ОТ КАЛКИ-ДВА ДО КРЕМЛЯ МОСКОВСКОГО...
I.
Когда я сидел и очумело думал, с чего начать этот, уже посткуликовский сюжет, Большой адронный коллайдер опять поломался - и другой физики, радостно обещанной нам Абрикосовыми всех стран, мы пока не получили.
Зато я получил другую историю отечества от автора, который представляется как «by умом и молотком Александр А. Ермаков». Чем отчасти и объясняется моя очумелость.
Нет, я приветствую всякую новь!
Но так ли всё ново даже у Ермакова?
В целом текст мне понравился. Пожалуй, даже очень: свежо хоть форточку прикрывай.
Вот один из самых вкусных кусков. Держитесь за стуло (я тоже хочу пословотворничать): текст, о чём автор предупредил, эффектно подан в переводе Гоблина. Дело идёт о совете наших князей перед битвой на Калке-один, - на самой кровавой речке планеты.
Май 1223-го года, вестимо. Слово - Мстиславу Галицкому.
«Господа! Я собрал вас сообщить принеприятнейшее известие - скоро мы все сгребём по полной программе,- то есть как бы Гоголь + блатная музыка в одном флаконе.- А я говорил, я предупреждал - доведут княжеские междуусобицы до цугундера. Предъяви аргументы , Котяк батькович!» Отдаю должное: стиль упоительно современный.
Вот автор цитирует, надо понимать, летописца: половчанин Котяк, монголами только что побитый, чтобы склонить наших вместе отколошматить пришельцев, «къ всемъ княземъ русьскымъ и дары принесе многы: кони и вельблуды и буволы и девкы.» Вот сам в качестве комментария добавляет: а, мол, «красны девки половецки нашей братве завсегда приходились по душе, инда зело ****ливы уродились; клюнули на шалашовок!».
Цитата. Правда, я слегка изменил пунктуацию,- да и авторская ли она в Интернете?-, для удобства чтения. Однако носы воротить не надо, ридеры дорогие: «by Ермаков», хотя и в таком стиле, пытается понять вещи наисерьёзные (и наитуманные в изложении традиционной истории). Военную логику нашего разгрома на Калке, наприклад. И якобы вопиющую нелогичность дальнейшего поведения татар под водительством Джэбе-Субудэя, которые-де могли, не откладывая решение вопроса до Батыева нашествия, уже тогда, после своей жуткой победы на Калке-один, повесить ярмо Ига на нашу шею.
Нужна ли нам другая история от Ермакова? Думаю, да. Ищите этого не традиционного по стилю изложенеия автора - и читайте: там много ранее не замеченных тонкостей. Но пересказывать автором этим сказанное в мои планы не входит.
Почему?
Во-первых, и сам стиль не так уж абсолютно нов. Аркадий Аверченко осветил историю отечества ещё более радикально: по формуле все говно - и я говно, но я недавно - все давно. Во-вторых, что для меня стократно важнее, - не верю я в логику истории, поисками которой с помощью ума и молотка талантливо занимается Александр Ермаков.
Не вычеркни конкурсная комиссия, подбиравшая моряков для знаменитой экспедиции Лаперуза, - которая вся потом погибла!-, из списка претендентов мрачноватого корсиканского парня по фамилии Наполеон Бонапарт,- и кэкнулась бы, сиречь случилась бы с ней полная жопа (влияние стиля Ермакова), - вся якобы Величавая Закономерность событий конца восемнадцатого, начала девятнадцатого веков.
Меня в истории сами соломка интересует и дрова, которые всегда и по всему миру горели на кострах Пунэ. Горели за всё, на что их, соломку-дрова, запрограммировали.
Сиречь – людишки.
Конкретно же здесь и сейчас, повторяю быкоупорно, меня интересует, как-почему Тохтамыш накинул на нас,- почти сразу после грандиозной победы на поле Куликовом!-, вроде бы уже сброшенный хомут Ига ещё на целую сотню лет.
II
И делаю я это с целью конкретной: дабы хоть чуть остудить разболтавшихся публицейских от демократии, утверждающим, что Мамай-де был «всего лишь темником», а стало быть, победа над ним – исторический пустячок...
Не понял? Ах, значит, я «красный», если ругаю демократов! Представляете: нет. Как и не верующий в точном смысле этого слова, хотя благодарю Господа и всё такое.
