Венок сюжетов-11. Опыт иллюстрации отечественной и

Виксавел 2
                ОТ КАЛКИ-ДВА  ДО КРЕМЛЯ  МОСКОВСКОГО...
               

                I.

        Когда я сидел и очумело думал,  с чего начать этот,  уже посткуликовский сюжет, Большой адронный коллайдер опять поломался - и другой физики,  радостно обещанной нам Абрикосовыми всех стран, мы пока не получили.
        Зато я получил другую историю отечества от автора, который представляется как  «by умом и молотком Александр А. Ермаков». Чем  отчасти и объясняется моя очумелость.
        Нет, я приветствую всякую новь!
        Но так ли  всё ново даже у Ермакова?
В целом текст мне понравился. Пожалуй, даже очень: свежо хоть форточку прикрывай.
Вот один из самых вкусных кусков. Держитесь за стуло (я тоже хочу пословотворничать): текст, о чём автор предупредил, эффектно подан в переводе Гоблина. Дело идёт о совете наших князей перед битвой  на Калке-один, -  на самой кровавой речке планеты.
        Май 1223-го года, вестимо. Слово -  Мстиславу Галицкому.
        «Господа! Я собрал вас сообщить принеприятнейшее известие - скоро мы все сгребём по полной программе,- то есть как бы Гоголь + блатная музыка в одном флаконе.- А я говорил, я предупреждал - доведут княжеские междуусобицы до цугундера. Предъяви аргументы , Котяк батькович!»  Отдаю должное: стиль упоительно современный.
       Вот автор цитирует, надо понимать, летописца: половчанин Котяк, монголами только что побитый, чтобы склонить наших вместе отколошматить пришельцев, «къ всемъ княземъ русьскымъ и дары принесе многы: кони и вельблуды и буволы и девкы.» Вот сам в качестве комментария добавляет: а, мол, «красны девки половецки нашей  братве завсегда приходились по душе, инда зело ****ливы уродились; клюнули на шалашовок!».
       Цитата. Правда, я слегка изменил пунктуацию,- да и авторская ли она в Интернете?-, для удобства чтения. Однако носы воротить не надо, ридеры дорогие:  «by Ермаков», хотя и в таком стиле, пытается понять  вещи наисерьёзные  (и наитуманные в изложении традиционной истории). Военную логику нашего разгрома на Калке, наприклад. И якобы вопиющую нелогичность дальнейшего поведения татар под водительством Джэбе-Субудэя, которые-де могли, не откладывая решение вопроса до Батыева нашествия, уже тогда, после своей жуткой победы  на Калке-один, повесить ярмо Ига на нашу  шею.
        Нужна ли нам другая история  от Ермакова? Думаю, да. Ищите этого не традиционного по стилю изложенеия автора  - и читайте: там много ранее не замеченных тонкостей. Но пересказывать автором этим сказанное в мои планы не входит.
        Почему?
       Во-первых, и сам стиль не так уж абсолютно нов.  Аркадий Аверченко  осветил историю отечества ещё более радикально: по формуле все говно - и я говно, но  я недавно - все давно. Во-вторых, что для меня стократно важнее, - не верю я в логику истории, поисками которой с помощью ума и молотка талантливо занимается Александр Ермаков.
Не вычеркни конкурсная комиссия, подбиравшая моряков для знаменитой экспедиции Лаперуза, - которая вся потом погибла!-,  из списка претендентов мрачноватого корсиканского парня по фамилии Наполеон Бонапарт,- и кэкнулась бы, сиречь случилась бы с ней полная жопа  (влияние стиля Ермакова), - вся якобы Величавая Закономерность событий конца восемнадцатого, начала девятнадцатого веков.
      Меня в истории сами соломка  интересует и дрова, которые всегда и по всему миру горели на кострах Пунэ. Горели за всё, на что их,  соломку-дрова, запрограммировали.
      Сиречь – людишки.
      Конкретно же здесь и сейчас, повторяю быкоупорно,  меня интересует, как-почему Тохтамыш накинул на нас,- почти сразу после грандиозной победы на поле Куликовом!-, вроде бы уже  сброшенный хомут Ига ещё на целую сотню лет.




