНК РСФСР от 23 января по ст. ст. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» оказала смертоносное действие на «теократическую» самобытность восточнохристианского правосознания, «разрушив до основания православные устои жизни русского народа, отделив Небеса Обетованные от Земли Русской, душу от тела». На последних зиждилась вековая русская православная монархическая государственность – правопреемница и охранительница традиций христианского законодательства святого императора Константина Великого.
            Большевистский декрет восемнадцатого года прошлого века, узаконив государственный «воинствующий атеизм», дискредитировал церковную прерогативу в семейных отношениях; а стало быть и само таинство бракосочетания с небесной радостью деторождения; кощунственно развенчал Богоизбранность царского рода, отменив религиозную клятву – присягу верности престолу до скончания века.
            Революционный социальный эксперимент оказался «трупным экскрементом классовой борьбы», потому что самое ничтожное беззаконие, завуалированное «благими намерениями», приводит в конце концов к глобальной катастрофе – утрате навыка сознательно-свободного поддержания правопорядка по причине замкнутости верховной власти на инстинкте самосохранения.
            «Тысячелетняя» Россия зиждилась на трёх китах, а именно на: православной вере, самодержавии и русском многодетном крестьянстве; а погибла от клятвопреступной измены этим принципам.
            «Семидесятилетний» Союз Советских Социалистических Республик (CCCР) опирался на: государственный атеизм, этнический республиканский федерализм и марксистско-ленинский пролетарский интернационализм – в результате вырождение и распад, потому что истоком того союза было море братоубийственной крови, пролитой на гражданской войне.
            Россия и СССР – не только слова «антонимы», но и по содержанию – это «антиподы» общественного развития. Хотя и в Царской России,  русскому «просвещённому» обществу не хватало порой деятельного, доброго чувства благодарности за милосердие, оказанное Всевышним нашей державе (особенно, в период роста народного благосостояния, когда вопрос об осознанном выборе предпочтений между Богом и мамоной выходит на первый план).
            В третьем тысячелетии выбор пути развития остаётся за российским народом. Главное, не забывать: нет будущего у того – кто не видит дальше советского прошлого!
 
