Роман с тоской

Владимир Янель
Роман с тоской

Это исключительно художественное произведение. Исторические события, привязанные к нему, не являются безоговорочно точными. Я передаю лишь настроение, видимое с моей, субъективной точки зрения. Желаю приятного чтения. (буду пополнять произведение новыми главами по мере их написания)












Глава 1.

Злата с нетерпением ждала предстоящий бал. Ведь это был ее первый бал, после того, как им с отцом пришлось покинуть Россию. Готовясь впопыхах, девушка разбросала все свои платья… «Все ни то» - подумала она и принялась искать в Эмигрантских газетах и журналах о моде, среди тех, кто покинул Родину.
Роясь в кипе газет, Злата неожиданно наткнулась на стихи, их редко можно было увидеть в периодике тех времен:
Я всего лишь собираю
Буквы в разные слова,
Их в строку я воплетаю
И строка моя – жива.
Живы в ней – ковер зеленый
Да созвездий переплет,
Шепчут нежно листья клена,
Как его березка ждет.
Ждет березка – не дождется,
Наклонилась головой –
Средь листвы сережка вьется
Бирюзовою слезой…
                Г. Безымянный
- Бирюзовою слезой…  - Злата немного помолчала, и вновь произнесла последние строки этих стихов… Когда тоска немного отлегла, девушка взяла гитару и начала играть музыку, в которую можно было легко вплести слова этого неизвестного ей автора, как в косу вплетают цветную ленту…
Гитара плакала, с нею плакал звонкий голосок юной девушки, которая, утонув в собственных мыслях, давно уже позабыла про бал. Да ей и не нужно было переживать. В душе она всегда знала, что, даже придя в лохмотьях, отбоя от кавалеров ей не видать. Она была очаровательна. Золотые кудри водопадом падали на ее белоснежные плечи, походка была легка, как летний ветерок на рассвете. И лишь взгляд ее выдавал… Юные ухажеры тонули в бирюзе ее очей, напоминавшей озера, а желтые крапинки были, словно блики солнечных лучей, отражавшиеся от зеркала воды… Но тот, кто умел видеть глубже, пытался найти в них хоть капельку радости, но видел лишь глубокую тоску…
Не раз Злате приходилось встречаться с разлукой. В своей родной Сербии жизнь для нее казалась счастливой и беззаботной. И, хотя, горы были так же суровы, как и прекрасны, а жизнь в маленькой стране, зажатой между хищных врагов, была трудна, девочка не нуждалась ни в чем. Или почти ни в чем. Ее отец, Марко, преподавал русскую культуру в Белградском университете, поэтому-то Злата и знала именно этот язык.  Семья Марко рано узнала боль утраты. Его жена, Анна, умерла от лихорадки, когда малышке было всего 4 года. Тогда на душе совсем еще хрупкого создания появилась первая, неисцелимая рана…
Вторая потеря не заставила себя долго ждать. Весной 1914 года Марко было труднее всего прощаться с Родиной. Прошло 10 лет с тех пор, как Злата навсегда потеряла свою мать. Марко решил, что в 14 его дочь уже сможет выдержать долгий переезд в Россию. К тому же, он должен был показать ей места, где жила Анна, где они с Марко познакомились…
Но не так профессор представлял себе отъезд. Где-то в душе он чувствовал, что это путь в один конец. Его лучший студент позволил себе совершить три непростительные ошибки. Во-первых, он полюбил жену одного знатного австрийского адмирала. Во-вторых, он горел идеей создания единой страны для всех южных славян. Но этот адмирал стоял у него поперек горла. До жены было невозможно добраться, а его родная Босния находилась в полной власти австрийского флота. Единственным выходом было убийство этого адмирала. И это была его роковая ошибка.
Всеми своими идеями он делился с Марко. Но последним решением молодого человека профессор был явно недоволен. Но отговорить его было невозможно…
«Мне не удалось остановить его… Ах, если бы не здесь не была замешана женщина! Слишком много войн началось из-за женщин – война неизбежна…».
Эти мысли крутились в голове Марко всю дорогу. По пути в Петроград была вынужденная остановка в  Варшаве, так что до столицы удалось добраться лишь в августе. Город был не похож на себя. Жизнь, еще недавно лившаяся через край, стала какой-то серой. Люд был мрачен…
В Царском Селе Марко хорошо знали, так что приема у Николая !! пришлось ждать не долго.
