Диссертация

Анна Богословская
  Когда-то, еще в студенческую пору был у меня приятель, но теперь пути наши разошлись. Живет он сейчас в Германии, преподавая и исследуя русский язык, в России ему все немило. Но разошлись мы не только из-за этого.
  Наш курс был просто цветник, девчонки и правда были красавицы. А вот юношей было два или три, и все они были, как говорят, со странностью. Приятель мой был невысокого роста, близорук и ходил слишком уж плавной походкой, склонив голову вправо. А еще имел привычку нетерпеливым движением головы убирать с глаз мешавшую ему челку, но даже это движение получалось у него плавно. Однокурсницы издевались над ним как могли, а я его жалела. Иногда мы садились вместе на лекциях, и я рассказывала ему анекдоты или смешные случаи из жизни, если становилось скучно. Он слегка ухаживал за мной и в то же время немного мне завидовал. Завидовал тому, что я жила веселой студенческой жизнью и не тратила много времени на подготовку к зачету или экзамену, а сам он чуть не наизусть заучивал лекции и часами сидел в читальном зале. Он знал всех преподавателей в лицо и по имени-отчеству и вежливо здоровался с ними в коридорах и лифтах, а я, случайно встретив кого-нибудь из них, только потом соображала, что это наш лектор и надо было бы с ним поздороваться, так как предстоит сдавать зачет...
   Меня всю жизнь интересовала русская лексика, ее колорит и своеобразие, а Володька занялся синтаксисом, исследованием способов связи слов в словосочетании и предложении. Его научная карьера состоялась, я же так и не защитила своей ненаписанной диссертации. К слову сказать, защищать кандидатскую поехал он в далекий Франкфурт-на-Майне, так как там это сделать было проще, в России же для защиты диссертации требовалось соблюсти массу никому не нужных формальностей. В свое время синтаксис казался мне мало интересным для изучения, но как-то раз в телефонном разговоре я все же поинтересовалась, чем конкретно он занимается, чему посвящена его работа.
  - Аня, я уже давно исследую смыслоразличительные функции синтаксиса, разве ты не знаешь? - удивился он.
А когда я спросила, что же может быть там исследовано, он обиделся:
  - Да от синтаксиса зависит все на свете! Вот пример: ТАМ АРКА УПАЛА и ТАМАРКА УПАЛА. Ты поняла? Ты поняла, что это два разных предложения? От того, где поставить паузу, возникает совсем разный смысл!

   Я не поняла только того, как в далеком Франкфурте-на-Майне немецкие оппоненты поняли смысл этой диссертации.