О чудесных дрожжах

Темергалий Казиев
               
               
               
               
   Этот день выдался очень жарким. Солнце с самого утра палило так горячо, что в пору бы под его лучами жарить яичницу. Что Байпак и делал. В разгар жары выносил из дома большую чугунную сковороду со всеми необходимыми для приготовления принадлежностями. Выставлял поклажу в центре двора на печи – месте, с которого солнечные лучи не сходили до самого заката. Потом заливал в сковороду с полстакана подсолнечного масла, разбивал одно за другим яйца, заполняя белками и желтками дно посуды.  В завершение, посыпав в пищу соль, остроумец спокойно уходил домой.
   Часа через два он снова возвращался к печи, чтобы проверить, не готова ли яичница? Если масло в сковороде вовсю шипело, устилающие её поверхность белки и желтки покрылись румяной корочкой, значит, всё, блюдо можно было смело снимать с плиты и заносить в дом. Или… или перенеся кушанье в какое-то тенистое местечко во дворе, например, на нары, устроить обед прямо на свежем воздухе. Замечательный обед из изжаренной под раскалёнными солнечными лучами яичницы!

   Ближе к вечеру жара постепенно начала спадать. С приходом долгожданной прохлады домашняя живность – утки, куры, гуси, выбравшись из теней, снова заполнили двор движением и звуками. Закончив с шитьём валенок, Байпак вслед за Магрипой вышел из дома. Потом, неспешно оглядевшись вокруг, он направился к своему излюбленному месту отдыха – лавке. Благо, над ней как раз нависла тень.
   Пронзительный скрип калитки известил о том, что Магрипа вышла со двора. Смахнув с поверхности лавки пару козявок, остроумец грузно присел. День вокруг, также как утром, был наполнен солнцем. Солнцем, теперь уже вечерним, понемногу склоняющимся к краю.
   Занятый наблюдением за бойко разгребающей навозную кучу  курицей, Байпак снова услышал скрип калитки. Повернув к калитке голову, увидел входящую во двор Магрипу. Та волочила за собой что-то объёмистое, свисающее до самой земли… не иначе, как гуся… Встревоженный, Байпак пружиной вскочил с лавки и поспешил навстречу супруге.
   - Вот, посмотри, кого я нашла за двором! – бросив гуся под ноги мужа, начала Магрипа. – И этот гусь там не один! Там лежат все четыре наших гусыни! Иди, иди, взгляни сам, если не веришь! О-о-ох, какое несчастье, какое несчастье… Кто же их мог отравить?!   
   - Где? Где это случилось?! – вконец растерянный увиденным, только и смог проронить остроумец и, следуя указанию пальца Магрипы, бросился к калитке.
   Метрах в пятнадцати от двора рядом с мусорной свалкой, Байпак действительно обнаружил лежащих гусей. Это без сомнения были его гуси… С минуту молча погоревав над погибшими птицами, он принялся переносить их во двор.
     Что делать дальше с гусями, супруги решали недолго. Рассудили, что правильным будет общипать их  – уж не мясом, так хоть пухом напоследок разжиться!
   Позвала Магрипа  соседку Санию – вдвоём они быстро, всего за час управились с делом. Большую-большую гору пуха собрали – на выделку двух подушек точно должно хватить! 
   Когда закончили, завела Магрипа соседку в дом, чаем со сладостями угостила, флаконом чудесных китайских духов за помощь одарила. Посидели они с полчаса за столом, поболтали, а потом вместе отправились в магазин – узнать, что за новые товары туда поступили. Байпак тем временем в амбар зашёл и занялся наведением там порядка: полы веником подмёл, мешки, как следует, по местам расставил. После без передышки взялся за следующее дело – пересыпать корм из мешков в сусеки стал. 
    Увлёкся остроумец работой, не выпускает из рук ведра, не замечает совсем, сколько времени уж прошло. Потом в один прекрасный момент, услышал он, вдруг, откуда-то из-за стены громкий гусиный гогот. Причём гогот очень-очень знакомый, поразительно похожий на тот, что издавали его гуси… Охваченный внезапным волнением, Байпак отбросил в сторону ведро и поспешил на улицу. 
    Вышел из амбара и обомлел от изумления. Перед ним стояли его гуси… все пять, живые и здоровые!.. Пребывающие в безобразном виде: голые, общипанные, страшные, будто бы сошедшие из какой-то ужасной сказки... Оживлённо водя головами и погогатывая, они ожидали от него подачи обычной вечерней порции корма… Не в силах поверить в происходящее, остроумец потёр рукой глаза, а затем, спохватившись, побежал в амбар. В амбаре схватил с полки ковш, и быстро-быстро наполнив его пшеницей, рванул обратно. За дверным порогом встреченный гусями, рассыпал по земле корм, и отойдя подальше, стал со стороны наблюдать за птичьим ужином… 