- Ваше Величество! Мне совершенно не знаком тот город, в который я приехал! Я покидал цветущий Петроград, но теперь он мрачнее тучи, что происходит?
- Скажи, Марко, ты и вправду так умен, как о тебе говорят мои академики?
- Мне это неведомо, Ваше Величество… что обо мне говоря, я не знаю.
- Ты не глуп, по крайней мере, раз не говоришь о том, чего не знаешь. Но скажи, когда ты покидал Сербию, все ли было обычно?
- Нет… - Марко запнулся, ком в горле больше не позволял ему говорить. Он едва сдерживал слезы.
- Я так и знал! – Николай !! подошел к профессору и прошептал на ухо – война.
Марко откланялся и сообщил дочери, что Сербия для них теперь потеряна.
Благодаря связям, ему удалось устроиться в Царском Селе. Здесь жизнь шла своим чередом, словно и не было никакой войны. Сердце Златы было разорвано на части. Но обстановка, если и не залечила ран, то позволила им зарубцеваться. Марко наконец-то смог увидеть, как она улыбается. В Царском Селе, к слову, девушка впервые увлеклась поэзией. Нет, она не могла, а, может, просто не хотела писать. Она любила слушать. К тому же случай не заставил себя ждать. В эти годы здесь служил молодой Сергей Есенин. Его имя приводило в восторг дам и вызывало ревность у всех мужчин, вне зависимости от положения и статуса. Его стихи покоряли сердца раз и навсегда.
За три года, проведенных в России, Злата полюбила эту страну и приняла ее, как Родину. К тому же, здесь родилась ее мать. Но три года прошли незаметно. А следом за ними приблизилась и третья потеря для девушки. Им пришлось покинуть и «вторую» Родину.
«Революция… Гражданская война… Эмиграция…»
- Меж листвой сережка вьется
Бирюзовою слезой…
Закончив петь, девушка открыла свою нотную тетрадь и начала записывать аккорды своей грустной песни.
Едва закончив запись аккордов, Злата услышала легкие шаги. Стук в дверь не дал ей вновь погрузиться в свои мысли.
- Добрый вечер, Злата, это Катя, можно войти!?
- Да-да, конечно, Катя!
- Вы просили меня напомнить, когда будет четыре часа…
- Что? Уже четыре?
- Уже – девушка осмотрела комнату, потом внимательно посмотрела на Злату и застыла, с трудом выдавливая из себя слова – кто Вас обидел? И… этот погром… кто?..
Больше не нужно было вопросов, Злата поняла, что ее подруга сильно напугана. К тому же она проплакала часов пять, не удивительно, что Катя испугалась за нее.
- Успокойся, все в порядке. Платья я сама разбросала. Никак не могла выбрать подходящее. И никто меня не обидел!
- Но… слезы… глаза…
- Просто меня очень задели стихи из газеты.
- Стихи? – Катя явно оживилась – очень интересно!
- Нет в них ничего интересного… - С тоской сказала ей Злата – помоги мне собраться.








Глава 2.

В восьмом часу  таксист уже мчал Злату и Катю на их первый эмигрантский бал. Получасовая поездка казалась для девушек долгой и утомительной. Они не могли дождаться, когда войдут в роскошный зал, где будут танцевать, разговаривать о России, ностальгировать…
 Но надежды их быстро таяли. Первым, что бросилось в глаза, была вывеска «Club 21». Название, конечно, для девушек не имело никакого смысла, так как английского они не знали и не хотели учить. Вся эта история казалась им затянувшимся страшным сном. Стоит только сильно захотеть проснуться, и можно вернуться на Родину. Но вывеска говорила о том, что это был просто кабак, арендованный на время бала.
- Катя, не зря я все-таки взяла гитару. Мне кажется, бал будет скучным.
- Как бы я хотела, чтобы Вы сейчас ошиблись, Злата, ведь это бал!
Произнося последние слова, Катя едва держалась, чтобы не растаять окончательно. Ведь ей не доводилось прежде бывать на балу. Она предвкушала, как кавалеры в гусарской форме будут ухаживать за ними, как они будут кружить в вальсе, или еще в каком танце, она не знала, что сейчас в моде.