            
            ЧАСТЬ II. ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ СОБЫТИЙ 100-ЕЙ ДАВНОСТИ:
            «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни», – вот так официально говорилось в связи с  февральской изменой 1917 г. в Обращении Святейшего Правительствующего Синода ко всем верным чадам Святой Православной Церкви.
            Думается, для многих это было ещё большим шоком, чем отречение Государя Императора. Дело в том, что каждый верноподданный Российской империи, достигнув двенадцатилетнего возраста, присягал ему в верности, призывая в свидетели Бога, на кресте и Евангелии. А сами архипастыри, становясь членами Синода, приносили ещё и отдельную присягу, где, в частности, есть такие слова: «Клянуся Всемогущим Богом, что хощу и должен есмь моему природному и истинному Царю и Государю Николаю Александровичу, Всероссийскому Самодержцу и прочая… верным, добрым и послушным рабом и подданным быть. И все к высокому Его Царского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащия права, и прерогативы узаконенные и впредь узаконяемые по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать, и оборонять, и в том живота своего в потребном случае не щадить».
            28 августа 1917 г., 100 лет назад, открылся Поместный Собор Православной Российской Церкви. Вопрос нарушения присяги государю императору, поднятый на Соборе, так и остался нерешённым!
            О либерально-протестанствующей атмосфере, царившей в церковно-обновленческой среде того времени, cвидетельствуют воспоминания непосредственной участницы Всероссийского Поместного собора 1917 - 1918 гг., почтенной старицы, княгини Наталии Владимировны Урусовой (1874 - 1963), изложенные в её книге «Материнский Плач Святой Руси» (http://azbyka.ru/fiction/materinskij-plach-svyatoj-rusi/#n15):
            «Я писала, что муж мой был членом Церковного Собора от Ярославской губернии. Я не берусь рассматривать деятельность Собора в подробностях — это дело будущей истории, а только скажу в нескольких словах о своем личном впечатлении. Так как муж мой был к этому причастен, то я болезненно переживала все что слышала и видела. К сожалению, в собрании всех высших сил православного русского духовенства (в большинстве высших не в силе Духа, а только в чинах иерархии, к великому горю и гибели России) царил все тот же страх: страх перед надвигающейся страшной катастрофой. За немногими исключениями, боялись открыто исповедовать свое мнение по тем вопросам, по которым нужно было громить, предупреждать и открывать глаза, в то время еще в большинстве верующему в Бога и любившему своего земного царя, народу. Собор этого не сделал. Воззвание Патриарха, написано богословом, князем Евгением Трубецким, если и было напечатано, то раздавалось тайно, из-под полы, опять-таки из-за того земного страха.
            Муж мой привез мне порученные ему для раздачи многие экземпляры воззвания. Он передал их мне со словами: «Пожалуйста, постарайся раздать, но только так, чтоб с этим не попасться». Я отдала ему их обратно, напомнив слова Спасителя, что зажегши Свечу, не ставят ее под кровать, она должна открыто светить всем. Эти воззвания должны быть расклеены на всех дверях храмов и на углах улиц, и если я первому крестьянину, отдавая тайно воззвание, скажу: «Смотри, только не попадись», то я сразу отниму у него веру в Собор и упование на его силу».
А на него в то время были устремлены глаза всех верующих в надежде на спасение, да и сама я считала подобный риск этот неосновательным и безсмысленным орудием борьбы с наглеющей силой сатаны.
            На Соборе постановлено было не говорить о политике. Все вопросы, по которым подолгу говорили церковные ораторы, сводились только к образованию будущей Церкви, могущественной своими капиталами, для чего должны были быть куплены два громадных имения: одно виноградное в Крыму, для монополии церковного вина, а другое на Кавказе, с посевами пшеницы для монополии муки на просфоры и надобности Церкви. Причем от продажи излишков предвиделись неисчерпаемые богатства. Мужу моему было дано задание разработать устав будущего церковного банка, с обещанием поставить его не только директором этого банка. но и главноуправляющим обоих имений. Муж не был богат и перспективы эти его радовали, он дни и ночи работал над этим. Я плакала, видя гибель России благодаря такой деятельности Собора. Он уговорил меня поехать в Москву хоть на одно заседание, и я нехотя согласилась, все же думая найти, может быть, твердую почву под ногами, чтоб не утонуть в трясине болота. Первое, куда провел меня муж, это поразивший меня богатый буфет, где можно было иметь что угодно, когда общей массе народа было очень трудно с питанием.
            В то время много было разговоров о том, что на Собор из Зосимовой Пустыни приехал иеросхимонах Алексий, много лет проведший в затворе и теперь покинувший его. Мы его встретили в дверях, когда выходили из буфета. Я была названа по имени и получила благословение. Луч надежды осенил меня! Может, этот старец-отшельник, худой, высокий аскет в облачении схимника, скажет свое святое, могучее слово, которое сокрушит силу дьявола, дерзко надеющегося овладеть Россией с ее Православной верой. Ведь недаром же вышел из затвора. Так думали многие, но он ни разу до закрытия Собора не проронил ни слова, а по окончании его не вернулся к себе в монастырь, а долгое время тайно жил в Троицко-Сергиевой Лавре у жены убитого министра Хвостова. Конечной его судьбы я не знаю, т. к. уехала из Лавры.
            Был ли это страх — Господь будет Судьей всем и всему. Все происходило в Синодальном доме. Мы с мужем прошли в громадный зал со сценой. На ней, во всю длину покрытый сукном, — стол. В первых рядах кресел партера сидело много духовенства и гражданские члены Собора от всех областей и губерний России, там же сел и мой муж, я села сзади среди многочисленной публики, которой разрешен был свободный доступ.