   Супругу он встретил у калитки. Дождался, пока подойдёт поближе, и с улыбкой, произнёс.
   - Магрипа, как же хорошо, что ты пришла, я как раз хотел удивить тебя небольшим сюрпризом!
   - Какие, какие могут быть сейчас сюрпризы?! О чём ты думаешь?! – наполненным раздражения голосом, резко оборвала Байпака Магрипа. – Тут такая беда – гусей потеряли, а он о сюрпризах вздумал говорить!
   - Да не потеряли, не потеряли мы наших гусей! – не в силах вытерпеть расстройства супруги, воскликнул Байпак. – Посмотри-ка лучше на амбар. Видишь ли рядом с ним кого-нибудь? 
   - Конечно, вижу. Вижу кур и ещё каких-то птиц, то ли уток, то ли гусей… И-и-и, вообще, зачем ты пустил чужих птиц в наш двор?!
   – Так ты ничего ещё не поняла? Это же наши, наши гуси! Живые и здоровые! Только немного общипанные.
   Не дослушав до конца слов мужа, Магрипа бегом понеслась к амбару. На ходу она удивлённо рассуждала.
   – Неужели, неужели это они?.. Ведь лежали же там, у свалки, как мёртвые… И когда обрывала с них пух, ни разу не шевельнулись… Получается, что я ошиблась, гуси всё-таки живые, всё таки живые!..
   Остановившись в паре шагов от птиц, возбуждённые и радостные, супруги с ходу попытались найти разумное объяснение чудесному воскрешению птиц. В конце концов, сошлись на том, что те, скорее всего, перегрелись под солнцем. Раз с людьми такое иногда случается, то почему бы не случиться и с птицами?..
   Успешно разгадав тайну, они снова разошлись по делам. Магрипа с купленными в магазине хлебом и конфетами зашла в дом и стала готовить ужин, а Байпак отправился доделывать работу в амбаре.
   Не прошло и десяти минут со времени их расставания, как Магрипа явилась в амбар к мужу с неожиданной новостью.
   - Байпак, представляешь… - выставив перед собой полную яиц корзину, начала она. – Наши куры, будто с ума сошли – яйца всё несут и несут! То, что ты видишь, я собрала в сарае только что, но они там ещё сидят в гнёздах, ещё снести собираются! Ничего понять не могу – никогда вечером не неслись, а тут, вдруг, начали… Не иначе, как чудо какое-то… 
   - Да-а-а, неспроста всё это, Магрипа… - согласно качая головой, загадочным голосом продолжил мысль супруги Байпак. – Видно смилостивился к нам Всевышний, подарил удачу… И я, сегодня, тоже не оплошал, не дал перейти дорогу чёрной кошке…
   И остроумец поведал о приключившемся с ним утром происшествии…

