Рассказ 1. Я дам шанс всем

Галина Матвейчук
                Давай-йога!
                Из высказываний Н.К. на чисто русском языке.


               

               


                Однажды Барбос спросил у знаменитого йога, что
                такое медитация. Йог задумался,а потом ответил:
                «Это неописуемо!»
                «Баобаб!» -
                молнией сверкнула догадка в уме Барбоса
               

-Идите, идите скорее сюда!
-Ой, что это такое?
-Вот, знакомьтесь, это наш новый инструктор йоги, только что из Индии.

   И тут будто бы невидимая рука берет меня за локоть и ставит  напротив худенького паренька лет девятнадцати в простеньких брючках и скромной рубашке. Он лучезарно улыбается.Нашли же кого прислать! Это нашим-то  тетенькам под сто килограмм.Баобабам, так сказать. Да они его сметут! Одним чихом!

   И когда же он умудрился йоге-то выучиться?А сзади напирают уже те самые дамочки, вышеописанные. Русского, гуруджи, естественно не знает, а они,в свою очередь, не знают ни хинди, ни английского.Только одна из нас знает хинди, и это не я. С английским, конечно, проще. А, это про него сказал, уезжая,  предыдущий инструктор, что он хорошо знает английский!Конечно, приятно, что тебя уговаривают. Да и он делает приглашающие жесты. А взгляд прямо-таки патетический.Конечно,  я  пришла  на  занятия  танцами,  но  йога,  ах,  святое  дело!  Пропущу  танцы.сколько раз уже пропускала по всяким незначительным поводам, например, есть хочется. Наш танцор так гоняет на занятиях, что аппетит потом неудержимый, а заработки наши известно какие...

    Слава богу, йога аппетита не развивает.Ну что ж, перевести его инструкции -
это пожалуйста, это можно, только сейчас платье на шальвар-камиз, чтоб не мять, сменю и за ради бога.Ну, переодеваюсь я, прихожу, а они опять переводчика ищут.
 
    «А  я-то как?» -говорю им. Платье сняла, так уже и не узнаете?Тут у парня в глазах мелькает какое-то просветление, слава богу, он меня от платья отличил,наконец. Кажется, в индийской одежде я ему своеобычнее.

    Ну, занятие началось. И заявляет он с первых же слов: не волнуйтесь, ребята, что я на английском, недели за две выучу русский, и все будет о’кей.

    «Ну ты, парень, -думаю и наглый! А как на счет падежных окончаний, а?» И разбирает меня неудержимый смех.К счастью, некоторые индийские акценты(например, хинди) близки к русскому и тогда индийцы  произносят  русские  слова  с  такой приятной  мягкостью,  как  говорят  только  очень задушевные русские люди, но вот падежи...

     Помню, как напутствовал нас один танцор перед концертом: «У вас все должно быть! Гуруджи то, гуруджи сё... Гуруджи не будет надевать ваша юбка!»Или как предыдущий директор центра речь произносил перед концертом: замечательная
речь, чисто, правильно, но ни одного падежа! Самый лучший номер программы был, ей-богу, весь зал рассмешил, всех собой затмил, и певца из Большого, уныло тянувшего арию индийского гостя на идеальном русском языке, и нашего обожаемого танцора, а он так старался!

    Так я думаю и перевожу механически, а про себя отмечаю массу подробностей. И как! Очень четко и определенно. И видна за этим рука... мастера. Кто это писал, что как по одной спетой фразе можно угадать великого певца, по одной строчке великого поэта, так по первым инструкциям виден сильный учитель?

     И делюсь я своими впечатлениями с моими подопечными, и от радости не смеяться не могу. И они тоже смеются. А он смущенно спрашивает:
 «Что, -мол, -такое?» «Да так, -отвечаю, -веселимся и шутим между собою».

     Я тогда еще не поняла, что это именно он так заводит. С тех пор, как о
нем подумаю, ох! Сердце выпрыгивает из грудной клетки, а кишки из живота.

