Первый раз в первый класс

Елена Цисарь
Для чтения детей с родителями


Дорогой друг!

Пусть эти странички подарят тебе хорошее настроение и оживут в твоих руках.

               

Сентябрь. Прохладное яркое утро. Пели ли птицы? Шевелил ли ветер листья на деревьях? Это останется вне нашей памяти. Только глядя на фотографии, мы невольно будем улыбаться: кто-то прищурился от солнца,  кому-то ветер растрепал челку, а кого-то просто закрыли букетом цветов. Это будут фото того самого незабываемого утра жизненного пути, когда маленькие дети превращаются во взрослых. Им оно запомнится, как начало новой жизни такой интересной и неизведанной, которая влечет новыми и новыми знаниями, сопрягаемыми с множеством правил. И так хочется, чтобы эти правила стали каждому ученику добрыми друзьями. Но никто не в силах понять все со слов, а тем более дети. Многое они поймут только из собственного ежедневного опыта.

Притча мудреца из книги «100 притч»
         
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер сказал ему:
- Перед тем, как отправиться в мир, ты должен запомнить четыре важные вещи.
Во-первых, ты сможешь сделать много добра лишь в том случае, если позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Во-вторых, тебя время от времени будут точить, и тебе придется испытывать боль, но это необходимо для твоего же блага.
В-третьих, ты получишь возможность исправлять те ошибки, которые совершишь.
В-четвертых, запомни, что самая важная твоя часть всегда внутри тебя.
               
Итак, отправляемся в мир школы.

Первое сентября

Проснись дитя. Вставать пора.
Сентябрь зовет звоночком.
Настала школьная пора
Для дочек и сыночков.

Сын наставления собрал
В одно сплошное: - «Надо».
К своему классу подбежал,
Где все друг другу рады.

Учитель выстроил в ряды
Беззубых первоклашек.
Пестрят букеты и шары
У Дань, Настюш и Сашек.

Им повзрослеть сегодня надо
На целый школьный день
И съесть печенье с шоколадом,
Дождавшись: «динь-ди-лень.»

            Не без волнения родители вели детей в школу. Для них это тоже совершенно новая жизнь, которая откроет дверь в будущее. Будущее, которое определится десятилетием. Но, не будем забегать так далеко, ведь нужно жить здесь и сейчас. И вот она школа. Увидев колонну наших малышей и учителя, мое волнение сменилось приподнятостью. Какой-то ранее пережитый трепет поселился в душе. Это было именно то чувство, которое я переживала, когда мои родители вели меня на первую в моей жизни линейку. Удивительно, как память может извлекать то, что кажется уже таким далеким и неповторимым. Я смотрела на этих по школьному нарядных первоклассников и видела в их глазках радость, волнение, ожидание. Они все такие разные. И все же одно их объединяло – вопрос: когда же начнется праздник? Ведь там, где шарики, цветы и улыбки это всегда праздник. Они так много ждут от этого дня, хотя еще не знают, что здесь все призы и поощрения даются только трудом и усердием. Но, не зря они пришли в школу за знаниями. Узнают и это. А поможет им их первый учитель.
              Как много заключается в словосочетании «первый учитель». Это человек, который формирует на всю жизнь такие понятия, как учиться, дружить, оценка, помощь, справедливость, уверенность. Именно этот человек должен поощрить так, чтобы ученик не зазнался. А если нужно наказать то так, чтобы были сделаны выводы. На этом многотонный труд учителя не заканчивается. Интерес. Вот,
что неустанно должен пробуждать учитель у малышей-первоклассников.
       Первый урок сына. Я словно попала в свое школьное детство. Как только начался урок, я сразу увидела в учителе сына  свою первую учительницу. Внешне они конечно разные. Но тот свет, который исходит от этих людей –  неповторим. Во всех словах, жестах, движениях просматривается такая уверенность, что сразу видно перед нами мастер. Словно елочная гирлянда загорелись глаза детей и родителей, когда прозвучали первые слова учителя. Улыбка, которую излучал этот человек, чудесным образом поселилась на устах всех присутствующих. Для учителя в этот момент кроме учеников никого не существовало. Равнозначно, как и для учеников. Она стояла перед ними красивая, молодая, уверенная и все это подкреплялось такой теплотой, что дети были просто очарованы. Именно такой образ первого школьного наставника они понесут с собой в дальнейшую жизнь потому, что первое впечатление всегда самое сильное.
                Всякий раз, когда я вспоминаю свою первую учительницу, передо мной возникает ее взгляд. Это взгляд демонстрирующий радость встречи. Никакого страха, что большой класс или, что кто-то,  что-то не так сделает. И каждый свой жизненный шаг я прохожу с благодарными воспоминаниями об этом. Отвести ребенка в первый класс это еще один жизненный виток. И здесь я, словно вооружена учительским счастьем – первый учитель моего сына. Очень ценно, что он шел в класс уверенно потому, что знал – там его ждут с радостью. За это огромная благодарность. И еще за то, что талант, который в Вас есть, Вы трудолюбиво совершенствуете день ото дня и дарите нашим детям.