Все наихудшие опасения Златы начали оправдываться. Это был не зал для светских вечеринок, и уж тем более он не годился, чтобы здесь проводили бал. «Сняли на ночь Кабак и радуются. Как мне жаль смотреть на вас!» Сердце девушки сильно забилось, ей хотелось вырвать язык тому, кто посмел эту попойку, где может быть и начнут танцевать, балом! Но, посмотрев на свою подругу, она смягчилась.
- Тебе здесь нравится, Катя?
- О да, миленькая моя! Это самый роскошный зал, который я только видела! Жду не дождусь, когда бал начнется!
А зал был не так уж и хорош. Бутафорская роскошь убранства с трудом скрывала следы буйных сцен, происходивших в его стенах. В пьяном угаре посетители разносили все на мелкие кусочки, и стены сохранили память о каждой драке. Но Катя по-прежнему восхищалась залом.
Наконец какой-то молодой гусар, явно знатного происхождения, хотя это было уже не важно, провозгласил о начале бала. Оркестр зазвучал более громко и ритмично, призывая гостей танцевать. Постепенно начали образовываться пары. Какой-то молодой человек, явно в прошлом военный, пригласил Катю на танец. И девушка воспарила над площадкой, ведь это ее первый бал, первый танец с таким необыкновенным кавалером.
Вы спросите, а почему Злата, обладая такой красотой, осталась без пары? Ей не хотелось танцевать. Вся эта нарисованная красота, ни капли не напоминала ей Россию. От этого девушке вновь стало тоскливо. Все чаще голову посещали строки из стихов, найденных в утренней газете.
«Ждет березка не дождется,
Наклонилась головой,
Средь листвы сережка вьется
Бирюзовою слезой…»
Ей только сейчас стал понятен смысл этих слов. Грусть наполняла сердце все больше. Утешала лишь искренняя улыбка Кати. Которая была так увлечена танцем, что совсем позабыла о подруге. Но Злата была готова простить ей все. Ведь была она всего лишь служанкой в их с отцом доме, приехала из какой-то деревни и совсем не знала жизни.
Вот танец закончился, гости отправились перекусить и пообщаться. Катя пришла вместе со своим кавалером.
- Злата, познакомьтесь, это Андрей. – приблизившись, девушка с восторгом, но чуть тише, продолжила, - он моряк,  а еще играет на различных инструментах, и на гитаре тоже. – она едва сдерживала улыбку.
- Это правда? Вы умеете играть на гитаре?
- Да, сударыня! Чистейшей воды! – Отчеканил молодой человек, явно считавший свою службу незавершенной.
- А можно вас послушать?
- С удовольствием, но здесь шумно. Позвольте проводить вас на балкон?
- Ради хорошей музыки можно и прогуляться, - подмигивая своей подруге, Злата продолжила, - все-таки не зря я взяла гитару, она впервые за вечер искренне улыбнулась.
На балконе было не то, чтобы прохладно, скорее – свежо, ночи в июле были еще теплыми. Андрей принял гитару из рук девушки и принялся перебирать струны с такой быстротой, словно над поляной с цветами пролетал шмель. Затем перебор замедлился. Ему явно было неловко, он не знал, что подобрать, и запел наобум.
- В суетных кабаках Петрограда
Я бывал и, признаюсь, не раз,
Только мне ничего уж не надо,
Я тону в черноте твоих глаз.
На крутых побережьях Кавказа
Ты меня, черноглазая, ждешь,
Но того, что утратили разом,
За столетия не соберешь.
Вот теперь я заморский вельможа,
Только душу наполнит тоска,
Холодком, вдруг, повеет по коже,
Где-то в небе раздастся гроза.
Был я вечный по жизни скиталец,
Но к тебе приходил каждый раз,
Если ветры меня увлекали
По пути заглянуть на Кавказ.
А теперь у меня нет и флага,
Пароход мой ушел навсегда,
И теперь на душе у бродяги
Только память, а с нею тоска…
Последние аккорды стихли… Воцарилась тишина.
Было слышно, как в зале возобновились танцы, но тот мир уже не был интересен даже Кате. Она узнала, что такое бал. Но боль и тоска по родной земле грызли ее. Она, может, больше всех хотела закричать об этом, ведь тот мир, с которым она приехала в Америку, был ей чужд. А все знакомое осталось там, за океаном, который навсегда отрезал их от дома.