     «А ты», -говорит, «что не занимаешься, а переводишь только?» Тут я смущаюсь. Перед танцами-то, чтобы не оголодать, я полкирпича черного хватила. А он с первых же слов предупредил –4 часа до занятий -не есть! Верю! Во-первых: я же слышу, он только дело говорит, во-вторых, это во всех книжках написано, а в-третьих, я своими глазами вижу, какие он асаны делает -все до одной кишкомотательные. 4 часа не есть-это всегда мне камень преткновения в йоге. Есть хочется постоянно, где уж тут четыре часа терпеть! Да, делать такие асаны с таким вот полкирпичиком, что у меня в животе лежит–приступ гастрита и три дня запора обеспечены.«Так и так»,-говорю, "тяжелой пищи поела недавно"
. «А!»-говорит он, и дальше.

     Слышали ли вы когда-нибудь о ваджра-нади и ее функциях? Я ни в одной книге об этом не читала. А он, как ни в чем ни бывало, объясняет и глазом не моргнет. Я слушаю,обалдев, перевожу механически и думаю: господи, откуда же нам такое счастье привалило и за какие заслуги? Все инструктора йоги, которых я знала, ходили гордые–важные, знания у них были только для избранных, с нами они делились ими скупо, сами мы до всего должны были доходить, а не додумались–недостойные, значит, тупые. На занятиях в той или иной форме проскальзывала благоговейная  скука, у некоторых она прямо-таки царила, а тут... воодушевление... энтузиазм... смех... столько нового сразу...

       Ну, закончилось занятие, поблагодарили они меня за перевод, группа пошла домой, я на танцы, а он остался в пустом классе без дела слоняться, потому что в отсутствие инструктора следующая за этой группа разбежалась.Тут бы его порасспросить, да унесло меня-таки на танцы.

       Прихожу я через час, а он уже, как старой знакомой, кивает. И говорю я ему: гуруджи, будут  вас  с  русскими проблемы. Потому  что  вижу, старается  он  по  первому  классу,  со  всеми подробностями, а на фоне нашего авось и небось это будет у него страшное разочарование. «Почему?»-спрашивает. «Ну,  знаете,  у  русских  так  много  проблем...»-и  тут  мой английский кончается, не могу я ему сказать: «И все проблемы Ваши ученики попытаются повесить на Вас»."Ну-говорю,-«многие очень заняты на работе, не могут ходить каждый день...» «Я сделаю разные группы»-говорит.-А какие у тебя проблемы?-Ну,-отвечаю,-например, зрение, миопия... «А, ерунда»,-отвечает,-«это тратака исправляет». Эту тратаку, между прочим, я двадцать лет пытаюсь делать, а толку чуть. «И за сколько же времени?»-интересуюсь.-А какие очки?-Шесть.-Три месяца.

        Ох, свежо предание... Ну, позанимались мы, попрощались с надеждой завтра встретиться. И вот теперь бегу я на занятие, а он регулярно в окне торчит–то ли воздухом свежим дышит, то ли нас в естественном состоянии изучает. Он-то меня видит, я-то со своей близорукостью и слабыми очками вижу только смутный силуэт. Неловко, ни поздороваться, ничего.

         А когда ему нужно к директору или еще куда, он группу бросает на меня. Разные есть группы. Есть чуткие, послушные, есть циничные, строптивые.
Один из моей группы говорит недавно: «Вы у нас подгуру.»  Я ему отвечаю: «Это вы тонко заметили, что он парень симпатичный, дамам нравится, но чтобы уже так и под гуру... не знаю, по-моему, нет такой необходимости.» Приятно, конечно, что часть его харизмы на меня переходит, только не понятно, к чему это приведет. Он-то видит, у него опыт работы с людьми есть, хвалился как-то, а у меня нет, разве что вот недавно математику начала преподавать, и никогда не мечтала быть ни учителем, ни врачом, спаси Господи. «Мы из тебя великого учителя будем делать»-заявил. Наглость какая!! А я-то хочу, у меня спрашивали? Кстати, насчет врачебного искусства. Недавно он фокус показал. Пришли мы как-то  на занятия только вдвоем, еще с одной девушкой. Ну, позанимались, а потом порасспросил он нас, что мы при дыхании чувствуем и вдруг говорит мне: давай твою руку. Пожалуйста, не жалко. Испуганно как-то говорит, с опаской. Я думаю, чего это он, тоже испугалась, а потом хихикнула про себя: небось, эти индийские штучки, что к женщине нельзя прикасаться (ух, как же потом он развернулся, пихал, толкал и даже затрещины давал!). И кладет он руку на пульс, а, это понятно, пульсовая диагностика, и я отворачиваюсь от него и смотрю в окно.