                II

      И  делаю я это с целью конкретной:  дабы  хоть чуть остудить разболтавшихся публицейских от демократии, утверждающим,  что Мамай-де был «всего лишь темником», а стало быть, победа над ним – исторический пустячок... 
      Не понял?  Ах, значит, я «красный», если ругаю демократов! Представляете:  нет.  Как и не верующий в точном смысле этого слова,  хотя благодарю Господа и всё такое.
      Я человек из середины толпы.
      Но - давайте о Мамае. О котором наш фольклор талдычит: «Как Мамай прошёл». Хотя нигде он «не проходил», потому что наши его вовремя расколошматили.
      В отличие от Батыя, который прошёл, так прошёл...
      Да,  Мамай  был не наследственным, а самопровозглашённым ханом. Как, повторюсь, ибо это важно,   Наполеон был самопровозглашённым императором.
      Однако  ещё до того Мамай имел чин не просто темника, а беклярбека: одного из двух главных администраторов Золотой Орды, ведавший армией, министерством иностранных дел и Верховным судом, если по современной терминологии. Ханом же был Абдулла  - марионетка Мамая, которого он сперва поставил, а потом, - вероятно!-, сам же и убил.
     Детали, согласно жанру, опускаю. 
     Орда, - даже три орды: Золотая, или Белая, Синяя, как бы срединная, и та, далекая, где всегда правили чингизиты,- была ещё очень сильной. Хотя уже начала  дробиться по фундаментальным законам феодализма.
     Вот доказательство её силы: разгромленный на поле Куликовом,  Мамай довольно быстро вновь собрал большое войско, чего Дмитрий сделать, увы, не мог: потратились мы людишками в той битве победной страшно. Обезмужичила Русь!
   Но над  Мамаем, и правда,  уже висел его  родной враг - чингизит Тохтамыш, решивший навести конституционный порядок в гигантском государстве. 
   Кстати, любопытный факт: сил самой Орды всё-таки уже чуть-чуть хватало (хотя и не так, как нам). Поэтому у правосточного Тохтамыша в армии были и войска Тамерлана. А у прозападного Мамая, надо же,- чёрная генуэзская пехота. Грубо говоря, итальянцы! Которые активно участвовали на стороне этого монгола и в Куликовской битве.
   Где же они встретились: Тохтамыш, ненавидевший Мамая, и самопровозглашённый хан? Это же надо :  опять - на Калке!  Вот уж  повидала-то кровушки, мученица.
    Но мы,  люто борзые к своей истории, даже имени её не сохранили: она теперь игриво то Кальчиком дразнится, то Кальмиусом. Примерно так,  как если бы Ватерлоо назвали Ватерловчиком, а Освенцим -  Освенчиком. Почему - нет, что нам мешает?!
    И вот, когда говоришь о Калке-два, на первое место  упорно выступает момент чисто психологический. Да, у Мамая вновь было большого войско, но оно наполовину состояло из недавно битых. И во главе его стоял недавно разбитый. Это плохо!
    Психологически надломленный Мамай был разгромлен Тохтамышем наголову - бежал в  Кафу , ныне Феодосия, и был там убит генуэзцами.
     Видимо, по заказу нового хозяина  всея Орды.
     Так вот: грозный урок Куликова поля, - жестоко неофитами пера критикуемого,  сказался  даже на  разросшемся войске Тохтамыша. Что мы увидим несколько позже.
     А пока  - ещё несколько слов о Мамае.
     Не удивляйтесь, что чересчур Грозный Иван, - столь обожаемый нашими сторонниками «сильной руки»: этой бы рукой да по их верноподданным шеям!-, был одновременно родичем и Дмитрия Донского (праправнуком), и Мамая  (по женской линии). Ты даёшь, История! Но при множестве жён у  знатного монгола, можно столько наосеменять, что сам за голову хватишься. Бешеная кровь дважды битого ,- утверждают историки и генетики, - течёт  во многих знаменитых родах,  и в наших,  и в околонаших. Например - в роду князей Глинский.
   А также «во всех первых предводителях запорожских казаков». 
   Цитата! Изменён только падеж...
   Вот теперь мы вырулили на суть именно этого сюжета:  так как же тот Тохтамыш ,- при живом Дмитрии Донском!-,  вновь хомут Ига на нас повесил?
    Хомут, который мы потом носили ещё сто посткуликовских лет.