В это время в зале продолжался бал. Но, не все на нем веселились. Молодой гусар, который объявлял о его начале, заметил, что две девушки куда-то исчезли. Он еще тогда увидел Злату и хотел сразу же пригласить ее на танец. Но в нерешительности не смог этого сделать, а теперь ему этого не сделать. Она ушла. Желая прекратить это безумие, он хотел было прервать оркестр, но вовремя одумался. Сперва, нужно было уточнить у лакея, куда они вышли.
«На балкон, с молодым моряком, это может быть проблемой. – он задумался, - но, все же, танцевал он с другой, не с моей таинственной незнакомкой!» Воспрянув духом, он направился на балкон. Не смея открыть дверь, он слушал издалека.
- В Вашей песне слишком много печали, друг мой. – Злата уже не скрывала ту боль, что жила в ее душе. Или просто не хотела ее скрывать. – Мне хочется плакать. Но я не могу больше плакать, сегодня слишком много слез я пролила из-за одних стихов, которые нашла в газете. Я не знала, почему в этих простых словах для меня было столько тоски. Но теперь, во время бала, мне стало все понятно. Россия для нас навсегда потеряна.
- Я, все же… в глубине души… Нет! – переборов себя, продолжил наконец Андрей – Я уверен, что в Россию мы еще вернемся! Будет все, как прежде! Вот увидите!
Катя слушала его вдохновенные речи с такой доверчивостью, словно уже завтра, пароход перенесет их через океан обратно, в Россию. Но этого не будет… Только Злата, удивляясь вспышке восторга, грустила еще сильнее. Молодые люди сияли, душа моряка, бродяги, как он себя называл, оттаяла, когда он встретил Катю. И девушка явно была взволнована новым знакомством. Это было приятное волнение.
- Госпожа! Вы уже второй раз говорите о стихах, а прочесть их отказываетесь. Мне правда, очень интересно!
- Какая я тебе госпожа? Катенька, мы с тобой подруги, мы равны, понимаешь. Здесь нет ни господ, ни слуг, ни князей, ни крестьян… Здесь нет России. Да и там я никогда не была госпожой.
- Простите, - Катя покраснела, - но вы опять уходите от разговора! Стихи, прошу вас!
- Просим! – Подхватил Андрей, он был настроен на лирику и, несколько строк грустной поэзии были, как нельзя, кстати.
- Хорошо, можно гитару?
Она взяла гитару и начала петь. Все трое были увлечены и не услышали, как дверь балкона открылась. И на него вышел молодой человек. Он услышал свои стихи и, обладая совершенным слухом, сразу же подхватил песню.
- Ждет березка не дождется,
Наклонилась головой,
Средь листвы сережка вьется
Бирюзовою слезой…»
На последних строках все обернулись на него. Голосок Златы был прекрасен, но с такой чистотой она не пела. А молодой гусар, будучи уже обнаруженным, но не зная, как начать разговор, спросил, как бы невзначай.
- Прошу прощения, а чья это песня? Мне кажется, что я ее уже слышал.
- Музыка моя, и слышать ее вы не могли, разве что вы сами…
Тут она поняла. Перед ней стоит именно тот человек, которого она больше всего хотела сегодня встретить. Таинственный Г. Безымянный.
-… это ваши стихи были в газете!
- Мои… - гусар покраснел, его анонимность была раскрыта – прошу, только никому об этом не говорите.
- Вы, - Андрей решил вступить в разговор, - если стесняетесь своего таланта, то совершенно зря! Строка Ваша жива, это несомненно!
- Не стесняюсь я! Но именно эти стихи не должны быть записаны на мое имя. Иначе вся надежда исчезнет…
- Какая надежда? – Злате хотелось знать больше.
- Не могу сказать, но пообещайте, что никому не выдадите моего авторства!
- За себя ручаюсь! – Произнес Андрей, - за Катерину тоже! Мы удаляемся! До скорой встречи друзья! Ваше имя мы потом узнаем. – Подмигнув Злате, парочка ушла в зал, чтобы продолжить вечер.









Глава 3.

Ночная прохлада заполнила балкон. Август уверенно набирался сил по ночам, когда летнее солнце уже не имело своей власти. Нью-Йорк готовился к осени.
- Странно…
Злата задумалась, глядя в глаза гусару, но, как-то, насквозь.
- Что Вас так удивило?