Я человек из середины толпы.
Но - давайте о Мамае. О котором наш фольклор талдычит: «Как Мамай прошёл». Хотя нигде он «не проходил», потому что наши его вовремя расколошматили.
В отличие от Батыя, который прошёл, так прошёл...
Да, Мамай был не наследственным, а самопровозглашённым ханом. Как, повторюсь, ибо это важно, Наполеон был самопровозглашённым императором.
Однако ещё до того Мамай имел чин не просто темника, а беклярбека: одного из двух главных администраторов Золотой Орды, ведавший армией, министерством иностранных дел и Верховным судом, если по современной терминологии. Ханом же был Абдулла - марионетка Мамая, которого он сперва поставил, а потом, - вероятно!-, сам же и убил.
Детали, согласно жанру, опускаю.
Орда, - даже три орды: Золотая, или Белая, Синяя, как бы срединная, и та, далекая, где всегда правили чингизиты,- была ещё очень сильной. Хотя уже начала дробиться по фундаментальным законам феодализма.
Вот доказательство её силы: разгромленный на поле Куликовом, Мамай довольно быстро вновь собрал большое войско, чего Дмитрий сделать, увы, не мог: потратились мы людишками в той битве победной страшно. Обезмужичила Русь!
Но над Мамаем, и правда, уже висел его родной враг - чингизит Тохтамыш, решивший навести конституционный порядок в гигантском государстве.
Кстати, любопытный факт: сил самой Орды всё-таки уже чуть-чуть хватало (хотя и не так, как нам). Поэтому у правосточного Тохтамыша в армии были и войска Тамерлана. А у прозападного Мамая, надо же,- чёрная генуэзская пехота. Грубо говоря, итальянцы! Которые активно участвовали на стороне этого монгола и в Куликовской битве.
Где же они встретились: Тохтамыш, ненавидевший Мамая, и самопровозглашённый хан? Это же надо : опять - на Калке! Вот уж повидала-то кровушки, мученица.
Но мы, люто борзые к своей истории, даже имени её не сохранили: она теперь игриво то Кальчиком дразнится, то Кальмиусом. Примерно так, как если бы Ватерлоо назвали Ватерловчиком, а Освенцим - Освенчиком. Почему - нет, что нам мешает?!
И вот, когда говоришь о Калке-два, на первое место упорно выступает момент чисто психологический. Да, у Мамая вновь было большого войско, но оно наполовину состояло из недавно битых. И во главе его стоял недавно разбитый. Это плохо!
Психологически надломленный Мамай был разгромлен Тохтамышем наголову - бежал в Кафу , ныне Феодосия, и был там убит генуэзцами.
Видимо, по заказу нового хозяина всея Орды.
Так вот: грозный урок Куликова поля, - жестоко неофитами пера критикуемого, сказался даже на разросшемся войске Тохтамыша. Что мы увидим несколько позже.
А пока - ещё несколько слов о Мамае.
Не удивляйтесь, что чересчур Грозный Иван, - столь обожаемый нашими сторонниками «сильной руки»: этой бы рукой да по их верноподданным шеям!-, был одновременно родичем и Дмитрия Донского (праправнуком), и Мамая (по женской линии). Ты даёшь, История! Но при множестве жён у знатного монгола, можно столько наосеменять, что сам за голову хватишься. Бешеная кровь дважды битого ,- утверждают историки и генетики, - течёт во многих знаменитых родах, и в наших, и в околонаших. Например - в роду князей Глинский.
А также «во всех первых предводителях запорожских казаков».
Цитата! Изменён только падеж...
Вот теперь мы вырулили на суть именно этого сюжета: так как же тот Тохтамыш ,- при живом Дмитрии Донском!-, вновь хомут Ига на нас повесил?
Хомут, который мы потом носили ещё сто посткуликовских лет.
III
Прошу простить и за сей вынужденный пассаж, отвлекающий от основного сюжета...
То, что история в устах московских профессоров, - это профессорская история; а история в устах «by умом и молотком» это - антипрофессорская история Ермакова, понятно. Но какая из них - истинная? Да никакая!
Что до вашего автора, то он даже во сне не претендует на истину.