                III

    Прошу простить  и за сей вынужденный пассаж, отвлекающий от основного сюжета...
    То, что история в устах московских профессоров, - это профессорская история; а история в устах «by  умом и молотком» это - антипрофессорская история Ермакова, понятно. Но какая из них  - истинная?   Да никакая!
    Что до вашего автора, то он даже во сне не претендует на истину.
    Вот - физики: построили свой супербублик и говорят, что выдадут нам другую физику!  Всегда  ДРУГОЙ будет и история. Из неё надо пытаться понять, так я думаю, не какие-то факты, не какую-то логику,  а собственный менталитет.
     «Факты» же можно трактовать как угодно!
     Напишет историю  нынешний интеллигентный и высокоинтеллектуальный монгол -  и скажет: неужели не понятно, что перед битвой на Калке мы хотели помочь русским наказать беспардонных половцев, которые их, русских,  буквально измучили своим беспардонством? И вот - благодарность: они перебили наших послов!
     Напишет историю тот, кому не нравятся казаки ( у Соловьёва, кстати, есть выражение: «шайки казаков»),- и окажется, что мы продули Калку-один из-за этих подлых  бродников, - то есть истинных предказаков,- атаман-предатель которых Пласкина  не только воевал против нас на стороне монголов, но и уговорил часть наших князей статься, - клянясь на кресте,-  так это же наш славянский Иуда! -, что их кровь не будет пролита.
     Да она и не была пролита, - воскликнет историк, обожающий бродников. - Монголы: просто передушили князей, положив под доски и сев на них сверху пировать.  Всё честно!
   Короче, оставим «оценки»:  не выстраивается История в угодный кому-то логический ряд. Хоть профессорский. Хоть ермаковский. Хоть иной-прочий.
    Нет-нет: НАДО  выстраивать! Но не надо ждать какого-то конечного результата.
    Какой-то истины в последней инстанции.

                Не надо надрываться, господа:
                Историю в коллайдер не загонишь
                Она была , - во все века, всегда!-,
                Как бешено несущиеся кони.
                Историю возможно лишь любить.
                И ненавидеть. Да: и удивляться!
                Ну, братцы, а такое - может быть?
                Да разве может быть такое, братцы?!
                Всё может быть с Историей всегда.
                Дыхание - равнее, господа!   
                Но помните, что есть у нас  изъян:
                По Дарвину, мы все -  от обезьян.
                Хотя, возможно, и наоборот:
                От нас ведётся обезьяний род...               
               
      Да: а что там у нас с Тохтамышем?
      Пошёл на Москву, однако. Ой пошёл,  истинный хан-чингисид!
      Но – ЗАЧЕМ ?




                IV
 
      Разгромив дальнего родственника нашего будущего Ивана Грозного и фактически став  единым хозяином Всея Орды ,  молодой хан Тохтамыш отправил в Москву и в другие города нашего отечества своих послов с радостной вестью о своём воцарении.
     Что за бред?- может воскликнуть монопартийный читатель.- Их же, тартарей, только что на поле Куликовом разбили? Какие послы-ослы? Какая ещё - «радость»?!
     Вот: а мне, человеку из середины толпы, правды-матки от Истории не добивающемуся, - всё ясно. Тохтамыш мог даже начеркать в послании рукою своею: «Любимые мои тверичи, суздальцы и особенно москвичи,  я, - ваш царь по номиналу,-  разгромил обидчика русского народа  - Мамая. Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи! Дабы было вам, сердечным моим, чем ясачок Главной Конторе платить».
    И что  князья наши, и победившие, и в битве не участвовавшие?
   Они приняли послов тартаро-монгольских если не с радостью, то с честью: мол, наконец-то будет в стране конституционный порядок! И тут же отправили к Тохтамышу своих послов с дарами для нового, для истинного Хана Всея Орды.
    На другой год после Куликовского побоища Тохтамыш решил уточнить с Москвой некоторые ясачьи цифры: Иго - это учёт, однако! И направил Дмитрию уже Донскому своего посла Ахкозю (по летописи - царевича) для солидности с семьюстами татарами.
    А теперь - внимание.
    Добравшись до Нижнего Новгорода,  Ахкозя дальше ехать побоялся: видимо, вспомнил подробности произошедшего на поле Куликовом. Хотя бы со слов товарищей-очевидцев.
    Ясно, какого Мамая добил на Калке-два Тохтамыш? Да его голыми руками бери!
    И как дальше действовал  перетрусивший Ахкозя? Он отобрал из 700 несколько самых отчаянных - и вновь послал их в Москву. Но въехать в грозную столицу и те побоялись!
    Наделали мы, короче,  шороху на полюшке Куликовом.
    Это - для  писак, пытающих принизить значение грандиозной битвы-победы...
     А что Сам Тохтамыш? Он повёл себя весьма умно: решил во что бы то ни стало выбить страх перед Москвой из своего, Господи прости, затрухавшего народа.
     В 1382 году хан осторожно  пограбил русских купцов в волжской Болгарии. Тихо сел на их суда. Прямо-таки тайно переправился со своими туменами  через Волгу и нечаянно двинулся на Москву с большим войском, тщательно соблюдая скрытность . .
     «Орудие слабого»,- очень правильно говорит  об этой скрытности Соловьёв. Помните нашего Святослава Первого? «Иду на вы!» - и поскакали.
     Твоя-твоя  работа, поле Куликово!
     Но что - всё-таки дальше?
     Откуда ещё целая сотня лет Ига?
     Дальше всё было очень по-русски.