- Сегодня ночью совсем не видно звезд. Хотя небо, мне кажется, без единой тучи. Мне тоскливо от этого…
- Здесь так всегда. Огни этого злосчастного города совсем затмевают все ночные небесные светила. Только луна осмеливается пробиваться сквозь них, да и то – тускло… - незнакомец опечаленно задумался…
- Я тоскую по Родине. Да еще эти стихи в газете… Неужели мы больше не вернемся в Россию?
- С чего вы взяли?
- Мы с отцом ездили в мае в Канаду. Интересные люди там живут, совсем не такие, как здесь.
- Простите, наш разговор уже совсем становится неприличным… - не успел он продолжить, как Злата его прервала.
- Я лишь хотела сказать, что там, в Канаде, люди гордятся своей природой. Особенно своим кленом, который и у нас замечательно растет…
- Я не хотел Вас прерывать, просто, мы все еще не знакомы. Разрешите представиться. Корнет Георгий Глинский, потомок княжеского рода Глинских!
- Правда?! Вот так необыкновенная встреча! – девушка так восхитилась, что забыла представиться. – Вот уж не думала что Г. Безымянный – князь Глинский.
- А Вас, сударыня, как величать?
- Злата. Злата Стевич-Соловьева – вспомнив свою фамилию, девушка опустила голову и едва сдерживала слезы.
- Рад знакомству! Но Вы, по всему видимо, не очень…
- Я рада! Я очень рада знакомству! Просто я хожу с двойной фамилией с 4-х лет и…
- Вам от этого больно? Не будем об этом. Достаточно грусти на сегодня. А Вам, погляжу, жизнь давно улыбаться перестала. Что я могу сделать, чтобы вновь услышать ваш смех?
- Ничего… Вам не утешить душу, наполненную тоской. Это непосильная задача.
- Тогда, если не сложно, Вы бы не могли продолжить о Канаде, Злата?
- Да нечего продолжать. Они гордятся своими кленами, а в России гордятся и воспевают березку. И… Ваш клен… с березкой… никогда не встретятся.
Георгий не мог сказать ни слова. Он лишь молча наблюдал, бирюзовые озера медленно наполняются слезами, и скоро они выйдут из берегов. Он больше всего боялся, что его стихи будут поняты верно… Теперь же, его страх еще больше. Вдруг не только этой девушке удалось раскрыть его секрет?
Вдруг, в суетливых мыслях у него родилась идея.
- Я знаю, как скрасить этот вечер! Только нужно незаметно сбежать этого бала.
- А как же Катя? Я ее не оставлю, мы обязательно должны вернуться вместе, иначе мой папа расстроится, если мы придем в разное время.
- Думаю, это осуществимо.
Они вошли в зал. Оркестр играл страстные ритмы аргентинского танго. Князь подхватил свою новую и, не нарушая ритма, направил ее прямиком к танцующим Кате и Андрею.
- Молодые люди, мы бы хотели украсть вас на некоторое время. Встретимся на балконе. – подмигнув танцующим, они продолжили танец.
Когда музыка закончилась, гости вновь направились к столу, чтобы пополнить запас сил и освежиться бокалом шампанского.
В это время две пары незаметно вышли на балкон.
- Слушайте меня внимательно, - не теряя ни минуты, начал Георгий – сейчас мы покинем бал. Но мне, как организатору, негоже прощаться со всеми, пока бал не завершен.
- Значит, - с грустью спросила Злата, - Вы с нами не отправитесь?
- Да нет же! – князь хотел было засмеяться, но решил сдержаться – Я уеду с вами. А лакею прикажу, чтобы он соврал, будто увел меня пьяным незадолго до конца бала. Гости и сами будут веселыми, так что все поймут. А репутация моя не пострадает. – Он приставил палец к губам и шепотом продолжил – я им еще нужен. У меня грамота от императора, в которой он назначает наследника, в случае своей смерти и смерти его семьи. Но об этом по дороге!
Он перескочил парапет и оказался на улице. Девушки, было, испугались, но, подойдя к краю парапета, успокоились, балкон располагался очень низко. Приземлившись, он тут же исчез в тени здания.
Все втроем они стояли в недоумении. Их друг полон тайн и загадок. Еще много о нем нужно было узнать, а он раз… и исчез. Где теперь искать его?
- Георгий, Вы где? – Злата не выдержала и, полушепотом, прокричала в темноту – Георгий, мы устали ждать!
