Эпизоды. Зайковские Морозовы

Галина Магницкая
                Историко-публицистическая зарисовка

Доподлинно не могу сказать, когда при Успенской церкви села Зайковского Ирбитского уезда обосновались клирики Морозовы. Однако уже в 1800 году служил в том храме диакон Стефан Ильин Морозов, которому шел сорок шестой год. Жена его, Мария Данилова, оказалась на восемь лет старше, что по тем временам не было большой редкостью. И все же привлекают внимание такие неравные браки, особенно в селах, где все знают друг друга, а, следовательно, и судачат по этому поводу.  Предположений можно выдвинуть несколько, но воздержусь, поскольку истинная причина остается за гранью познанного. Жил вместе с ними девятнадцатилетний сын, пономарь Иван. Учитывая солидный возраст супружеской четы вполне возможно, что были и иные дети, которые уже покинули родительский дом.
 
Первой ушла из жизни матушка Мария, поскольку глава семьи, как сказано в Ревизской сказке,  скончался в 1830 году, достигнув семидесяти шести лет и будучи вдовцом.

В начале века ХIХ  в жизни Ивана Стефанова Морозова произошли два важных события: женился пономарь и поднялся по церковной иерархической лестнице, заняв диаконское место отца, вышедшего по возрасту за штат. Очевидно, крепкое хозяйство-подспорье имел диакон Стефан, раз покинул доходное служебное место в возрасте шестидесяти лет.

Избранницей его оказалась дочь бывшего местного священника Александра Михайлова Удинцева, скончавшегося к тому времени, по имени Пелагия.  Появилась его супруга на свет около 1786 года в большой семье, в которой кроме нее было еще три брата и пять сестер. Тяжелая выпала участь матушке Гликерье, оставшейся вдовой едва перешагнув через черту сорокалетия.  Хотя и остался после мужа добротный дом, но нужно было поднимать детей на ноги и выдавать дочерей замуж  хотя бы с малым приданым. Самая младшая – Лукия, так и осталась в девицах.

В 1832 году постигло Ивана Морозова  несчастье. Был он запрещен в священнослужении и определен на пономарское место при этой же церкви.  Однако проступок его оказался малым, поскольку на следующий год вновь числился он диаконом.

Несмотря на каверзы жизни, дал Иван Стефанов своим сыновьям хорошее образование.
Старший сын Петр (ок. 1807 г.р.), после окончания изучения курса наук в семинарии выбыл в 1828 году священником в Кушвинский завод. В это время там уже служили представители разветвленного древа Удинцевых.
 
Второй сын Василий (ок. 1814 г.р.), также обучался в семинарии и со временем занял священническое место в родном селе. И опять неравный брак, но теперь уже по сословно-иерархическому принципу. Взял он в жены старшую дочь  бедного и многодетного пономаря Якова Васильева Удинцова  из Градо – Ирбитского Богоявленского собора, Евгению Яковлеву  (ок. 1817 г.р.). Кроме нее в семье было еще три сына и пять дочерей. Не так часто священники женились на пономарских дочках.  Известно, что в 1846 году родился у них в месяце Феврале 3 числа, а был крещен 7 числа сын нареченный Всеволодом. Восприемниками при столь важном событии выступали родной брат отца Димитрий и младшая сестра матери четырнадцатилетняя Лариса. Приехала она, по всей видимости, помочь матушке Евгении. Рано взрослели и приучались к труду дети духовенства.  Не бывает радости без горя. Через полгода отошел в мир иной «от горячки» отец Василий в возрасте тридцати одного года.
Через пять месяцев вслед за сыном отправился его отец заштатный диакон Иван Степанов Морозов «от старости». Несмотря на январскую стужу, был он «погребен всем приходом в Церковной ограде». Значит, пользовался он уважением у односельчан.
 
Третий сын Димитрий (ок. 1821 г.р.), после окончания семинарии служил в эти годы учителем в Екатеринбургском Приходском училище.  Следовательно, имел хорошие успехи при обучении, раз занял такое место в уездном городе. Женился Дмитрий в возрасте 23 лет на девице Евгении Лаврентьевой дочери священника Лаврентия Пономарева, служившего в Шарташской слободе. Было невесте всего 16 лет. Венчали  их в Пророко-Ильинской церкви Березовского завода всем клиром: священник Андрей Петров Удинцев с диаконом Алексеем Дроздовым, дьячком Николаем Алексеевым Пономаревым и пономарем Феодом Бирюковым. Состоялось это событие 28 марта 1846 года. К тому же священник Удинцев выступал поручителем со стороны жениха. Связаны были Удинцевы и Пономаревы узами родства.

О четвертом сыне Капитоне (ок. 1825 г.р.) известно лишь, что обучался он в Далматовском Приходском училище.

На настоящее время, к сожалению, нет сведений о двух дочерях Ивана Стефанова – Марии и Александре.

Таково переплетение судеб представителей двух родов – Морозовых и Удинцевых, служивших при Успенской церкви села Зайковского.

Источники:

1. ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 345. Л. 133 об. – Исповедные росписи 1800 года священнослужителей Ирбитского уезда.
2. ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. Д. 2764. - Ревизская сказка  по духовенству Ирбитского уезда 1834 года.
3. ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 395. Л. 5об. – Метрическая книга Успенской церкви села Зайковского на 1846 год.
4. ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 395. Л. 74об. – Метрическая книга Успенской церкви села Зайковского на 1846 год.
5. ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 397. Л. 942об. – Метрическая книга Успенской церкви села Зайковского на 1847 год.
6. ГАСО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 113, Лл.774об.- 775 - Метрическая книга Пророко-Ильинской церкви Березовского завода Екатеринбургского уезда на 1846 год.