                V

     Выставить против Тохтамыша адекватно большое войско Москва сразу не могла.
     Дмитрий (Донской, а какой же) поехал в  Кострому собирать новые полки. Князь нижегородский двух сыновей навстречу Тохтамышу послал: царь, ты нас не трогай,- будет тебе ясак. Олег рязанский и вовсе татарву лично встретил на границе своего княжества: «Насяльника, я тебе даже броды через Оку покажу - не тронь мою вотчину».
      И так далее: класс российских управленцев уже сформировался. А для него, как известно,  свой улус, своя фирма важнее какого-то там отечества.
      В Москве же обескняженной поднялся настоящий мятеж: кто хотел бежать - тех били. Сперва не выпускали  за городские стены даже великую княгиню и митрополита!
      Короче, решили москвичи защищать город сами...
      Вся эта информация, разумеется, не секретная. Поэтому пересказывать её  подробно мне как-то не алё. Поговорите с детками-школьниками: они в курсе...
      Когда к стенам Москвы подошёл Тохтамыш, там был уже относительный порядок: его навёл невесть как появившийся в нашей столице шустрый литовский князь Остей.
      Почему - он? У Соловьёва  нет никаких объяснений. Ограничимся нулевыми  и мы.
      Начался  со стороны тартарей довольно осторожный штурм.
      Даже скорее - осада.
      Наши успешно отбивались. Со стен первые русские пушчонки постреливали! Которые монголов, кажется, не впечатлили: не поняли они, что эта железяка исторически скоро перечеркнёт само понятие Орда жирным крестом.
     Да: важный  был момент. Переломный!
     А в кремлёвским подвалах, где скопилось сотни очень вооруженного народа, в это время началась грандиозная пьянка. И граждане военные, как когда-то  перед тем, как утонуть, «розъятым на суставы»,  в речке Пьяне, начали хвастаться : «Тартаре?  Да видали мы их на детородных членах своих: один спротив ста  - хоша сейчас!»
     Не знаем точно, пил ли, Господи прости, - хотя с чего бы ему  не пить?-, купец-суконщик Адам. Но как выскочил он на стеночку Кремля над воротцами Фроловскими, как приложился из самострела, - так и не стало чуть ли не личного друга Тохтамыша!
     В общем, по-трезвому отбиваться можно было очень и очень долго. Пока Дмитрий Донской новые полки ни соберёт. Но дюже уж много медов оказалось  в подвалах кремлёвский! Поэтому события нечаянно ринулись  совсем в иное русло...
     К стенам Кремля подъехали сынки нижегородского  князя - Вася и Сеня  - с группой дружественных молодых князей из Орды.  И просто-таки удивленно, даже с обидой заговорили с  защитниками московскими  в известном стиле:
  - Вы чё в натуре, пацаны? Кому нужна эта лажа? Да Тоштамыш просто ваш город хочет посмотреть: на балочку за товарцем сбегать, девку красную на жопу ущипнуть. Короче - прогулка по Москве.  Он же вам Мамая фактически убил!
   Ну, Ермаков: это же какое-то , ё-кэ-лэ-мэ-нэ,  тлетворное влияние на наш благородно-сдержанный  стиль! Ладно:  закраесогласим ситьюэйшен для ясности.
               
                Кончайте свой мудовый кипяток
                На нас плескать, московские ребята!
                Чем вдруг мы с Тохой стали виноваты?
                Да спрячьте вы свой долбанный крючок!
                Вы что - им шапки с нас снимать решили?
                Так мы их вам бесплатно отдадим!
                Мы из-за Волги лишь затем приплыли,
                Чтобы взглянуть, гоп-стоп, на ваш кильдим.
                Нехай Остей к нам на любовь идёт -
                И малые подарочки несёт:
                Наш Тоха не какой-то жадный фраер -
                Он по Понятиям Ордою правит! 
 