   Часов в восемь утра он направлялся по делам к Алиму. Дорога, по которой шёл, выглядела тихой и спокойной – ни вокруг, ни спереди, на всём обозреваемом пространстве не проглядывалось ни единой живой души.
   Но спокойствие оказалось призрачным – внезапно, откуда-то из-за угла выскочила большая чёрная кошка. Ни на секунду не прерывая движения, она побежала к дороге, стремясь пересечь её раньше его. Байпак, увидев это, с воплями «Брысь!!! Брысь!!!» бросился наперерез животному. Но хитрая тварь оказалась быстрее и успела пробежать раньше. Тогда остроумец не раздумывая свернул с дороги и пустился вдогонку за кошкой. Кошка, завидев позади себя человека, резко рванула к возвышавшемуся неподалёку столбу и, достигнув его, с ходу полезла наверх. Байпак через мгновения был там же: крепко обхватив руками дерево, он тоже закарабкался вверх. У самой верхушки перед устрашающе гудящими электрическими проводами, кошка вдруг остановилась. Воспользовавшись этим, Байпак быстро нагнал беглянку. Вытянул вперёд руку, ухватился за толстый кошачий хвост, и потянул его на себя. Тянет за хвост, тянет, а кошка-то не поддаётся, намертво вцепилась в столб – трактором не сдвинешь! Только лишь мяучит истошно.
   – Миа-у-у!!! Миа-у-у!!!
   Устал остроумец тянуть, отпустил хвост. А кошка, как будто того и ждала – оттолкнулась от опоры и полетела мимо него вниз. На землю опустилась на все четыре лапы и сразу метнулась к близлежащим домам. Впечатлённый разыгравшимся прямо на глазах действом, Байпак, однако, не пал духом: расслабил хватку, и падающим камнем слетел по столбу вниз. Потом придерживая рукой разорванные при спуске штаны, вновь побежал за кошкой. Та, оглянувшись, увидела его, и без промедления нырнула в щель стоявшего перед ней забора. Остроумец, вскоре оказавшийся в том месте, ухватился руками за толстую заборную доску и со скрипом оторвал её. Затем, пригнувшись, пролез в открывшийся проход. Пролез вовремя – успел заметить, что кошка забежала в большой серый гараж.
   У гаража Байпак смог, наконец, перевести дыхание: тот, за кем гнался, был почти что в его руках – оставалось лишь только поймать беглянку... Осторожно переступая ногами, вошёл в гараж, прикрыл за собой дверь. Стоит, водит по сторонам глазами, а вокруг, тьма… вблизи ничего не разглядишь! Вытянул перед собой руки и двинулся вперёд искать кошку. Когда глаза чуть-чуть попривыкли к темноте, сумел разглядеть ту в углу под столом. Прижалась к стене, урчит сердито, в руки даваться не хочет. Но Байпак – не дурак, ловить зверя голыми руками не стал. Сорвал со стены пустой мешок и, наловчившись, накинул его сверху на кошку. После забросил мешок за спину, и с победным видом направился к выходу. Дошёл до двери, толкает её, а она не открывается… Бросил мешок на пол, упёрся всем телом в косяк… толкает изо всех сил, толкает, а пользы от этого никакой… Понял Байпак свою ошибку, видно, захлопнул нечаянно при входе дверной замок…
   С полчаса провёл он в невольном заточении. И кричал, и стучал, как мог, но всё напрасно – никто на издаваемые им звуки не откликнулся. Но остроумец не был бы остроумцем, если бы не нашёл выхода из ситуации. А разгадка оказалась простой – гаражная дверь, оказывается, в обратную сторону открывалась…
   Покинул Байпак двор тем же путём, что явился – через дыру в заборе. Как только до дороги дошёл, выволок из мешка кошку и, развернув к себе мордой, строго сказал.
   – Не вздумай больше переходить мне дорогу, несносное животное!
   После чего, слегка подкинув вверх, выпустил кошку на свободу. И пошёл дальше по делам к Алиму.

   Едва только Байпак закончил, Магрипа с жаром произнесла.
   – Как же у нас всё совпадает! Ведь мне сегодня тоже кое-кто хотел перейти дорогу! Но не чёрная кошка, а этот зловредный мальчишка – сын Уркии Кишкимбай!
   – Но что же плохого в том, что он перешёл бы дорогу раньше тебя? – удивлённо поведя плечами, спросил Байпак.
   - Как это что?! – вскинулась в ответ Магрипа. – Ведь он хотел пройти передо мной не с пустыми руками, а с пустым ведром!
   - Ну-у-у. если с пустым ведром… это другое дело! И что же было дальше?
   - Дальше? Дальше я стала кричать на него, требовать, чтобы немедленно уступил мне путь.
   - А он?
   - А он, коянбас, вместо того, чтобы уступить дорогу, наоборот, стал прыгать на месте, хохотать, показывать язык! Когда я попыталась обойти его, он тоже пошёл, также как я. Когда я попыталась оббежать вокруг него – он тоже побежал! А бегает этот Кеша, как сайгак!
   - Какой противный, какой противный мальчишка! Э-э-эх, попался бы он мне под руку – вмиг научил бы правильному поведению! – не выдержав, вскричал в сердцах Байпак. – А что же потом было?
   - Поняв, что ни криками, ни уговорами его не пронять, я решила пойти на хитрость. Спросила, любит ли он историю? Люблю, отвечает. Тогда я стала рассказывать ему про рыцарей – про их подвиги, про доспехи, которые они одевали на себя перед битвами. Потом взяла у него из рук ведро и надела на голову. Хлопнула ладошкой по ведру и сказала, что в таком виде он выглядит как настоящий рыцарь! О-о-очень красиво! И спокойно прошла перед ним.
   - Как остроумно, как остроумно! Даже я до такого додуматься не смог бы! – восхищённо качая головой, похвалил супругу Байпак.
   - А как же! Не ты же один у нас – умный! – важным голосом отозвалась Магрипа.
   Постояв ещё немного на месте, они направились домой. Ведь пора бы уже и чайку попить и от забот отдохнуть…

