Советы молодым композиторам 12

Родионов Виталий Константинович
Владимир Ребиков

«Меломимики — сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. Они отличаются от балета, потому что танец не играет в них никакой роли, и от чистой пантомимы, потому что музыка играет роль по меньшей мере равную мимике».
В. Ребиков.

Владимир Ребиков экспериментирует в разных сферах музыки: применяет всевозможные типы мелодекламации, секундо-квартовые созвучия, кластеры. В области формы он использует меломимики, мелопластики, мелодекламации, ритмодекламации, мелопоэзы. Ребиков в душе – поэт-символист (не случайно он находится в дружеских отношениях с Валерием Брюсовым). Композитор изобретает новые синтетические формы для нового поэтико-музыкального содержания.


Эрик Сати

«Зачем нападают на Бога? Возможно, он так же несчастен, как мы».
Э. Сати.

Известный музыкальный эксцентрик пишет «Три пьесы в форме груши» и «Засушенные эмбрионы», пьесу «Досада», в которой небольшую тему надо повторять 840 раз. У Эрика Сати есть новаторский балет «Парад». Между тем, этот любитель экспериментов оказывает заметное влияние на творчество Мориса Равеля, Игоря Стравинского и музыку композиторов французской «Шестёрки».


Арнольд Шёнберг

«Не придавай важности сегодняшним огорчениям. Завтра у тебя будут новые».
А. Шёнберг.

Житейский пессимизм молодого Арнольда Шёнберга находит своё поэтическое отражение в музыке, написанной в стиле позднего романтизма. Погружаясь в ночное пространство, человек ощущает себя обречённым на вечное одиночество. Среди подобного рода произведений Шёнберга выделяются Струнный секстет «Просветлённая ночь», поэма «Пеллеас и Мелизанда», вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро».

«Я никогда не мог найти ничего хорошего в иностранной музыке. Она всегда казалась мне выдохшейся, пустой, отвратительно слащавой, изолгавшейся и неумелой. Без исключения.».
А. Шёнберг.

Не иначе, как из чувства превосходства и самонадеянности Шёнберг изобретает додекафонию – систему композиции, которой ни у кого нет, и не может быть. Однако в течение 30 лет, начиная от «Серенады» op.24 и кончая незавершённой оперой «Моисей и Аарон», он ничего существенного не создаёт! Шёнберг-теоретик выше Шёнберга-композитора.

«Если это искусство, значит, это не для всех; а если это для всех, значит, это не искусство».
А. Шёнберг.

Кто с удовольствием будет играть додекафонные пьесы для фортепиано op.23 или op.33 Шёнберга? Настоящее искусство понятно всем людям, а не только высоколобым знатокам авангардной музыки!


Александр Скрябин

«Зависть – признание себя побеждённым».
А. Скрябин.

Человеку с вселенским духом чужда мелкая людская зависть! Не потому ли Александр Скрябин пишет симфоническую поэму «Прометей».

«Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его».
А. Скрябин.

Бетховен сталкивается с трагедией потери слуха, Скрябин в момент окончания московской консерватории переигрывает руку. Не надеясь на врачей, он самостоятельно борется с недугом, и преодолевает несчастье. Так или иначе, но в музыке «Прометея» явно присутствует трагедийность, особенно в финале поэмы, когда вступает хор!

«Каждый творец должен страдать манией величия».
А. Скрябин.

Как назвать иначе желание композитора создать «мистерию», преобразующую человечество и вселенную? И всё же это не мания величия! Нет и нет! Скрябин чувствует приближение революции, отражающееся в его сознании мистическими фантазиями.

 
Сергей Рахманинов

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством».
С. Рахманинов.

Достаточно сыграть лирический, наполненный лёгкой грустью Вокализ op.34 №14 Сергея Рахманинова, чтобы убедиться в том, что его слова имеют глубокий смысл. Такая музыка действительно идёт от сердца к сердцу и любима многими людьми: она создана на вечные времена!

«Сочинять музыку – неотъемлемая часть моего существования, всё равно как дышать или есть – необходимая функция жизни».
С. Рахманинов.

Если бы было так! Многие годы, особенно в заграничный период, Рахманинов молчит. Иногда композитор высказывает мысли о себе и своём творчестве ради приличия. Впрочем, сотворённое композитором в отдельные периоды настолько велико и значительно, что нет надобности подвергать его критике. Перестав сочинять музыку после краха Первой симфонии, Рахманинов вскоре создаёт Второй и Третий фортепианные концерты, которые приносят ему мировую славу.

«Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность!»
С. Рахманинов.

Лучшие произведения Рахманинова демонстрируют искренность чувств. Особенно ярко это проявляется в юношеской опере Рахманинова «Цыгане». В ней происходит совпадение эмоций автора оперы и цыганских героев. Любовь и страсть владеют Алеко и Земфирой. Неистовое чувство губит своенравную цыганку. Убит её возлюбленный. Табор покидает ревнивого Олеко. Драма, разыгравшаяся на сцене, предельно эмоциональна, но не тягостна, как в экспрессионистской опере «Воццек» Альбана Берга.


Микалоюс Чюрлёнис

«Я рисую... рисую сонату,.. Какая радость работать упорно, бешено, без передышки, почти до потери сознания, забыв всё».
М. Чюрлёнис.

О какой сонате идёт речь – о «Сонате солнца» или «сонате весны»? В любом случае Чюрлёнис рисует музыку, творит синтез живописи и музыки. В симфонической поэме «Море» совершается противоположный синтез: музыки и живописи.


Морис Равель

«Теории могут быть очень красивыми. Но художник должен сочинять музыку не по теориям. Он должен ощущать музыкально прекрасное в своём сердце, он должен глубоко прочувствовать то, что он сочиняет».
М. Равель.

Морис Равель восхищается античной красотой (балет «Дафнис и Хлоя»), классической соразмерностью форм (сюита «Гробница Куперена»); он отдаёт должное полноте чувств романтизма (опера-балет «Дитя и волшебство»), тонкому отображению природы импрессионизма (пьеса для фортепиано «Игра воды»), безудержному напору эмоций экспрессионизма (хореографическая поэма «Вальс»). Особенно ярко звучит в творчестве Равеля испанская тема (пьесы для фортепиано Хабанера, Павана, «На смерть инфанты», Испанская рапсодия и Болеро для симфонического оркестра, опера «Испанский час», музыка к звуковому фильму «Дон Кихот»). Морис Равель – композитор очень широкого эстетического мировосприятия.

«Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца. Музыка, созданная только путём приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
М Равель.

Композитор, родившийся на границе Франции и Испании, чья мать испанка, и посвятивший значительную часть музыкального творчества испанской теме, композитор, чьи произведения символизирует знаменитое Болеро для симфонического оркестра, не будет теоретизировать или писать умозрительную музыку! Он находится во власти порывистых и страстных чувств, его мечты уносятся в райские уголки земли, его воображение рисует экзотическую природу, яркое солнце и лазурное море. Равель – не Стравинский, конструирующий музыку! Равель – не Прокофьев, подчиняющий музыку логике!


Мануэль де Фалья

«Цель искусства — порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть».
М. де Фалья.

Так рассуждает типичный испанец. И музыка у него типично испанская. Например, сюита «Ночи в садах Мадрида» Мануэля де Фальи отличается тонкой изобразительностью, роскошеством красок, неподражаемым испанским колоритом.

 
Джордже Энеску

«Музыка должна идти из сердца, чтобы достичь сердца».
Дж. Энеску.

«Румынская рапсодия» №1 Джордже Энеску увлекает нас в стремительный народный хоровод. Человек всецело растворяется в стихии радостного танца и ликующей природы!

 
Николай Метнер

«Если моё искусство «интимно», как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должно снова стать интимным… Напоминать об этом людям я и считаю своей обязанностью. И в этом я твёрд и железен, как и полагается быть сыну века…».
Н. Метнер

Кроме романтической фортепианной и скрипичной музыки Николай Метнер пишет более 100 романсов на стихи Пушкина и Гете, Лермонтова, Тютчева, Фета. Метнер ищет душевной близости с людьми.


Николай Рославец

«Я – классик, прошедший искусство всего нашего времени, воспринимающий все, что создано человечеством. Я всё завоевал и говорю, что никакого разрыва в линии развития музыкального искусства у меня нет. Через посредство своих учеников и через их учеников хочу утвердить новую систему организации звука, которая приходит на смену классической системе».
Н. Рославец.

В музыке Николая Рославца совершается, на первый взгляд,  алогичный синтез традиционализма и новаторства. Как академический композитор, он находится перед Скрябиным, как авангардист – после него. В любом случае, Рославец продолжает традицию скрябинского творчества. Его музыка, подобно музыке Александра Скрябина, производит огромное впечатление мощным напором энергии и воли, неудержимым порывом в будущее! Именно этими качествами отличается симфоническая поэма Рославца «Комсомолия» (1927).