Стоп сигнал

Алексей Панов 3
                Что им стоит так, без расписания,                Улизнуть с урока рисования,                В космос просто пешими уйти.*

- Здравствуйте, ребята! – приветствовала учительница своих учеников, входя в класс с улыбкою.
Третьеклассники стояли за партами и тоже в ответ улыбались своей любимой учительнице. Она прошла к учительскому столу, внимательно посмотрела на ребят, разрешила всем сесть на места.
- Кто из вас был на Первомайской демонстрации?!
Лес рук взметнулся к потолку. Каждому из ребят хотелось рассказать о своих впечатлениях от грандиозного праздника. Учительница знала, конечно, что все ребята приняли участие в Первомайской демонстрации вместе со своими родителями. Стройные колонны демонстрантов маршировали по всей великой стране – Советскому Союзу!
- Понравилась вам демонстрация?!
- Да-а-а, - ответил разноголосый хор ребячьих голосов.
- Хорошо. Сегодня у нас урок рисования. Рассказывать мы ничего не будем, а станем рисовать. Пусть каждый из вас, ребята, нарисует то, что ему понравилось, что запомнилось, что произвело впечатление.
Алёше больше всего понравился грузовик, вдоль бортов которого натянут красный транспарант с белыми буквами «Мир! Труд! Май!». На широком бампере грузовика установлен огромный портрет Владимира Ильича Ленина. По периметру кузова грузовика поставлены красные флаги. Они развевались на ветру, и казалось, будто в кузове горит пламя. Очень красиво! В кабине автомобиля сидел шофёр, стараясь вести машину со скоростью пешехода. Вслед за грузовиком шла колонна демонстрантов.
Эту картину решил Алёша нарисовать на альбомном листе. Он нарисовал большой грузовик, нарисовал транспарант вдоль борта кузова, флаги. Портрет Ленина рисовать не стал. Этого он не смог бы сделать, да и не видно его с такой позиции. Для демонстрантов места на листе не оставалось. Колонна точно не поместится, а несколько человек нарисовать можно.
К концу урока рисунок был готов. Алёша посмотрел на своё творение и подумал, что надо бы нарисовать красный свет от задних фонарей автомобиля. Он знал, что шофёр непременно должен притормаживать, чтобы не оторваться от колонны демонстрантов. Алёшин папа работал водителем в транспортном цехе завода. Отец часто брал сына на работу, особенно в период летних каникул. Алёша общался там со слесарями и водителями, смотрел, как ремонтируют машины. Для своих десяти лет он хорошо знал устройство автомобиля.
Но как нарисовать свет стоп сигнала? Днём его видно только в том случае, когда смотришь на автомобиль сзади. А Алёша нарисовал грузовик сбоку. Ему казалось, если он нарисует свет от задних фонарей, то это придаст рисунку динамику движения. Слова «Динамика движения» тоже ему знакомы. Алёша видел, что многие его товарищи рисуют машины, но он знал точно, что никто не нарисует свет стоп сигнала, никто тем самым не покажет, что водителю необходимо притормаживать. И Алёша, несмотря на белый день, нарисовал красным карандашом лучи от задних фонарей грузовика. Вот теперь он был доволен своим рисунком и горд собой. Сейчас он подойдёт к учительскому столу и все должны увидеть ту необычную, отличительную деталь его рисунка. Увидеть и восхититься, что им такая мысль в голову не пришла. А Алёша готов был объяснить, что такое стоп сигнал, о чём он предупреждает шофёра следом идущей автомашины и почему он горит сейчас, когда грузовик движется впереди колонны демонстрантов. Учительнице, он был в этом уверен, его объяснения обязательно понравятся.
Вот ребята выстроились в очередь около учительского стола. Сдают рисунки, получая четвёрки и пятёрки. Подошла Алёшина очередь. Учительница внимательно посмотрела на рисунок. Грузовик был прорисован в деталях, не как у других. Нарисованы зеркала заднего вида, повторители поворотов на передних крыльях, брызговики, часть задних рессор.
- А это что такое? – тревожно спросила учительница, показав кончиком ручки с красной пастой на лучики от стоп сигналов.
- Это, - с достоинством произнёс Алёша, - стоп сигналы!
- Ты с ума сошёл! – закричала учительница и перечеркала весь рисунок красными кривыми крестами, а в углу листа поставила жирную двойку.
Она ещё долго ругала Алёшу, он и не запомнил, как именно она его ругала. Он стоял у доски ошеломлённый, потерянный, не понимающий вины. Все ребята давно заняли свои места за партами и притихли, а он стоял под градом ругательств, сыпавшихся на него, не знал, что делать.
- Садись на своё место! – прокричала учительница.
Несколько дней ходил Алёша как в воду опущенный. Думал и думал о произошедшем на уроке рисования, да так и не понял ничего. Лишь к единственному выводу мог он придти в своих детских умозаключениях, что нельзя рисовать днём свет от фонарей машины, ведь его же не видно. Однако не мог понять раздражение учительницы.
Лет тридцать спустя, заросший бородой дядька Алексей, а может теперь уж и Алексей Евгеньевич – кто его знает? – сидел в кресле в своём дачном домике. Погожий летний день сменился нежданно-негаданно ненастьем. Дождь заставил бородатого дяденьку спрятаться под крышу домика. Рядом с креслом стоит этажерка, набитая старыми журналами, которые во множестве великом выписывали в славное советское время. Алексей часто перечитывал их. Сегодня его внимание привлёк незнакомый корешок. Он потянул за него и вытащил свой детский альбом для рисования. Он сразу узнал его, но испытал потрясение от находки. Воскликнул даже:
- Откуда он здесь появился?! Ведь не было его тут!
В ответ он услышал лишь шёпот летнего дождя, шуршащего по листьям и бившего по крыше крытой железом. В самом деле, тут никогда не было этого альбома. Алексей хорошо помнил все журналы, не раз перечитанные.
Среди прочих детских рисунков, нашёл он и тот памятный ему по сей день, когда рисовал он Первомайскую демонстрацию. Память мгновенно воспроизвела все детали того урока рисования. Внимательно рассматривал он своё творение. Сам себе говорил:
- Не понимаю, что тут вызвало у Зинаиды Ивановны раздражение? Колёса у грузовика немного не круглые, крепление рессор не правильно нарисовано. Да ведь она о креплении рессор понятия никакого не имеет.
И тут его будто электрическим током шибануло! Будто ток прошёл через всё тело, сотряс его судорогой, парализовал все члены. Алексей, сам не ожидая того, громко крикнул:
- Пулемёт!!!
Потом, успокоившись, сам себе мысленно объяснил: «Она не поняла, что такое стоп сигнал! Ей показалось, что из кузова грузовика по демонстрантам строчит пулемёт! Мальчишки часто в те годы рисовали войну. Зачем же она так подумала? Что ж я, настолько глупый, чтобы рисовать пулемёт в кузове празднично украшенного грузовика! Зато задача разрешилась, периодически кружившаяся все эти годы в голове, серое вещество которой сохранило коммунистические убеждения».

23.07.2017.

* Слова из песни В. Толкуновой «Носики-курносики сопят». Автор текста А. Булычёв, композитор  Б. Емельянов.