       Есть у меня опыт общения с экстрасенсами. У одного год ничего не получалось со мной, пока я на него смотрела. Я уже решила, шарлатан, или хвалится, а не может, а он обидчиво так объяснял: да вы меня просто смущаете. И как-то раз решила я оставить человека в покое,отвернулась и в окно смотрю, думаю, пусть потешит свою душу, руками помахает, а потом я домой пойду, тут-то у него и получилось, я аж ойкнула, как сильно. Поток тепла шел за его рукой!

       Ну, лежит моя рука у него (то есть уже у йога) в пальцах, как кусок дерева, ничего-то в ней нет, а я в окно себе спокойно смотрю и думаю, что происходящее, слава тебе Господи, не моя ответственность. И вдруг как забилось что-то в руке, как забилось!И  один  ритм,  и  другой,  и  еще  что-то!
       А-а-а,  подключился-таки  к  нужным  нервным импульсам!
       Э-э-э...  молодец!

       Он  мою  руку  бросает  и  говорит:  элемент  огня  преобладает.  Мне  такая  поэтическая формулировка нравится. Про три элемента: воздух, воду и огонь он нам мини-лекцию читал (такие лекции он нам на каждом занятии читает, а я потею, перевожу). Он спрашивает: что, гастрит? Ага!Чувство жжения? Еще бы! Ого-го, какое «чувство», ночей не сплю! Тут у него в глазах опять вижу опасение. Ну, что еще там такое? -Запор?–нерешительно спрашивает.

       А что еще, интересно? Запор, как топор, классический-
хронический! Предмет многолетней борьбы. И победа, надо сказать, на его, сволочи, стороне. Молодец! Хороший диагностик! А он берет руку другой девушки и через некоторое время говорит: все элементы сбалансированы. Верю!

       С  тех  пор,  как  начали  заниматься,  у  меня  прошла  застарелая  боль  в  плече  от  ушиба,рассосалась бородавка на пальце, научилась я делать шитали пранаяму, не верила, что когда-нибудь мой язык-пампушка свернется в трубочку.

       И еще одна интересная подробность выяснилась по ходу дела. Возраст. Не девятнадцать, а двадцать шесть. А-а-а! А-а-а! На то она и йога. Это правильно, так и должно быть. Увидели мы случайно фотографии, на которых он сложные асаны делает. Видели ли вы, как поза скорпиона выполняется в комбинации с позой лотоса, одновременно? А поза кузнечика? И все это очень непринужденно, а на лице размышление типа «как лучше провести ближайший уикэнд». Как сказала одна наша женщина: «Балет просьба не беспокоиться».

      Одна из старших групп говорит: «Феномен!» И смотрю я недавно на расписание, и вижу: две группы в субботу, в большом зале на 60-70 человек.
Понятно, это, чтобы работающих с 8 до 17 охватить.Господи, да когда же такое было! У предыдущих-то одна группа, днем, суббота–воскресенье – выходные!
Ударник индуистического труда!«Я дам шанс всем!»-говорит.