УСПЕХОВ ВО ВСЕМ!!!

СПАСИБО-О-О!!!

С ДНЕМ ЗНАНИЙ!!!

С ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЯ!!!
               
             Школа – прекрасный этап жизни человека. Годы детства плавно перетекают в отрочество, а затем в юность. За десятилетие столько происходит, что запоминается только самое яркое то, что преподало уроки. И неважно это весело или не очень. А первый класс он и есть тем самым ярким. Ведь именно в нем будут самые первые уроки. И чем дальше ученики будут отдаляться от первого сентября, тем разнообразнее они будут. Ну а пока их ждет знакомство с учителями,  одноклассниками и, конечно, планетой знаний.

ПЕРВЫЙ – Б – МИР – 32

Вот недавно мы узнали
О планете знаний.
Мы корабль снарядим,
На нем в космос полетим.

Изучать планету будем,
Но про Землю не забудем.
Связь с ней будем мы держать –
Дневниками письма слать.
Экипаж у нас большой.
Во главе наш рулевой.
Самый лучший капитан –
У него на все есть план.

Ведь мы разные все очень:
Один стих выучить хочет,
Другой просто почитать
И конечно помечтать

Есть гимнастка среди нас.
Полиглоты – высший класс.
Дзюдоисты и пловцы,
И танцоры, и певцы.

А еще есть каратисты,
Футболисты, теннисисты,
Мастера по дереву
И бисероплетению.

А еще художники и музыканты.
Вот такие все таланты!
Здесь найдется всем работа.
Ведь у нас одна забота,


Чтобы знаниями корабль слыл,
Был здоров и мирным был.
Да, задача не простая.
Но мы корабль называем

ПЕРВЫЙ – Б – МИР – 32
В космос – ПУСК – вперед, друзья!!!


 Вот и начался полет. С течением  дней учитель остается самим собой, а все, кто хоть как-то касаются учебного процесса, в связи с появившимся школьником в доме, напряженно начинают растить в себе учителей. И только дети каким-то дивным образом и учатся, и учат нас взрослых, не прилагая к этому особых усилий. Все это находится в каком-то взаимодействии, которое создает непрерывную учебную цепь. Мы обмениваемся чем-то большим, чем просто знаниями. Конечно, двигателем
этого всего процесса является учитель, который по своей сути – алгоритм
выполнения любого дела правильно. На
сотни вопросов, которые возникают у детей и их родителей, незамедлительно
находятся нужные ответы и рекомендации. Чтобы что-то делать правильно, нужно вспомнить правило. Как только вспомнили и начали применять, выполнение становится абсолютно доступным. Может быть, с первого взгляда это казалось нереальным, но спустя какое-то время стало явью. Наверное, мы стали внимательнее к самым главным нашим учителям – к детям. Ведь это благодаря им, мы становимся добрее и, конечно, мудрее.
Лучшие помощники

Вот сентябрь пробегает.
Мы картинки выбираем,
Клеем в общую тетрадь.
Схемы звуков будем знать.

Детям все легко дается.
Только вот беда крадется.
Кто силен в правописание?
Ну, конечно папа с мамой:

“- Здесь ошибка у тебя,
Ставить нужно два значка.
- Чтоб в «машине» буква «ша»
Твердою была?

