Джованни Беллини. Святое собеседование

Алина Алексеева-Маркезин
 
Беллини. Мадонна с младенцем между Святой Екатериной и Марией Магдаленой (ок. 1490). Венеция, Галерея Академии

Джованни Беллини-итальянский художник венецианской школы живописи  Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини "самым обаятельным живопицем  15 века.".
 
      Он был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал, и в этом отношении его сравнивают с РАФАЭЛЕМ.

           Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей — ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАНА,ТИНТОРЕТТО И ВЕРОНЕЗЕ.

      Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини "самым обаятельным живопицем  15 века.".

  Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.

            Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ.

                И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен. Он очень стар, но все еще лучший в живописи».

  Беллини.СВЯТОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

     Святое собеседование» - это композиция, применяемая в искусстве средних веков и эпохи Возрождения на западе Европы, в которой изображали рядом иудейских царей, ветхозаветных пророков, Апостолов, Ангелов, святых разных стран, объединенных высшей иерархией, символическим общением и молчаливым собеседованием
 
Картина ранее находилась в Коллекции Ренье в Венеции. Работа поступила в музей как наследие Марии Феличиты Бертран, вдовы графа Бернардино Ренье, в 1850 году.

      В работе, предназначенной для личного поклонения, возможно, что Беллини изобразил двух женщин из венецианской аристократии, позирующих и одетых как святая Екатерина Александрийская - с королевской прической и нитками жемчуга, вдохновленная древней моделью - и Магдалину, юную и с золотистыми волосами.

       В центре мы видим Деву Марию в традиционных синих и красных одеждах, которая поддерживает Младенца Иисуса , сидящего на белой подушке и смотрящего вверх.  Слева святая Екатерина Александрийская , одетая в коричневое платье с красной накидкой,с королевской причёской и нитками жемчуга. Руки сложены на груди,а взгляд обращён к младенцу . Справа юная Мария Магдалина  с золотистыми волосами. со скрещёнными на груди руками  и сосредоточенным взглядом.
 
      Свет падает в сторону, мягко переходя на одежды и лица святых, в тихой и поглощенной размышлениями атмосфере, подчеркнутой новаторским темным фоном.

   Композиция симметрична,треугольного типа как и во всех священных беседах Джованни Беллини  . О глубине говорят только боковые расположенияя двух святых, которые создают своего рода диагональные крылья, направленные на центральную священную группу.   

 Удачное художественное решение темы, найденное в этой картине, имело продолжение в нескольких вариациях, напр. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из  Национальной галереи Урбино, и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).