      Иногда он делает нам комплименты, что мы интеллигентные люди. А кто же мы еще? У нас полгруппы научные работники из МГУ им.Ломоносова. Это все равно что хвалить нас за утренние умывания, скажем. Хотя я и не умываюсь, например. Пойти хоть сегодня умыться?А русский-таки он поосвоил, занятие ведет уже почти все по-русски: направо-налево, рука-нога, глаза закрыть там, не качаться – на уровне военного разговорника. Месяца за два. Только падежи ленится учить, а когда с ними пристаю, смеется. И вообще все время смеется, а за ним вся группа весело ржет."Чего, -говорит, -смеешься?"-Да так, -отвечаю,-по глупости.Да как не смеяться от радости, просто глядя, как он стоит! Класс! Как сидит! Спина!Я пристроюсь себе в уголке, и любуюсь исподтишка, а балет отдыхает.

      Однако  иногда  удивляюсь,  из  какой  пещеры  извлекли  уважаемого  гуруджи.  Недавно, например, спрашивал нас, знаем ли мы, что такое медитация.Тут мы встали в тупик, но умные лица сделали. Читать-то мы об этом, это конечно, а как можно знать то, что всегда что-то принципиально новое и ни на что не похожее? Он-де в курсе повышенной трудности будет нас медитации учить. Ну-ну. И еще удивительно. Такой психически-физически подвижный, чуткий, веселый, почти телепат, а комплименты дамам говорить не умеет! И тут он, по сравнению с нашими мужиками, тюленями диванными, сильно проигрывает. И одеваться не умеет. Ну, это общее для всех индийцев. Наверное, после воздушных южных одежд  трудно  перестроиться  на  наши  скафандры. Из  всех, кого  я  знаю, только  наш танцор исключение из правила, так не даром же он бывал в Париже.

       Знаете такой анекдот? Идет  мужик лесу, споткнулся, говорит ноге: «Чтоб ты отсохла!», удивляется: -Гляди, а я колдун! Нога и вправду отсохла.
Ну вот, он колдун, а я пророк. Что, однако, очень грустно. Приходим мы на очередное занятие, а на нем лица нет. Начинаем, он говорит:
   -Недавно я получил жестокий удар.

       Тут у меня пропадает дар речи, я уже не соображаю, что он говорит, а вижу только, что человек несчастен и думаю: "Кто же обидел и у кого рука поднялась?" Сердце у меня падает.

       Он с горечью такой и  раздражением продолжает:
 -Я стараюсь изо всех сил, а некая леди позвонила в дирекцию и сообщила, что иногда я ухожу за 15 минут до окончания занятия. Верно, уходит, на другое занятие, не чай пить. И еще слышу, какая-то пауза. Ну, ничего, это мы потом разберемся. Все это я не успеваю осознать, только услышать, а осознаю только, что какая-то леди его обидела. Поросенок она, а не леди. А вдруг это я чего-то не то ляпнула, переводивши? Слава богу, Лакшми переводит, что он сказал, без меня, тут я тоже прихожу в себя, занятие кое-как проходит, смотрим, уже смеется, отошел, значит. Занятие закончилось, тут я говорю нашим: у меня такое чувство, будто я чего-то не то сделала. А они мне отвечают: и у нас тоже, и тебя мы понимаем, вдруг чего не то перевела. Даже мужчины встревожились и говорят: хоть он языка и не знает, но очень точно ловит интонацию, вдруг мы чего не то сказали.

     И вспоминаю, что он добавил: "Я знаю, кто это сделал". Тут я начинаю сомневаться: вдруг ошибается? Ну, говорю группе, теперь будем мучиться и стоять на цыпочках, за собой следить  усиленно.  Пришла  в  раздевалку,  чувствую  себя  расстроенной,  но  думаю  "Не  надо поддаваться огорчениям, твердость, только твердость, пройдет!" И вдруг мне говорят: "Иди, он тебя зовет!".