Но никто не отозвался…




Глава 4.

Через несколько минут послышался стук копыт. На площадку перед балконом въехал экипаж на четыре персоны. Но в нем было пусто.
- Карета подана! – воскликнул Георгий где-то сзади.
Пока Злата пыталась до него докричаться, он воспользовался суетой и, держась темной стороны, забрался к ним с другой стороны балкона. Две минуты ему пришлось соблюдать свою секретность, пока карета не въехала на площадку.
- Георгий! Но, как? Вы же… Я не пойму ничего. – Злата была явно обескуражена. Но этот безумный поступок все перевернул в ее душе. Ей захотелось улыбнуться.
- Рад, что Вы снова улыбаетесь. Однако, нам пора, иначе моя затея будет иметь смысл лишь наполовину.
- Мы заинтригованы, - подхватили они разом, и Андрей продолжил за всех, - так чего же мы ждем!?
Мужчины не стали на этот раз прыгать с балкона, хотя моряку сильно хотелось покуражиться.
- Идемте за мной, - тихо произнес Георгий.
Он повел своих новых друзей потаенной лестницей, ведущей из балкона, прямиком во двор. Каменные ступеньки были скользкие, но, все же, спускаться по ним было не так безумно, как заниматься прыжками со второго этажа.
 Около полуночи карета несла их по прохладным улицам ночного Нью-Йорка. Всюду пестрели огни магазинов, кафе и игорных заведений. Но извозчик не обращал на них внимания. Путь его лежал к небоскребам. Зачем? Об этом не знал никто, лишь Георгий загадочно улыбался. Словно не замечая шумных прохожих, в экипаже обстановка накалялась из-за тишины. Все хотели узнать, что за затея родилась в голове у этого гусара. Тишину прервала Злата.
- Нам, дорогой князь, все-таки интересно, куда и зачем мы направляемся? И, кто вы такой, если государь доверил вам такую тайну?
Сама того не сознавая, девушка выдала секрет своего друга, хотя и не желала этого.
- Я!? Я уже говорил – Георгий Глинский…
- Да, потомок древнего княжеского рода. Но кем Вы приходились нашему императору? Надеюсь, этот секрет доступен нам троим? Или Вы уже пожалели, что связались со мной?
- Ни в коем случае, Злата… Но я не могу всего вам рассказать. Мне будет больно от того, что я могу Вас огорчить.
- Ничего меня уже не сможет ни огорчить, ни утешить. Тем более, Вы уже признались, что Россия для нас потеряна. Разве есть новость похуже?
- Если так, тогда слушайте. – Он наклонился к друзьям и начал говорить почти шепотом – дело в том, что я был послом нашего государя при Канадском Генерал-губернаторстве, отсюда и клен…
- Хорошо, но причем тут грамота и завещание?
- Так вот. В 17-м году я посещал Петроград, было лето, но Николаю Александровичу уже тогда мерещилось, будто его трон будет залит кровью, и нужно спасать империю. Тогда он и отдал мне грамоту, в которой указал имя наследника, если его семья погибнет от рук террористов. За границей было безопаснее.
- А что произошло дальше? Почему Россия потеряна, если наследник жив?
- Я не сказал, что он умер, лишь потому, что человек этот ходит по земле так же, как и мы. Но я и не говорю, что он жив, потому как наследником престола он не желает себя видеть. Да и прежнюю Россию он возненавидел. Об этом я узнал, когда посещал с рабочим визитом Вашингтон. Совершенно случайно, в мои руки попала сводка Американской разведки о том, что «…революция прошла успешно, Россия на коленях…» А ниже было приписано: «Вождю осталось не долго, за его место будут грызть друг другу глотки два его ручных волка – Троцкий и Сталин». Это произошло полгода назад.
- Кто из них был наследником?
- Никто. Оба они были врагами империи. Но я знал, кто такой Троцкий. Этот цепной пес будет грызть каждую глотку, если ему не понравится взгляд ее обладателя. Из страха перед ним, наш наследник себя не проявит, а, может, наш государь просто ошибся.
- Так кто же наследник!? – не обращая внимания ни на кого, с явным интересом спросил Андрей.
- Был такой генерал Алексей Брусилов. На него возлагал надежды наш император. Он верил, случись что, этот человек примет власть в свои руки и спасет Россию.
- Об этом и мне известно. Он трусливо перешел на сторону СР.