            Трепет прошел по телу, когда на сцену вышел Патриарх Тихон и занял среднее место, за ним — митрополиты, епископы, почтенные старцы, монахи, и иеросхимонах Алексий. Хотелось плакать и закричать: «Спасите Россию и Церковь нашу, на вас смотрят почти 200 миллионов людей». На кафедру, которая была между публикой и сценой, начали выходить попеременно духовные и гражданские ораторы. Чем дальше, тем больше и моей душой овладевал страх и тревога: ни единого слова в защиту Веры, защиту Православия, защиту надежды на Бога, дабы победить надвигающуюся жуткую опасность, не было сказано!
            Вычислялись цифры, говорилось о создании громадных зданий для будущих церковно-приходских школ, покупке имений и т. д. Вот объявляют: сейчас будет говорить профессор из Белоруссии (фамилию я его забыла). Вышел маленького роста, скромного вида, невзрачный человек, и этот маленький человек сказал не много, но сильных и больших слов. Я, конечно, не помню их буквально, хоть их было мало, ему не дали говорить, и кто не дал? Со сцены поднялось шиканье, и его заставили сойти с кафедры. Сказал он, обращаясь к Патриарху и всему правящему духовенству: "Не этими вопросами должны мы сейчас заниматься! Россия гибнет, трон поруган. Без Помазанника Божия, Православного Царя, она скоро подпадет под власть тьмы". Он сошел с кафедры за то, что коснулся «политики», когда постановлено было ее не касаться Я встала и вышла из собрания. Ничего больше не могу написать ни о Соборе, ни о Церкви вообще т. к. благодаря безвыходной нужде покинула Лавру, переехала на Кавказ, и только иногда узнавала что-нибудь от приезжавших людей.
            С Патриархом я была лично очень хорошо знакома, это был добрый, умный, но не сильного духа Глава Церкви. Он сам не чувствовал себя способным к такому ответственному делу, о чем не раз говорил, и если б была его воля и он не прошел бы по жребию, он никогда добровольно не взял бы этого креста на себя, т. к. благодаря слабоволию мог быть причиной несения креста другими. Так и случилось в вопросе по изъятию церковных ценностей. Он не взял на себя декретом отказать в святых ценностях большевикам, а указом дал каждому священнику право — действовать по личному усмотрению. И вот тех, кому Святые Чаши были дороже жизни, погнали тысячами на мучение в Сибирь, эти люди стали первомучениками во второй эре христианского мученичества в мире.
            О судьбе Патриарха Тихона и его мученической кончине, и издевательствах, и поруганиях над ним я узнала только за границей из изданных записок и воспоминаний очевидцев».
            К слову, важность церковной оценки происшедшего в феврале-марте 1917 г. понимал и архиепископ (в будущем Патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский). В своей «Записке» от 20 декабря 1924 г. «Православная Русская Церковь и Советская власть (к созыву Поместного Собора Православной Российской Церкви)» он писал: «Соборные рассуждения… мне думается, непременно должны коснуться и того чрезвычайно важного для верующих факта, что огромное большинство теперешних граждан СССР православно-верующих связано было присягой на верность царственному тогда императору и его наследнику. Для неверующего, конечно, в этом нет никакого вопроса, но верующий не может (да и не должен) к этому так легко относиться. Клятва именем Божиим для нас есть величайшее обязательство, какое только мы можем взять на себя. <…> Много верующих душ, может быть, и теперь мучительно недоумевают пред вопросом, как им теперь быть с присягой. Многие, принуждённые в силу обстоятельств служить в Красной Армии или вообще на советской службе, может быть, переживают весьма трагическую раздвоенность [между] своим теперешним гражданским долгом и прежде данной присягой. Может быть, немало и таких, что из одной необходимости нарушить присягу, потом и махнули рукой на веру. Очевидно, наш Собор не исполнил бы своего пастырского долга, если бы обошёл молчанием вопросы о присяге, предоставив верующим самим, кто как знает, разбираться в нём».
            Значимость решения вопроса присяги стала очевидной после завершения 10 августа 1922 г., в г. Владивостоке заседаний Приамурского Земского Собора, возродившего традицию созыва законосовещательных, представительных учреждений. Собор, открывшийся 23 июля 1922 г., был созван из-за острого политического кризиса на последнем свободном от совдепии островке России и поставил своей целью установление твердой власти, способной сплотить антибольшевистские силы. В состав Земского Собора вошли представители практически всех слоев населения Приморья, за исключением социал-демократов. В ходе своей работы Приамурский Земский Собор принял акт исторического значения, провозглашающий, что «осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых», а выбранный Собором Правитель Приамурского Края (им стал генерал М.К.Дитерихс), принес присягу с обещанием «дать ответ за все учиненное по долгу Правителя перед Русским Царем и Русской Землей». Впервые в истории Белого движения Дом Романовых был признан «Царствующим». Таким образом, Приамурский Земский Собор стал исключительным с духовной точки зрения событием в истории Гражданской войны.
            К тому же 31 августа 1924 г. состоялось самопровозглашение второго сына Великого Князя Владимира Александровича (третьего сына императора Александра II)Великого Князя Кирилла I Владимировича Романова Императором Всероссийским.
            В связи с этим уместно привести оценку Государем в изгнании внутриполитической ситуации в России, изложенную в беседе с английским корреспондентом г. Штейнталем (cм. Архив Библиотеки-фонда "Русское Зарубежье". Ф.1, М-255, л.2. Документ не датирован; Российский Зарубежный Съезд. 1926 Париж. Документы и материалы.,-М., 2006. С. 265-271):
            «В июне месяце 1925 г. видный представитель крупных органов печати г. Штейнталь был принят Государем Императором и имел с ним продолжительную беседу. Вопросы, поднятые на этой беседе, касались главным образом планов Государя о России и ее будущем и были освещены Его Величеством с достаточной полнотой. Беседа эта ныне напечатана во многих газетах Германии, Австрии, Венгрии, Дании, Швеции, Швейцарии и Америки и привлекла серьёзное внимание многих политических европейских деятелей. С своей стороны, придавая ей большое политическое значение, мы считаем своим долгом ознакомить с нею и русскую читающую публику, переведя те места этой беседы, которые нам представляются более животрепещущими...