     Ну, подошла, а он говорит: "Не огорчайся, завтра я тебе скажу, кто это". У меня аж сумка из рук от удивления выпала: "Как он мои мысли угадал?" А он смотрит на мою выпавшую из рук сумку и говорит: -Она жаловалась, что я ухожу и бросаю группу на тебя.Ага, еще и меня приплела. Так вот что это была за пауза! У меня сердце немного ёкает, неприятно, когда на тебя нападают, только что она может мне сделать? Вроде ничего.На другой день выяснилось, что это за дама. Та самая, что всегда ссорится из-за коврика получше. Сначала я подумала, что нужно проверить, еще она ли,не она? А он меня спрашивает, надо ли ее выпереть. Да-да, это еще неизвестно, что она может сочинить новенького.-Да не надо –говорю –сама уйдет.-Нет, -возражает, -пойду к директору.

      А на другой день занятие начинается с того, что приходит секретарь и говорит:-Он велел начинать занятие без него, он у директора.А сегодня у нас группа повышенной сложности. Слава богу, он мне шпаргалку дал заранее.На середине занятия приходит и с ходу бросает:-Ту леди, что позвонила в дирекцию и наговорила всяческой чепухи, я получил разрешение выгнать, но пока делать этого не буду.А я смотрю ей в глаза. А глаза у нее несчастные –несчастные. А у всех глаза как глаза.

     Она! Сомнений нет. После этого он бросается на нее по пустяковому поводу, а потом рушится на ковер и валяется на нем в расслабленной позе до конца занятия, а заканчиваю его я.

      И тут вспоминаю, что у нее моя пленка, а на ней мои любимые кадры: я в вечернем платье с букетом дорогущих роз, который мне ученик после экзамена преподнес.Она сначала переписала мне кассету с концертом нашего танцора, а потом увидела эту фотографию и говорит: давай я сделаю тебе хороший большой снимок. Что-то я еще почувствовала не то, но, увы! Соблазнилась. А теперь «я» в ее руках. Попросила вернуть и боюсь, что не вернет.

      В следующий раз он лучезарно, как это он умеет, улыбается, и говорит: "Ага, она поняла, что я на них сержусь "(у нее еще дочка ходит на занятия).
Их нет, и моей пленки тоже! Так я ему и сказала. Тут он хватается за голову: «Зачем ты им ее дала! Они же хитрые!» Я отвечаю: «Кто б знал заранее!» А он свое. «Ну, виновата», -говорю, чтоб отделаться.Так с тех пор и тянется. И по телефону их никто не отвечает.

      Как-то в конце занятия он говорит: "Я вообще-то не обижаюсь, просто такое случилось первый раз в моей жизни"."Знаете, гуруджи", -говорю я ему в очередную нашу встречу: "Доперло до меня, почему она так сделала. Это она влюбилась и приревновала ко мне, вот и все". "Неужели?" -изумляется он –"Дочка?" "Да нет, мама, просто хотела привлечь к себе Ваше внимание".

      Индия! 40 лет женщине –старуха, 60 –ходячее удобрение. А у нас? 40 лет самое подходящее время для второго молодого мужа, или, на худой конец,любовника.

      Помню -помню, как он сказал, что человек в среднем живет 60 лет, так я не поверила своим ушам и перевела, что 70. Так мало? Моя прабабушка жила 96 лет и еще бы жила, если бы бабушка ее в могилу не загнала, а бабушка жила 94 года и еще бы жила, если бы ее не загнала в могилу мама. Скучно же в 60 лет сидеть при ком-то служанкой? Для женщины с головой 60 лет –самый расцвет.

        И еще новые огорчения у гуруджи. На очередное занятие для начинающих пришло, кроме меня, два человека. "Почему не пришли?"-спрашивает.

        Господи! Я же сразу говорила, что не будут они ходить регулярно, потом не будут иметь результатов,потом обвинят в этом преподавателя.

        "Не знаю" -говорю. Действительно, конкретных причин, почему ни пришли, я не знаю.

        ...Зря я на наш центр обижалась, думала, что они заинтересованы с людьми познакомиться, а потом "выдавить" их и набрать новых. Наверное, это происходит автоматически. А преподаватели стараются удержать тех, кто занимается искренне. Особенно наш инструктор.

         Честно сказать: часы считаю, оставшиеся до очередного занятия, суббота с воскресеньем для меня наказание. А тех, кто не приходит, не понимаю!