- Да, но я до конца верил, что это лишь ход. Недовольство новой властью росло быстро, иначе и быть не могло. Но эта запись со случайно оставленного отчета… - тут он впервые задумался. Взгляд его стал мрачным, как грозовая туча в ночном небе.
- Что произошло? – Злата испугалась этой перемены.
- Я только что понял, что это не случайно забытый отчет. Разведка так не ошибается. Какой же я дурак! Меня вызвали, чтобы, как котенка, вышвырнуть. Как ненужную дворнягу умершего хозяина! Я и верно дворняга. Столько лет свято верил, что хозяин вернется.
Георгий бился в истерике. Он был гением в своем деле, а его обманули, как ребенка. И теперь он не может покинуть эту страну лжи и обмана. Потому что его паспорт теперь не примет ни одна страна. Ему вспомнились еще несколько строк из того «забытого отчета». Стало еще больнее «России больше не существует – ни для кого».
«А ведь правда – радушная Америка приняла нас, но не выпускает, потому что нет больше Российской Империи, как и нет нас. – Князь помрачнел еще больше, пока копался в себе. – Нет, кто поменял паспорт, свободен, но кто остался верен, как я… Мы есть, пока есть наши деньги». Последние слова он произнес вслух…
- Мы на месте! Спасибо, мистер, сдачи не надо!












Глава 5.
Перед молодой компанией красовался «Эмпайр» - огромный небоскреб, окна которого выглядели, словно огромные гирлянды.
Катя заворожено смотрела на это величественное сооружение. Ей нечасто приходилось покидать дом, а если и удавалось, то это был просто поход за покупками – не более того.
- Ну как вам дом? – весело спросил Георгий.
Девушки и стоящий в стороне Андрей несколько недоумевали. Зачем князь отвез их к этому символу победы города над природой? Какая такая красота может таиться в этом каменном склепе, украшенном гирляндами?
Молчание прервал князь.
- Мы так и будем стоять, или все таки поднимемся?
Молодые люди поднимались вверх на крышу этого инженерного чуда. Подъем продлился долго. Огромный небоскреб не давался своим посетителям даже с помощью технических приспособлений. Лифт медленно подымался, приближая их к цели.
Наконец кабинка остановилась и наши герои вышли на крышу «Эмпайра»
- Ну вот, друзья, мы и добрались!
Слова Георгия поначалу не впечатлили Злату. Она хотела увидеть звезды, а здесь ни звезд, ни открытого пространства. Крытое помещение было весьма тесным. Но Георгий вывел своих друзей на смотровую площадку. Злата, Андрей и Катя вышли на просторную, обдуваемую ветром площадку. Взорам молодых людей представилась нескончаемая цепь огней, скованных в оконных проемах многоэтажек.
Подобное зрелище наводило тоску…









Глава 6.
Георгий взял с собой пару пледов, которые вполне могут послужить в качестве покрывала. Когда друзья присели на них, от их глаз скрылись огни города, теперь они смотрели на звезды, свет которых больше ничто не делало тусклым.
- Как красиво – задумчиво сказала Злата – неужели и в этой стране может быть такая красота… Мне грустно, что это всего лишь маленький, иллюзорный мирок посреди электрической злободневности американских городов…
Это были ее последние слова… Злата положила голову на плечо Георгия и погрузилась в собственные мысли…
***
Мысленно она начала приближать звезды. Ей казалось, что они вчетвером несутся на карете сквозь электрические огни автомобилей в сторону моря… Мерцание звезд вдохнуло свежие мысли в голову Златы. Издалека доносился запах моря. Теперь, ей казалось, что пароход несет их всех в Россию. Наконец ее взору представился финский залив… На горизонте медленно, сквозь туман, возникал такой любимый город на Неве.
Злата закрыла глаза и с улыбкой встречала забытые города и деревни своей потерянной Родины…
Когда девушка открыла глаза, она лежала в своей постели, рядом сидела Катя, которая загадочно улыбалась…
Злата уже поверила, что это был сон. Но улыбка Кати оставила в ее голове загадку.
«Видела ли я сегодня звезды?..» - подумала девушка и начала готовиться ко встрече с отцом. Которого не было дома две недели…
Увы, но это был сон, грустный, тоскливый сон. Зато во сне у девушки был ее первый роман - роман с "тоской"...