- Там же «и» за ней стоит.
- Ну, а как она звучит? -
Сын спокойно отвечает,
- Выполняем мы ушами
Звуковые все задания.
Вас прошу запомнить я:
«Ж», «Ш», «Ц» тверды всегда.
Ну, а «Й», «Ч», «Щ» мягки у нас
Знает даже первый класс!”
Итак. Уважаемые родители!
 Пожалуйста, внимание обратите Вы
На то, что некоторые слова в звучании
Совсем не такие, как в написании:


Чайка, ежик, шина,
Желтый, сердце и машина,
Солнце, цирк, чижи,
Щука, лыжи и стрижи,



Хоккей, центнер, удача,
Фотоаппарат, мороженое, передача,
Суббота, роща, пресса,
Счастье, товарищ, Одесса.



Ну, это, пожалуй, не все.
Если найдете еще,
То со звуками у Вас
Ну, все просто высший класс!!!

Яркое солнце весело заглядывает в класс. Оно, словно улыбается ученикам и зовет их на прогулку. Но для детей еще все ново и интересно, поэтому они полностью во внимании учителя. И главное их много, а вместе, как известно все делать легче. Вот дома это уже другое дело. Один на один с тетрадками и книжками, да и родители, которые решили, что с началом учебного года рождаются настоящие ученики. А так хочется быстрее все сделать и на площадку…
Парады!

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли буквы погулять.
Но гулять им не велю,
Ведь оценку схлопочу.



Их прошу я: “- Станьте в ряд,
Как солдатиков отряд.
Чтоб наклоны и гачки,
Запятые и крючки,
Петли, шляпки, расстояния
Пропустили замечания”.
Я стараюсь, вывожу.
Вот сейчас вам покажу,
Как гулять в моей тетрадке.
Ну, а сам я на площадке
Погулял бы с ребятней.
Но гоню я лень долой.
“- Уходи от меня прочь.”
Я пишу, а скоро ночь.
Тут глядишь и новый ряд,
Выйдет гордо на парад.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли цифры погулять.



Сразу стало веселей.
Дело движется быстрей.
Здесь по клеточкам шагай,
Вправо, влево забегай,

Отделяй задания,
Меряй расстояния.
Внимательно считай.
Устный счет не забывай.

Все решится без сомненья,
Если будет вдохновение.
И совсем чуть-чуть желанья
Быстро выполнять задания.

Граммов пять терпенья,
Настроя и везения.
А еще немного надо
Витаминов, шоколада.

Ну вот. Рады буквы, цифры рады.
Сами вышли на парады!!!

УРА-А-А-А!!

Так день за днем, преодолевая маленькие ежедневные трудности ученичества, наши первоклассники приобретали терпение, а вместе с ним и капельки желания учиться. Ведь учитель настолько разнообразил им этот процесс, что интересно стало даже родителям. Всем известно, что играя, даже самый маленький ребенок легко учится.


Волшебный словарик

Учеба – это большой труд
Здесь нужно прилагать старания.
И правила в ней сотнями живут.
Ученикам их превратить придется в знания.

Поможет им учитель с вдохновением,
Словарь волшебный написав.
Непонимание отступит с сожалением.
«- Прощайте!», громко всем сказав.


Ну, а теперь мы в сказку попадаем.
Легко играя, знания добываем.
Направо пойдем –
Город Букв мы найдем.
Район Гласных его начинает.
Улицы Твердых и Мягких Командиров     нас повстречают.

Затем в район Согласных мы попадаем.
Проспекты Звонких, Глухих запоминаем.
Это огромный район.
Двухсторонним движением славится он.
Порядок определяют здесь пары.
«- Непарный? Прижмись к тротуару».

Ну, вот и весь город прошли.
Вдруг в тупичок Беззвучных мы забрели.
А здесь вообще легко запомнить.
Всего два знака – Мягкий, Твердый.

А дальше налево пойдем –
Фотоаппарат мы найдем.
Как только взяли чудо аппарат,
Сразу знаки препинания стоят.