Вот - физики: построили свой супербублик и говорят, что выдадут нам другую физику! Всегда ДРУГОЙ будет и история. Из неё надо пытаться понять, так я думаю, не какие-то факты, не какую-то логику, а собственный менталитет.
«Факты» же можно трактовать как угодно!
Напишет историю нынешний интеллигентный и высокоинтеллектуальный монгол - и скажет: неужели не понятно, что перед битвой на Калке мы хотели помочь русским наказать беспардонных половцев, которые их, русских, буквально измучили своим беспардонством? И вот - благодарность: они перебили наших послов!
Напишет историю тот, кому не нравятся казаки ( у Соловьёва, кстати, есть выражение: «шайки казаков»),- и окажется, что мы продули Калку-один из-за этих подлых бродников, - то есть истинных предказаков,- атаман-предатель которых Пласкина не только воевал против нас на стороне монголов, но и уговорил часть наших князей статься, - клянясь на кресте,- так это же наш славянский Иуда! -, что их кровь не будет пролита.
Да она и не была пролита, - воскликнет историк, обожающий бродников. - Монголы: просто передушили князей, положив под доски и сев на них сверху пировать. Всё честно!
Короче, оставим «оценки»: не выстраивается История в угодный кому-то логический ряд. Хоть профессорский. Хоть ермаковский. Хоть иной-прочий.
Нет-нет: НАДО выстраивать! Но не надо ждать какого-то конечного результата.
Какой-то истины в последней инстанции.
Не надо надрываться, господа:
Историю в коллайдер не загонишь
Она была , - во все века, всегда!-,
Как бешено несущиеся кони.
Историю возможно лишь любить.
И ненавидеть. Да: и удивляться!
Ну, братцы, а такое - может быть?
Да разве может быть такое, братцы?!
Всё может быть с Историей всегда.
Дыхание - равнее, господа!
Но помните, что есть у нас изъян:
По Дарвину, мы все - от обезьян.
Хотя, возможно, и наоборот:
От нас ведётся обезьяний род...
Да: а что там у нас с Тохтамышем?
Пошёл на Москву, однако. Ой пошёл, истинный хан-чингисид!
Но – ЗАЧЕМ ?
IV
Разгромив дальнего родственника нашего будущего Ивана Грозного и фактически став единым хозяином Всея Орды , молодой хан Тохтамыш отправил в Москву и в другие города нашего отечества своих послов с радостной вестью о своём воцарении.
Что за бред?- может воскликнуть монопартийный читатель.- Их же, тартарей, только что на поле Куликовом разбили? Какие послы-ослы? Какая ещё - «радость»?!
Вот: а мне, человеку из середины толпы, правды-матки от Истории не добивающемуся, - всё ясно. Тохтамыш мог даже начеркать в послании рукою своею: «Любимые мои тверичи, суздальцы и особенно москвичи, я, - ваш царь по номиналу,- разгромил обидчика русского народа - Мамая. Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи! Дабы было вам, сердечным моим, чем ясачок Главной Конторе платить».
И что князья наши, и победившие, и в битве не участвовавшие?
Они приняли послов тартаро-монгольских если не с радостью, то с честью: мол, наконец-то будет в стране конституционный порядок! И тут же отправили к Тохтамышу своих послов с дарами для нового, для истинного Хана Всея Орды.
На другой год после Куликовского побоища Тохтамыш решил уточнить с Москвой некоторые ясачьи цифры: Иго - это учёт, однако! И направил Дмитрию уже Донскому своего посла Ахкозю (по летописи - царевича) для солидности с семьюстами татарами.
А теперь - внимание.
Добравшись до Нижнего Новгорода, Ахкозя дальше ехать побоялся: видимо, вспомнил подробности произошедшего на поле Куликовом. Хотя бы со слов товарищей-очевидцев.
Ясно, какого Мамая добил на Калке-два Тохтамыш? Да его голыми руками бери!
И как дальше действовал перетрусивший Ахкозя? Он отобрал из 700 несколько самых отчаянных - и вновь послал их в Москву. Но въехать в грозную столицу и те побоялись!
Наделали мы, короче, шороху на полюшке Куликовом.
Это - для писак, пытающих принизить значение грандиозной битвы-победы...
А что Сам Тохтамыш? Он повёл себя весьма умно: решил во что бы то ни стало выбить страх перед Москвой из своего, Господи прости, затрухавшего народа.