Кирилл Владимирович принял меня одетый в светлый спортивный костюм. Он русый, ему около 48 лет, но выглядит он гораздо моложе, чему, может быть, способствуют подстриженные усы. Его стройная и гибкая фигура выдает бывшего морского офицера. Обхождение полно достоинства и обаяния и чарующей любезности.

-- Имеет ли Ваше Величество, на основании точных данных, впечатление, что советская власть укреnляется или распадается? -- спросил я Его после того, как мы заняли места в старомодно меблированном зале.

-- Все наши сведения из России говорят о существующем чрезвычайном недовольстве, и это само собой понятно, ибо Россия отброшена на три столетия назад.

-- Но многие доклады, наnример отчет Бритиш Тред Юнион делегeйшен, излагают тамошнее положение совершенно иначе.

Государь кивнул, и его уста сложились в саркастическую улыбку.

-- Да, Я читал отчет, он смешон и надуман. Всё крайне односторонне, и доклад скорее дает впечатление, что он составлен в Англии для ее домашнего употребления. Даже статистические цифры совсем искажены. Но выводы, к которым стремились, были предрешены заранее, и в согласии с этим задача была разрешена.

-- Ваше Величество усматривает, значит, близкий конец ныне существующего режима? Предполагаете ли, Ваше Величество, что изменение его произойдет вследствие внезапного переворота или же постепенного развития?

-- Вследствие эволюции, конечно, нет, -- гласил определенный ответ. -- Вероятно, вследствие внезапного переворота, может, с помощью небольшого толчка извне. Москва сильна, Красная армия хорошо вооружена. Но, с другой стороны, обстановка для переворота уже созрела, нужна лишь рука помощи, протянуть ее следует извне угнетённой нации, и миллионы, ухватившись за эту руку, примкнут к освободителю. Это знают коммунисты и приготовляются перейти на положение пенсионеров. Я усматриваю из "Дейли телеграф", что Троцкий купил себе замок в Сан-Ремо, чтоб почить там на лаврах...

-- Сколько коммунистов в России?

-- 54 главаря. Это только небольшой кружок, который занимает в Москве высшие места и всем руководит.

-- Но ведь имеется же значительно больше русских, которые являются сторонниками большевизма?

-- Во всяком случае, их много меньше одного процента населения. Три миллиона, которые проживают за границей, -- все противники большевизма.