Захотели мы на лодочке поплыть –
Нужно к «О» правильно соседа присоединить.



И куда б мы не пошли,
С «И» всегда пиши «Ж», «Ш».
И тогда, ловушки нам
Не страшны ни тут, ни там.
Ну, а если ловушки возникнут опять,
Станем сыщиков на помощь звать.
Они то, преступников быстро найдут,
И тогда наши знания их превзойдут.
 
Ну, а теперь пошли мы прямо.
На нас состав числа глядит упрямо.
Но не страшен он нет, нет.
За спиною арбалет.
Стрелы в цель мы направляем,
Гордо числа покоряем.

Вот закончили стрелялки,
Начинаем догонялки.
Время ограничено,
А количество слов увеличено.
Ты беги изо всех сил.
Тогда секундам будешь мил.

А чтоб задачу нам решить
Нужно скобки пригласить.
Наши скобочки говорящие
Помощники нам настоящие.

Если фигурной ее мы зовем,
Значит, сумму непременно найдем.
Ну, а со стрелочкой если
Тут большее, меньшее скажем все вместе.

А дальше тема очень серьезная.
Нужно сделать все возможное,
Чтобы чудо-сантиметры
Превратились в дециметры.

Тут мы волшебниками стали
Превращения величин.
Ноль ошибок! Что же с нами?
Превращать еще хотим.




Спасибо словарик волшебный!
Помогай и будь, пожалуйста,  решебник!

Тогда с легкостью любая задача
Покорится нам  не иначе!!!



           После таких разнообразных уроков наши первоклассники стали углубляться в творческую сторону обучения. Это еще одна возможность учиться с удовольствием.


Время радугою мчится


Быстро пробегает день за днем,
Ведь мы весело живем.
Дверь науки шире открываем,
Знания в творчестве мы добываем.

Легко даются палочки, гачки,
Прописи и математики значки.
Детей разносторонне нужно развивать,
Чтоб могли они задачи, ребусы решать.
Наблюдать и размышлять,
Слово в дело превращать
И много-много всего знать.
И посыпались загадки, а за ними метаграммы,
«Третий лишний», «что к чему», и конечно анаграммы.
Затем ребус, логогриф, шарада.
Дальше бабочку из лабиринта вывесть надо.



Ой, а здесь слова наоборот.
И задумался родительский народ:
“- Что же к редкому здесь подберешь?
Может, то, что с легкостью ты не найдешь?”
Ну, уж дочка веселилась:
“- Эх! Родители! Буква «Г» здесь поселилась,
Значит «редкому» наоборот
Здесь «густой», конечно, подойдет”.

Ну, а дальше веселей –
Загадки-шутки, угадай зверей,
«Прятки» и волшебная цепочка.
Рады сыновья и дочки.

А! Задание номер семь –
Грамматическая арифметика покажет всем,
Что прибавить, что отнять,
Чтобы слово составлять.

Вот последнее задание читаешь.
Нужно в нем ответить, как ты понимаешь.
Здесь не будем бить баклуши,
Краем уха слушать,

Делать кашу в голове
И крутиться в колесе.
Глаз не выколем. Нет, нет,
Излучать мы будем свет.

А еще нос не повесим
И дружить все будем вместе.
Потому, что из заданий


Дети истину узнали –
Не имей сто рублей,
А имей сто друзей.

Вот такое обучение
Дарит детям вдохновение!
                Учеба, учеба, учеба. А как же без приключений? Без них школа была бы не школой. Правда? Вспомнили свои школьные приключения?
Головная боль

Ученик сказал с утра:
“- Разболелась голова”.
И у друга без сомненья
Сразу головокружение.

Что ж сегодня за денек?
Начинается урок,
А магнита бури
Залетели в школьный улей

И бурлят, и нагнетают,
Все внимание отвлекают.
Разве это обучение?
Надо принимать решение.

Не годится боль сносить.
Надо папу пригласить.
Развезет нас по домам.
Облегчение головам
Сразу к нам прибудет
И о боли мы забудем.



“- Ох, - волнуется учитель,
Что за боль вредитель?
К медсестре сейчас пойдем
И причину мы найдем”.

