Этьен. Этьен Фальконе и Маркиза. Эрмитаж

Геннадий Федулов-Пушков
   Это портрет молодого Фальконе
Очень точно схвачен характер художником. Мы вернёмся к рисунку, а пока, как и обещал написать о небольшой, удивительной скульптуре Фальконе "Амур" или, как его называли во Франции "Грозящий Амур"

   И так, Франция. Маркиза де Помпадур (1721-1764). Всего 42 года жизни. Из них 20 лет в Версале в качестве фаворитки и, что бы укрепиться, стать полноправной при дворе, она сразу, по возрастающей, занялась культурой и, практически, была при короле неофициальным министром культуры своего времени.

   Любовница короля? Капля в море из того, что сделала за 20 лет для Франции маркиза де Помпадур: знакомила короля с согражданами науки, искусства-покровительствовала им, помогала начинающим талантам. Включалась в решение стиля и финансирование архитектурных проектов, театра. Ставила, как продюсер, пьесы, играла в них, прекрасно пела. Мода-её костюмы, макияж. Выбивала пенсии для заслуженных граждан Франции. С её помощью издана энциклопедия Дени Дидро. Вольтер, благодаря ей занял своё высокое место в истории. Это, только некоторые её деяния за 20 лет в Версале.

  Вольтер с горечью в последствии говорил, что вот он на своих слабых, тощих ногах ещё держится, а её уже нет. Версаль! Лучшие врачи! А у неё на своё здоровье нет времени?

   В чём уникальность миссии этой женщины? Титул давал ей ПРАВА-она с упорством и радостью находила и находила ОБЯЗАННОСТИ.

   Встреча Помпадур, как покровительницы и Фальконе, как скульптора удивляющего своими работами, являла собой чисто человеческую любовь к искусству.
   Маркиза находила и давала Фальконе заказы. И, возможно, принимая очередной заказ от скульптора, она воскликнула: Это не мог сотворить смертный! Этьен, ты бог?! (Этикет? Но она была маркизой в первом поколении).
   
   Да. При всей высочайшей технике исполнения заказов Фальконе, как будто, вкладывал в мрамор "живую" душу.

   Для своих покоев маркиза предложила Фальконе заказ, Амур из мрамора, но, пожалуй говорила с Этьеном, что ей нужен скорее ангел-хранитель в образе Амура. И у Этьена появилась шальная, а потом и окончательно сформировавшаяся идея.
   Сделать Амура малышом сидящим на облаке с аксессуарами, но, это он, маленький Этьен будет защитником любви и удачи для маркизы.
   Вложить в небольшой кусок мрамора своё тепло, свою любовь к жизни, к искусству.
   Только так Этьен мог выполнить заказ-просьбу для этой удивительной женщины.
Обратите внимание на рисунок вверху: глаза, лоб, волосы, улыбка-удивительное сходство? Этьен и Амур.

   18 век. Кто видел это произведение не понимал, что за чудо: любовь, тепло исходят из мрамора? И те, кто мог оплатить, просили сделать копии.
   И Этьен, с таким же вдохновением не повторял, а создавал, как в первый раз, своих "ангелов-хранителей", добавляя в каждый из них ещё чуточку своего тепла, лукавства, нежности.

   Это были не копии на заказ. Фальконе этого просто не умел.


   С уходом маркизы его дела пошатнулись. Делать деньги Он не умел. Но Его ждала дорога в Петербург. Дорога в бессмертие.



   П.С.   Две удивительные судьбы из множества. Дети Франции. Их высокая миссия и, от части, трагическая судьба повлияли на культуру России.