-- И что делают эти три миллиона, чтоб помочь их угнетенным землякам? Развивают ли эмигранты какую-либо политическую работу?

-- Что они могут сделать? Их состояние бедственное, почти 90% из них голодают...

-- Пробовал ли Великий князь Николай Николаевич образовать армию и делал ли он план военных оnераций?

-- Что-то похожее он пробовал. Но это очень трудно.

Что-то вздрагивало около глаз Кирилла Владимировича, иногда немного отрывисто. Легкая нервная вибрация его стана заставляет меня вспомнить, что он однажды пережил минуты, когда от ужаса смерти кровь стынет в жилах. Только нервы иногда дают отзвук этих страшных минут.

-- На какие круги населения, Ваше Величество, главным образом будете опираться? -- продолжал я нашу беседу.

-- Русская интеллигенция или уничтожена большевиками, или бежала за границу. В России остатки этой интеллигенции крайне угнетены и находятся под постоянным надзором чеки, или, как ее теперь называют, ГПУ. Хотя большинство интеллигенции сознает необходимость восстановления монархии, но, по вышесказанным причинам, в первое время никакой помощи от нее ожидать нельзя. Не так, -- продолжал Кирилл Владимирович, -- дело обстоит с крестьянами и казаками. В их среде нет ни одного коммуниста или республиканца, и представители Советской власти лишь с трудом пробивают себе дорогу в деревне, где их за последнее время массами убивают. Я очень хорошо осведомлен о настроениях казаков и крестьян и знаю, что, когда наступит время, они скажут свое веское слово. Казаки и крестьяне явятся опорой Законного Царя, а их -- 90% всего населения. Но и рабочие, за исключением привилегированных коммунистов, познали всю гибельность социализма для государства, и Я знаю, что большинство из них с радостью встретят восстановление монархии.

-- Что подразумевает Ваше Величество под восстановлением монархии?

-- Под восстановлением монархии Я понимаю восстановление частной собственности, строгой законности и непреклонного порядка, обеспечение личных прав и личной свободы, свободы национальности и религии.

Та твердость и определенность, с которой Кирилл Владимирович произносит эти слова, его живые глаза, в которых читается желание приступить к делу, ему очень к лицу. Я прошу его рассказать мне, что он думает о будущем, и, после секундного размышления, он убедительно, медленно и вместе с тем из глубины души, говорит:

-- В день мятежа в Петрограде и в день отречения Государя Николая Россия получила ужасный удар судьбы. По своему существу Россия не может быть без монарха. Это видно из того, что Россия после мартовской революции 1917 года уже в октябре того же года стала жертвой III Интернационала, который, по своему свойству, совершенно не соответствует русской идеологии. В настоящее время моя Родина находится, как в отношении культурном, так и в духовном и материальном развитии, в ужасном положении. Но ни Я, ни русский народ не потеряли уверенности что мы переживаем тяжелую, но не смертельную болезнь, которая поведет к оздоровлению и возрождению всех народов, населяющих наше великое государство. Из самой России поступают ко мне свидетельства, что коммунистам не удалось уничтожить тот культурный государственный фундамент, на котором Россия выросла и который служит ручательством, что в скором времени Россия вновь возродится в прежнем величии. Опираясь на это, Россия будет дальше шагать по пути преуспеяния и блага как в духовном, так и в материальном смысле. Эта же уверенность дает русским изгнанникам-патриотам утешение и укрепляет их в старании спасти Отечество...

Я спросил дальше, в каком виде Его Величество представляет себе будущую форму государственного правления и сторонник ли он идеи абсолютизма или парламентаризма.

Ответ Государя гласил:

-- Чтоб излечить свои бесчисленные и глубокие раны, России нужен народный Царь, который стоял бы в близкой связи с народом и его потребностями. Бюрократическая система, которая только отдаляет монарха от своего народа, не может быть терпима. Народ должен сам принять участие в строении своей судьбы. Для этого потребуется сильно расширенная децентрализация правительственной власти, при которой некоторые области и народы должны получить автономию. Для других же более подходящ будет принцип федерации.

-- Должно ли это означать, что Ваше Величество собирается управлять при помощи парламента или нескольких парламентов?