   Через час остроумец снова появился на пороге дома. Окинув долгим изучающим взглядом рассевшихся у амбара гусей, он решительно зашагал к калитке. Терзаемый крутящимися в голове сомнениями и догадками, Байпак решил ещё раз сходить к месту, где нашёл гусей.
   Вышел за калитку и сразу повернул к свалке. Не дошёл до неё немного, встал на месте, глядит со стороны. А там, что творится… с десятка три воробьёв на земле валяются, некоторые из них шевелятся, некоторые кувыркаются. А иные взлететь пытаются, но не могут – беспомощно вниз падают… Чуть поодаль от воробьёв четыре гуся с вытянутыми вперёд шеями неподвижно лежат. Между всем этим сонным царством петух соседский одиноко прогуливается. Прогуливается как-то неестественно – то в одну, то в другую сторону его будто ветром заносит…
   Подошёл Байпак ближе – приглядывается ко всему, принюхивается… Знакомый, слегка пьянящий запах, откуда-то из близи учуял, и вмиг понял, в чём дело – перебродившие дрожжи где-то тут высыпаны… Вспомнил сразу про стоявшее дня три назад у сарая ведро – в него и варенье прошлогоднее, и дрожжи перекисшие Магрипа выливала… Потом то ведро, она видно сюда и вынесла… А дрожжи те под жарким солнцем заново «забродили» – в «веселящее» зелье превратились…
   Почесал остроумец озабоченно затылок, решил в уме, что делать, и взялся за работу. Начал с того, что стал оттаскивать подальше от  свалки гусей – чтобы не подумали, невзначай, люди, что он хотел их отравить. Только вынес последнего – новая забота нагрянула. Куры его во главе с петухом к свалке явились – квохчат довольно, разгребают кучу… С криками набросился Байпак на кур, погнал их обратно во двор. Загнал всех до одной за калитку и кинулся искать лопату. Нашёл инструмент в сарае за углом, и снова на свалку побежал. Как добежал, без задержки принялся за дело – стал забрасывать землёй мусорную кучу.
   Тем временем вокруг него собралась огромная стая воробьёв. Перелетая с места на место и возбуждённо чирикая, они с укором глядели на Байпака. В их грустных глазах незримо вычитывался немой вопрос «Ну-у-у кто тебя просил сделать это?!»
   Вернувшись домой рассказал Байпак Магрипе о раскрытом им секрете «чудесных» дрожжей. Посмеялись, повеселились они от души над недавними собственными фантазиями, над приключениями, доставшимися в этот день.

   С тех пор прошло немало времени, но о «чудесных» дрожжах супруги не забывают. Подкармливают ими иногда кур, чтобы  яиц несли больше. От пользы разве отвернёшься?



             Находчивый Байпак.

 
Как-то Байпаку задали шутливый вопрос
- Что имеется общего у почтальона с волком?
- И того, и другого ноги кормят! – ответил остроумец.



             Шутка с собакой.

    Раз стоят Байпак с его знакомым во дворе. Наблюдают за бегающей на цепи собакой. 
    - А можно подойти к ней поближе? – спрашивает знакомый.
    - Конечно, можно! – воскликнул Байпак. – Ведь если не подойти ближе, то как же она сможет укусить?!