В 1382 году хан осторожно пограбил русских купцов в волжской Болгарии. Тихо сел на их суда. Прямо-таки тайно переправился со своими туменами через Волгу и нечаянно двинулся на Москву с большим войском, тщательно соблюдая скрытность . .
«Орудие слабого»,- очень правильно говорит об этой скрытности Соловьёв. Помните нашего Святослава Первого? «Иду на вы!» - и поскакали.
Твоя-твоя работа, поле Куликово!
Но что - всё-таки дальше?
Откуда ещё целая сотня лет Ига?
Дальше всё было очень по-русски.
V
Выставить против Тохтамыша адекватно большое войско Москва сразу не могла.
Дмитрий (Донской, а какой же) поехал в Кострому собирать новые полки. Князь нижегородский двух сыновей навстречу Тохтамышу послал: царь, ты нас не трогай,- будет тебе ясак. Олег рязанский и вовсе татарву лично встретил на границе своего княжества: «Насяльника, я тебе даже броды через Оку покажу - не тронь мою вотчину».
И так далее: класс российских управленцев уже сформировался. А для него, как известно, свой улус, своя фирма важнее какого-то там отечества.
В Москве же обескняженной поднялся настоящий мятеж: кто хотел бежать - тех били. Сперва не выпускали за городские стены даже великую княгиню и митрополита!
Короче, решили москвичи защищать город сами...
Вся эта информация, разумеется, не секретная. Поэтому пересказывать её подробно мне как-то не алё. Поговорите с детками-школьниками: они в курсе...
Когда к стенам Москвы подошёл Тохтамыш, там был уже относительный порядок: его навёл невесть как появившийся в нашей столице шустрый литовский князь Остей.
Почему - он? У Соловьёва нет никаких объяснений. Ограничимся нулевыми и мы.
Начался со стороны тартарей довольно осторожный штурм.
Даже скорее - осада.
Наши успешно отбивались. Со стен первые русские пушчонки постреливали! Которые монголов, кажется, не впечатлили: не поняли они, что эта железяка исторически скоро перечеркнёт само понятие Орда жирным крестом.
Да: важный был момент. Переломный!
А в кремлёвским подвалах, где скопилось сотни очень вооруженного народа, в это время началась грандиозная пьянка. И граждане военные, как когда-то перед тем, как утонуть, «розъятым на суставы», в речке Пьяне, начали хвастаться : «Тартаре? Да видали мы их на детородных членах своих: один спротив ста - хоша сейчас!»
Не знаем точно, пил ли, Господи прости, - хотя с чего бы ему не пить?-, купец-суконщик Адам. Но как выскочил он на стеночку Кремля над воротцами Фроловскими, как приложился из самострела, - так и не стало чуть ли не личного друга Тохтамыша!
В общем, по-трезвому отбиваться можно было очень и очень долго. Пока Дмитрий Донской новые полки ни соберёт. Но дюже уж много медов оказалось в подвалах кремлёвский! Поэтому события нечаянно ринулись совсем в иное русло...
К стенам Кремля подъехали сынки нижегородского князя - Вася и Сеня - с группой дружественных молодых князей из Орды. И просто-таки удивленно, даже с обидой заговорили с защитниками московскими в известном стиле:
- Вы чё в натуре, пацаны? Кому нужна эта лажа? Да Тоштамыш просто ваш город хочет посмотреть: на балочку за товарцем сбегать, девку красную на жопу ущипнуть. Короче - прогулка по Москве. Он же вам Мамая фактически убил!
Ну, Ермаков: это же какое-то , ё-кэ-лэ-мэ-нэ, тлетворное влияние на наш благородно-сдержанный стиль! Ладно: закраесогласим ситьюэйшен для ясности.
Кончайте свой мудовый кипяток
На нас плескать, московские ребята!
Чем вдруг мы с Тохой стали виноваты?
Да спрячьте вы свой долбанный крючок!
Вы что - им шапки с нас снимать решили?
Так мы их вам бесплатно отдадим!
Мы из-за Волги лишь затем приплыли,
Чтобы взглянуть, гоп-стоп, на ваш кильдим.
Нехай Остей к нам на любовь идёт -
И малые подарочки несёт:
Наш Тоха не какой-то жадный фраер -
Он по Понятиям Ордою правит!