-- Царь -- парламент. Каждая национальность посылает своих лучших людей, которые собираются вокруг него и поддерживают его политику...

В то время когда Кирилл Владимирович произносит эти слова мускулы его напрягаются и лицо его принимает энергичное выражение.

-- Может быть, -- продолжает он, -- форма правления в России будет похожа на таковую в Соединенных Штатах. Ряд самостоятельных отдельных государств, соединенных в один, почти федеративный союз. Это будет управление снизу вверх, а не сверху вниз. Я имею свои определенные взгляды на монархическую форму правления в России, но Я покамест не могу высказаться подробнее, ибо хочу в самой России убедиться в соответствующем настроении народа. В этом случае не может быть чисто теоретическоrо разрешения вопроса, а то, что при известных обстоятельствах может принести благо и пользу народу, должно быть своевременно осуществлено на деле...

-- Какого взгляда Ваше Величество придерживается относительно будущего хозяйства в монархической России?

-- Монархия в России равносильна понятию о свободе, порядке и прогрессе. Это обеспечит быстрое использование всех больших естественных богатств России, в первую очередь земледелия, от которого она всецело зависит. Освобожденная от своих тиранов, Россия будет иметь самые блестящие виды на будущее, и не мы будем стараться при помощи концессий привлекать иностранный капитал, а он к нам придет. В моем манифесте от 31 августа 1924 г. Я обещал крестьянам законным образом закрепить за ними землю, так как признаю это необходимым для мира и общего блага.

-- Как Ваше Величество представляет себе разрешение земельного вопроса?

-- Это один из самых трудных вопросов в России. В настоящее время крестьяне владеют землею в большем размере, чем они могут обрабатывать. Значительная часть русских земель лежит без обработки. Крестьяне владеют землею, но не имеют достаточно скота и хозяйственного инвентаря, чтобы успешно хозяйничать. Недовольство среди крестьян невероятно велико, а ведь 90% русского населения -- земледельцы. Деревенские продукты оплачиваются крестьянину очень низко, а когда он желает купить себе одежду или другие предметы первой необходимости, то таковых нет или же цена им такова, что он платить не может. Он принужден изготовлять свою одежду и обувь у себя дома. Может быть, земельный вопрос можно было бы разрешить таким образом, что каждый крестьянин получит столько земли, сколько он и его семья смогут обработать. Но как бы то ни было, Я уверяю Вас, что после исчезновения большевиков Россия очень скоро опять станет на ноги.

-- Признает ли новая Россия те денежные обязательства которые были заключены в Советской России с иностранными государствами?

-- Нет, но зато мы, само собою разумеется, признаем наши обязательства до войны.

-- Также и военные долги?

-- Да, все долги до 1917 г.

-- На какие государства европейские, по Вашему мнению, должна будем опираться будущая Россия в своей иностранной политике?

-- В наше время государства находят своих друзей там, где они имеют свои хозяйственные интересы, но, помимо этого, мы хотим быть в хороших отношениях со всеми теми, кто будет нам доброжелателен.

-- И каково будем отношение Вашего Величества к так называемым ранштадтным (Приграничные государства -- Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Бессарабия) государствам?

-- У них имеются общие хозяйственные интересы с нами, и, вероятно, они экономически объединятся с Россией.

-- Как самостоятельные государства?

-- Может быть. Возможно, как члены федеративного союза.

-- Как предполагает Ваше Величество, будучи законным монархом, держать себя по отношению к революционному элементу?

-- Это острый вопрос, -- ответил Кирилл Владимирович. -- Принимая во внимание ту злобу, которую народонаселение питает к большевикам, -- задумчиво сказал он, но с ударением, -- будет, наверное, трудно препятствовать насильственным действиям. Во всяком случае, Я думаю, что при новом строе большевики будут чувствовать себя нехорошо...

-- Не может ли Ваше Величество стать во главе Белой армии, чтоб положить конец этому состоянию?

-- Нет... Я ясно подчеркиваю, что Я не намерен силой ворваться в Россию и насильственно захватить власть.