   Так примерно. И по факту. И слегка по Ермакому.
   А главное -  по нашему менталитету...
   - Ну! - сказали наши,- раз так - об чём, мужики,  вопрос?  Хан клянётся зла не чинить, а мы как те собаки злые. Там, в Кремле, мёд ещё остался? Говорят, тартаре к нему уже по полной пристрастились: исполать нам всем, ребятушки, - вместе допьём!
   Пошли с иконами-крестами-дарами. Естественно, во главе с Остеем.
   Дальше всё развивалось по тартарскому Уставу.
   Остея незамедлительно  убили. Ворвавшись в гостеприимно распахнутые кремлёвские ворота, вырубили всё духовенство. Это - к вопросу о беспримерной веротерпимости тартар. Жителей без разбору,- пьяный или трезвый,- саблями посекли. Кто успел крикнуть «Я художник!», в плен увели. Всю московскую матчасть, грубо говоря, разграбили, а стены сожгли. Спасибо вам, нижегородские князья-провокаторы, Вася и Сеня: вы проявили выдающее знание психологии родного народа!
    В принципе - всё. 
    Ещё на сто лет ясачить хватит.
    Но последняя «серия» Ига было, конечно, уже иная...
    Войдя в раж, Тоха, который по Понятиям правил,  сперва здорово погромил города наши. Схема та же: людей убил, матчасть забрал.
    Дмитрий Донской, - видимо, полков так и не собравший,- укрылся с семьёй в Костроме. Тверь откупилась дарами великими. Но князь Владимир Андреевич,- брат великого князя,- войско собрал. Большое! И стоял у Волока.
   И когда один из отрядов Тохтамыша на него напоролся, то был безжалостно изрублен в куски до последнего. Пардон: кто-то  всё же спасся и сообщил Тохтамышу. Тот мгновенно вспомнил о Куликовской битве, снялся всем своим кагалом - и ушёл на Восток.
    По дороге опустошив землю Рязанскую. Видимо, в благодарность князю Олегу, недавно показавшему ему броды через реку Оку...

                И пала грусть опять на Русь:
                Могли ведь победить!
                Да что теперь? Нехай и пусть...
                Не надо было пить!

    Вернувшись в свою залитую кровью, совершенно опустошённую вотчину, горько поплакал князь Димитрий Донской , душевно приласкал  оставшихся в наличии москвичей, из-под  развалин вылезших, из окрестных лесов осторожно  вернувшихся. 
    И сказал так:
    -Давайте, родные мои, своих родных хоронить. Казна, конечно, опустела, но не вся: кто 80 тел погребёт -  тому рупь компенсации за усилия...
    Соловьёв пишет: князь, мол, издержал на это 300 рублей. Такова была первая на Руси муниципальная субсидия на похороны. То есть всего было погреблено 24.000 душ.
    Пересчитайте: у меня по арифметики не так уж много было...
    «После этого,- пишет Соловьёв,- мы ничего не знаем об отношениях князя московского к Тохтамышу; летопись упоминает только о двукратном нашествии татар на Рязанские земли.» Ясно: кусали с краю, ибо о поле Куликовом никто не забыл: ни мы, ни они...
   Вот только насчёт «после этого» ваш автор поспешил.
   Там ещё раздрай с Тверью был, которая хотела оттяпать у временно ослабевшей Москвы великокняжеский титул. И Дмитрий, - представляете: Дмитрий Донской!-,  посылал  в Орду, - к Тохтамышу!-, своего сына Василия для улаживания дел.
   Хан ярлык Москве отставил, но за Василия заломил огромный выкуп как за пленника. И данью Дмитрия, по рукам-ногам связанного, буквально придавил.
   Пришлось соглашаться: не сына же на заклание татарве отдавать!
   Пробыв в Орде два года (1383-1385) Василий сбежал из плена.
   Вот после этого  летопись действительно замолчала.
   Видимо, Дмитрий с данью не надрывался, однако помаленьку платил: чтобы вновь не увидать у стен Москвы настобрыздевшие тартаро-монгольские рожи.
   Иго угасало.
   Медленно-медленно!
   Но угасало не с Русью: угасало с Ордой.
   Ухмылявшейся в жидкую бородёнку: я-то, мол, исчезну.
   Но свой Устав  -  вам, московиты,  оставлю!
   И вы с ним  ещё помаетесь, собаки неверные.
                ВИКСАВЕЛ-2.