“- Вот уж диво удивление
Температуры поражение.
И глаза у вас ясны –
Вирусами не больны.

Подключилась здесь усталость.
Может, лени малость.
Но эти приключения
Не требуют лечения.

Вам профилактика нужна
В виде отдыха и сна.
Ну а завтрак, ужин и обед
Лучше тысячи конфет.

Вот растущего организма основы.
Учитесь отлично и будьте здоровы!!”

       Как здорово, что есть понимающие учителя, медсестры и родители. В таком случае любое приключение послужит добрую службу на всю жизнь.
Сколько бы дети не учились, все равно сработает закон «четвертой четверти». Она приводит за собой летние каникулы. Те самые, которых все ждут с огромным нетерпением. Хотя где-то в глубине души, каждый не желает расставаться на три месяца именно с этой веселой приключенческой школьной жизнью. Здесь было так много всего интересного и незабываемого. Дети знакомились, учились, волновались, участвовали в конкурсах и утренниках, расставались. И все это еще повторится в том  или ином виде, а вот БУКВАРЯ уже не будет. Это расставание немножечко навевало им грусть. Но прижав, важную книгу к груди они, словно пообещали не печалиться, а с радостью идти вперед за новыми такими разными знаниями. Ведь БУКВАРЬ не только учил буквам, звукам и правилам. Он еще завещал любить и ценить то, что находится вокруг нас, помогать тем, кто в этом нуждается, а главное сеять добро. Пусть словом, пусть делом, но добро. И так приятно, когда дети переживают друг за друга, если кто-то заболел или не справился с заданием. Но еще приятнее, когда они радуются за тех, кто выздоровел; дал, наконец, правильный ответ на ранее задаваемый вопрос; научился рассказывать стихи с выражением. И пусть эти большие детские достижения будут еще большими, ведь это все те же зерна доброты, которые, как мы знаем из жизненного БУКВАРЯ дают самый богатый урожай.
Прощание с БУКВАРЕМ это не просто прочитанная книга. Это новая ступень – впереди второй класс. Ну, а пока переменка – закон «четвертой четверти».


КАНИКУЛЫ

Солнце, радуга, вьюга
Словно, уроки сменяли друг друга.
Четверти быстро рысью промчали,
Но вернуться нам обещали.

Год первый учебный окончен.
Может, о чем-то взгрустнуть ты захочешь?
Но не надо, не время грустить.
Ведь столько еще впереди.

На лето ты станешь взрослее,
Выше, интересней, умнее.
Один писать научится лучше,
Другой прочитает «Золотой ключик».


Кто-то в двойке лебедя уже не узнает.
Кто-то не скажет о том, что все знает,
Гордо на парту руки сложив
И взгляд свой, в окно устремив.

Мир знаний не просто богат –
Он в каждого верит и каждому рад.
Ты смело дверь в него открывай.
Расти вместе с ним и все познавай.

А пока каникулы отдохни, закались,
Силами надо тебе запастись.

 Возвращаясь к первому сентября, мы понимаем, как много приобретено за это время. Семимильными шагами дети двигались по страницам первого класса, а вместе с ними и учитель. Ведь каждый ребенок своей индивидуальностью и уникальностью, наверное, больше дает учителю развития, чем любая книга или семинар. И только тот учитель, который берет это за основу, может делать учебу разнообразной, интересной и творческой. Благодарим за многогранность учебного процесса и желаем дальнейшего развития и успехов.

ДО ВСТРЕЧИ

В НОВОМ

УЧЕБНОМ

ГОДУ!!!


Послесловие

Из года в год приходит лето.
За ним и осени пора.
Здесь знаниям чудесные сонеты
Шумная услышит детвора.

А дальше сплошь одни секреты,
Но будь спокоен это не беда.
Получишь ты на все ответы –
На помощь поспешат твои учителя.

Они, как сердце всей планеты.
Без них прожить не можем мы ни дня.
Обучат навыкам, дадут прекрасные советы
И знаний зародится целая страна.

А в ней хоть строй дома, ракеты,
Будь пекарем иль капитаном корабля.
Храни в душе учителей портреты
И делай все с любовью, их благодаря.

Издано 2012 г.