Картины -обманки ч2

Ольга Сергеева -Саркисова
   
Мир состоит из мелочей, но... не стоит их игнорировать, без них он беден, а сколько они приносят ярких красок и радости своим владельцам!  Существует множество изумительных мелочей, без которых не существует жизнь человека. Вроде мелочи, а как о многом они говорят. К примеру, можно долго рассматривать рабочее место художника, его "святая святых"... мастерская - мольберт, палитра, краски, лаки, кисти, поставленный для работы натюрморт, полуопущенные шторки за которые хочется заглянуть,- здесь он колдует над своим полотном, вот где он Бог! Вот она- "святая святых!" Как хорошо её описал в своей работе Рембрандт, где на картине главное действующее лицо- мольберт с картиной... Он занимает самое большое место на полотне. Художник и всё остальное на втором плане.
    Или расписные ставни окна с целым хранилищем любовных писем, перевязанных различными красивыми бечёвками или ленточками.Как они были в моде! Как они красивы. Их расписывал великий Джорджоне...и к нему выстраивалась очередь за этим. Оказывается, многим нужна была эта иллюзия. Письма... Что там, в этих письмах? Любовь? Ненависть? Предательство или верность - об этом вам судить.У вас карт -бланш, свобода выбора. Сколько дорогих воспоминаний, не угасших чувств, любви, возможно роковой, в них. Для кого-то это единственный уголок счастья, хоть и ушедшего, но бесконечно ещё дорогого, а, может, можно что-то исправить? Ведь всё рукотворно. Это романтичная обманка нежной женщины.
Или доска с записками, письмами, разными счетами, набором канцелярских принадлежностей и всяких нужных мелочей, включая очки, табакерки, перья- деловой набор предметов,кошельки, чтобы платить по счетам, а штопор и пробка- говорят о том, что человек имеет право расслабиться после трудной, кропотливой работы; монета из дальних стран,- видимо, сувенирная для памяти. Она напомнит о том, что вам не удалось разделить это путешествие,быть рядом с любимым человеком, и это лишь мзда за ваши мечты...
Вот предметы охоты, мушкеты, кошельки различные - набитые деньгами и пустые- очень красноречиво говорят о заказчике...- это скорее чисто мужская обманка, а вот женская о другом, хотя и у рачительных хозяек ключи от амбаров и кошельки имеют место быть, но главное- это туалетные принадлежности - необыкновенные гребни, заколки, кусочек оливкового мыла, привезённого из тёплых стран, щипцы для завивки волос, сосудик с уксусом или маслом,чтобы смазать укус насекомого или виски от головокружения, пудреницы, помадки, к которым так и тянется рука; разные музыкальные инструменты, скрипка, рожок, нотная тетрадь- всё говорит о жизни! О радости жизни! Об интересах людей, их привязанностях и секретах. В этих натюрмортах отражен абсолютно реальный предметный мир голландского бюргерства: вещи в своих подлинных размерах и объеме, различной фактуры и цвета. Мастерство художника настолько виртуозно, что нам так и хочется еще чуть-чуть отодвинуть шторку, ощутить плотность или тленность бумаги, края которой уже рассыпаются и пожелтели от времени,...но она имеет ещё свою ценность, коль её хранят. Хочется отогнуть уголок свернувшегося листа, чтобы дочитать фразу до конца, ослабить натяжение тесьмы и развязать бантик на пачке писем, взять записку, чтобы рассмотреть быстрый почерк и разобрать слова любви в эту минуту... Возможно, вы вспомните что-то своё, секретное,...а ножницы красноречиво предупреждают, что никто не знает своей судьбы... Ведь жизнь может быть случайно прервана, это также легко, как перерезать нить с жемчугом или бусами из стекла.
Уникальное и неповторимое явление голландской живописи – вещественный мир, он воспевается и делается главным героем картин художников. Существовали обманки мужские и женские- это видно по предметам помещённым в неё. Наличие в обманке таких деталей как- камеи, бусы, письма с бантиками, крючки для вязания, флакончики с душистыми маслами и духами, заколки  и шикарные гребни, -все они дают понять, что это женский вариант. Старый, потемневший гребень говорит о возрасте хозяйки, чего уж тут... вещи говорят сами за себя. Ничего не скроешь от мудрого взгляда художника, он как никто знает всему цену и время...
В самом жанре есть подвох-"разоблачение всяческой магии"- картина показывает нам как искусство обманывает нас.
      Можно считать, что это самый ироничный и одновременно самый виртуозный из жанров европейского изобразительного искусства, ну и ещё, наверное, гризайль - где вас тоже пытаются ввести в заблуждение: потолок расписывают под лепнину рельефы, барельефы, горельефы и скульптуру... Кстати, - этот жанр возник из-за нищеты, я так думаю, вернее, чтобы её скрыть. Желание украсить своё жилище есть и восполняется живописным решением, из- за нехватки денег на создание горельефов, лепнины и скульптур. Ведь это намного дороже, чем просто расписать под скульптуру. Прекрасно, когда у людей есть эстетическое чувство и потребность в красоте, но финансы чаще всего "поют романсы", как известно. Вы воспринимаете это, как декор интерьера или мебели, а на самом деле это такая техника в живописи - одним цветом, в основном, цвета сепия или серый. Слово происходит от франц. gris  - серый.
     Она была очень популярна в Средние века. Много её можно встретить в Испании. Это родные жанры... и своеобразная провокация, которая подстёгивает наше эстетическое воображение, рождает новые образы, вы пытаетесь прочесть послание художника, которое он отправил в вечность... давным давно. До каких предметов с картины вам хотелось бы дотронуться, подержать в руках? О чём вы задумались, когда увидели её? Какая деталь что-то напомнило вам своё, дорогое вашей душе. Что бы вы прихватили с собой в реальный мир и почему? Задумайтесь об этом.
Это философский жанр, где грань стирается между миром реальности и миром иллюзий, между прошлым, настоящим и будущим. А мы с удовольствием слышим слова А.С Пушкина:
                «Ах, обмануть меня не трудно!..
                Я сам обманываться рад!»
                А. Пушкин «Признание»

29.07.2017
  *Женская обманка"