Кирилл Владимирович подчеркивает каждое слово и уверенным голосом продолжает дальше:

-- Я только скажу, что Я, согласно закону, Всероссийский Император и что Я сознаю свой долг. Я знаю, что придет время и Россия будет нуждаться в законном Царе. Я требую от всех, чтобы они выполняли свой долг по отношению к Родине, и потому Я -- первый который это делаю...

Так у меня запечатлелся духовный облик Преемника на Русский Престол. Это уверенный человек и исполненный высокого понимания Своей Святой миссии "Божьей Милостью"».

            ЧАСТЬ III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
            Судьба царств земных – в деснице Вседержителя. Управляя царствами земными, Всевышний сам поставляет над ними Царей, сообщает избранным своим чрез таинственное помазание силу и власть, венчает их честию и славою для блага народов.
            Православные акции солидарности, проведённые активными гражданами России и Зарубежья в 2017 г.: в защиту церковного статуса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, за общецерковное прославление мощей святых царственных страстотерпцев со «стоянием против Матильды» – это, на мой взгляд, прежде всего, первые удачные через 100 лет после «февральского помутнения сознания» попытки объединения здоровых общественных сил на апостольских началах: «сохраняя единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).
            По сей день актуально библейское обоснование истинного монархического миросозерцания, данное святителем Серафимом (Соболевым,1881 - 1950), недавно прославленным в лике святых РПЦ (подробнее см. http://lib.pravmir.ru/library/book/3883).
            «В данный же момент и на будущее время в целях возрождения России мы должны следовать святым заветам патриарха Никона, как своего учителя, и стремиться к восстановлению у нас истинной самодержавной царской власти, которая будет таковою, если в основу своего отношения к Церкви она положит начала симфонии властей. Иначе сказать, мы должны стремиться воссоздать ту царскую самодержавную власть, которая будет находиться в самом близком единении с православною русскою Церковью, свидетельствуя это единение своею защитою православной веры от всех ее врагов –  безбожников, еретиков, раскольников и сектантов, оказывая ей как господствующей религии в Русском государстве свое почитание, о котором говорится в теории симфонии властей», –  отмечает святитель Серафим.
            Ныне парадигма «Святая Русь» (как мемокомплекс, рассматриваемый аналогично симбиотическим коллекциям индивидуальных генов, составляющих генетический код биологических организмов, примером мемоплекса может служить православная христианская религия)  требует выделения и чёткого описания наиболее полно характеризyющих её мемов-теологуменов, среди них: идея-cимвол «православного царства-государства со столицей в Первопрестольной Москве – Третьем Риме».
            И ещё хотелось бы поделиться актуальным «религиозным чувством».   
            Под древними сводами Покровского собора на Красной площади в Первопрестольной Москве – Третьем Риме, особенно, живо во время Богослужения ощущается не только глубина веков, но, невольно, пред духовно-молитвенным оком отворяются Царские врата вечности и зрится пред Престолом Пресвятой Троицы предстоящий Всевышнему сонм Угодников Божиих – вся Полнота Торжестующей Церкви!
            Как жаль порою, что мы, члены земной воинствующей Церкви, в простоте сердечной не обращаем с несомненной верой наш соборный, горячий, молитвенный взор на святого молитвенника и ратоборца, вождя многомиллионного небесного воинства Христова за веру и Отечество живот свой положившего и восшедшего в Царствие Небесное – собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Священной Российской империи просиявшего, – Царя-мученика Николая Второго для Святой Руси после святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских!
            Да благословит Господь Вседержитель Россию и народ русский вновь встать в державном строительстве Земли Русской на путь, выбранный святым Крестителем Руси Владимиром Красное Солнышко: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия, и даждь им, Господи, увeдети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианские, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».
            Да просияет вновь Святая Русь – Дом Пресвятой Богородицы – верою в Заступничество Царицы Небесной Державной Правительницы Земли Русской Пречистой Девы Марии по неустанным нашим молитвам к блаженному Московскому чудотворцу Василию, Христа ради юродивому и духовному советчику строителя Покровского собора Благочестивого Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна IV Васильевича «Грозного», и к святым Царственным страстотерпцам Романовым! Аминь.
17 июля 2017 г.