Так примерно. И по факту. И слегка по Ермакому.
А главное - по нашему менталитету...
- Ну! - сказали наши,- раз так - об чём, мужики, вопрос? Хан клянётся зла не чинить, а мы как те собаки злые. Там, в Кремле, мёд ещё остался? Говорят, тартаре к нему уже по полной пристрастились: исполать нам всем, ребятушки, - вместе допьём!
Пошли с иконами-крестами-дарами. Естественно, во главе с Остеем.
Дальше всё развивалось по тартарскому Уставу.
Остея незамедлительно убили. Ворвавшись в гостеприимно распахнутые кремлёвские ворота, вырубили всё духовенство. Это - к вопросу о беспримерной веротерпимости тартар. Жителей без разбору,- пьяный или трезвый,- саблями посекли. Кто успел крикнуть «Я художник!», в плен увели. Всю московскую матчасть, грубо говоря, разграбили, а стены сожгли. Спасибо вам, нижегородские князья-провокаторы, Вася и Сеня: вы проявили выдающее знание психологии родного народа!
В принципе - всё.
Ещё на сто лет ясачить хватит.
Но последняя «серия» Ига было, конечно, уже иная...
Войдя в раж, Тоха, который по Понятиям правил, сперва здорово погромил города наши. Схема та же: людей убил, матчасть забрал.
Дмитрий Донской, - видимо, полков так и не собравший,- укрылся с семьёй в Костроме. Тверь откупилась дарами великими. Но князь Владимир Андреевич,- брат великого князя,- войско собрал. Большое! И стоял у Волока.
И когда один из отрядов Тохтамыша на него напоролся, то был безжалостно изрублен в куски до последнего. Пардон: кто-то всё же спасся и сообщил Тохтамышу. Тот мгновенно вспомнил о Куликовской битве, снялся всем своим кагалом - и ушёл на Восток.
По дороге опустошив землю Рязанскую. Видимо, в благодарность князю Олегу, недавно показавшему ему броды через реку Оку...
И пала грусть опять на Русь:
Могли ведь победить!
Да что теперь? Нехай и пусть...
Не надо было пить!
Вернувшись в свою залитую кровью, совершенно опустошённую вотчину, горько поплакал князь Димитрий Донской , душевно приласкал оставшихся в наличии москвичей, из-под развалин вылезших, из окрестных лесов осторожно вернувшихся.
И сказал так:
-Давайте, родные мои, своих родных хоронить. Казна, конечно, опустела, но не вся: кто 80 тел погребёт - тому рупь компенсации за усилия...
Соловьёв пишет: князь, мол, издержал на это 300 рублей. Такова была первая на Руси муниципальная субсидия на похороны. То есть всего было погреблено 24.000 душ.
Пересчитайте: у меня по арифметики не так уж много было...
«После этого,- пишет Соловьёв,- мы ничего не знаем об отношениях князя московского к Тохтамышу; летопись упоминает только о двукратном нашествии татар на Рязанские земли.» Ясно: кусали с краю, ибо о поле Куликовом никто не забыл: ни мы, ни они...
Вот только насчёт «после этого» ваш автор поспешил.
Там ещё раздрай с Тверью был, которая хотела оттяпать у временно ослабевшей Москвы великокняжеский титул. И Дмитрий, - представляете: Дмитрий Донской!-, посылал в Орду, - к Тохтамышу!-, своего сына Василия для улаживания дел.
Хан ярлык Москве отставил, но за Василия заломил огромный выкуп как за пленника. И данью Дмитрия, по рукам-ногам связанного, буквально придавил.
Пришлось соглашаться: не сына же на заклание татарве отдавать!
Пробыв в Орде два года (1383-1385) Василий сбежал из плена.
Вот после этого летопись действительно замолчала.
Видимо, Дмитрий с данью не надрывался, однако помаленьку платил: чтобы вновь не увидать у стен Москвы настобрыздевшие тартаро-монгольские рожи.
Иго угасало.
Медленно-медленно!
Но угасало не с Русью: угасало с Ордой.
Ухмылявшейся в жидкую бородёнку: я-то, мол, исчезну.
Но свой Устав - вам, московиты, оставлю!
И вы с ним ещё помаетесь, собаки неверные.
ВИКСАВЕЛ-2.