Казаки! Кто они такие?

В средствах массовой информации развернулись острые дискуссии об этнокультурном и социально-политическом, государственном статусе казачества и перспективах, связанных с его возрождением. Не обходятся молчанием не только положительные, но и отрицательные моменты в истории казачества. И, тем не менее, возрождение началось. За последние несколько лет (с июня 1990 года) по всей России уже созданы казачьи организации различного уровня.
Их активная позиция в защите русского населения в зонах межэтнических конфликтов, приграничных территориях Российской Федерации, восстановление традиционного демократического самоуправления способствовали появлению целого ряда законодательных актов, принятых государственными органами власти и управления.
Так кого же можно считать настоящими казаками? Они ведь и сегодня эти казаки - самые разные. Одни поддерживают явных разрушителей России, сращиваются с криминальными структурами! Другая же часть казачества идет за патриотическими лидерами, рука об руку, плечом к плечу воюет в рядах настоящих патриотов, и стоит вместе с ними на защите рубежей Отечества, исторических завоеваний России, её интересов....
Так, кто же такие казаки? Какой они национальности? Как и по каким признакам их определить, отличить от других наших сограждан? По образу жизни, социальному укладу, языку, одежде, внешности, традициям, народным обрядам?
Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В сословном отношении казаки разделяются на дворян и простых казаков. Последние до некоторой степени соответствуют сословию сельских обывателей, В антропологическом отношении казаки не представляют какого-либо обособленного типа, принадлежат отчасти к великороссам, отчасти к малороссам с большею или меньшею примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они обосновались.
Казаки - это та часть населения, которая может подтвердить свое кровно-родственное отношение к казачеству устным или письменным свидетельствами (преимущественно по отцовской линии) Казаки - это и та часть населения, которая достаточно долго проживает на исторически заселенных казаками землях, причисляет себя к местному населению и поддерживает (приветствует) возрождение казачества. Причем, срок проживания (так называемая черта оседлости) составляет 8-10 лет.
Казаки - это группа жителей, которые по социально-психологическому складу характера считают себя казаками. В их социально-психологическом генотипе заложены: склонность к военизированному образу жизни, чувство свободы и справедливости, мужское братство, стремление к поддержанию и освоению казачьих традиций и т.п.
Вопрос об историческом значении возникновения казачества и его влиянии на судьбу России впервые поставил В.Н.Татищев. - от сих казаков, -писал он, - как великие беды приключались ( В.И. Татищев. Лексикон российский исторический, географический и политический. Избр. Произв. Л. 1979)
С такими словами в целом могли согласиться все российские дворянские историки и писатели 17 века. Для них очевидны были как боевая доблесть казаков, проявлявшаяся в многочисленных войнах Российской Империи, так и исходившая с их стороны опасность антиправительственных выступлений. Они знали, что казачья среда была способна породить и воспитать и прославленных героев, наподобие Ивана Краснощекова и Матвея Платова, и известных на всю Россию «бунтовщиков)): Кондратия Булавина, Игната Некрасова, Емельяна Пугачева...
Что касается современного казачества, его будущего, для меня «казачество 21 века» - не анахронизм, не гальванизированный труп. Казаки были, есть и будут, пока была и есть Россия. Это древний и самобытный народ, в котором слились и переплелись два славянских народа - русский и украинский. Это народ-воин, и одновременно - народ труженик, землепашец. Мы не кочевники, не бродячая орда, а народ, имеющий свою историческую родину, свои земли, на которых столетиями жили, постепенно формируясь в особую, даже уникальную культурно-этническую группу, или, как говорят этнологи, «субэтнос», распростершийся по зарубежью бывшей Российской Империи.
Посмотрите: по названиям населенных пунктов, где традиционно проживают казаки, можно историю собирания России изучать. Все эти Атамановские, Кардоненские, Преградские, Сторожевые - это погранзаставы России 17-18 веков. Казаки - не только хранители, они же и собиратели русской земли: Ермак, Дежнев, Атласов - первопроходцы, амурцы, семиреченцы...
Кто они такие, современные казаки? Хочу сразу подчеркнуть, это - не фольклорный ансамбль и не этнографический карнавал. Прежде всего мы - неотъемлемая часть России, где бы ни проживали. Казаки сегодня - не только станичники, хотя их большинство. Это - десятки, если ни сотни тысяч потомков казаков, проживающих в городе. Я категорически против обидного термина, запущенного в печать некоторыми блудливыми журналистами, - «асфальтные казаки». Что же, переехали в город и автоматически «расказачились»? И до революции в городах, в обеих столицах проживали тысячи казаков. Среди них - ученые, писатели, государственные деятели, музыканты. Кстати, один из основателей Московской консерватории, выдающийся дирижер Сафонов, был кубанским казаком.
Наконец, быть казаком - не обязательно пахать землю и сеять. Это, если хотите, способ существования, суть жизни, казак - он во всем казак. Но есть одна черта, которая отличает его от всех прочих. Казачество - это народ-государственник. Державность, патриотизм, готовность ради величия и мощи своей страны идти на какие угодно жертвы, даже на смерть - в генах у казаков. Можете представить поэтому, как болезненно реагируют возрождающееся российское казачество на развал СССР, на начавшийся развал России.
Казачество - особое состояние граждан Российской империи. Состояние, а не сословие! Вот внутри казачества действительно сословия были: дворяне - офицеры, простые общинники. Когда же сегодня, вопреки исторической правде, вопреки 70-ти годам, за которые, безусловно, казачество, будь оно сословием, неминуемо исчезло бы, последовав за купечеством, дворянами, мещанами, чиновничеством. Нас продолжают совершенно по свердловски, насильно загонять в сословные рамки, хочется спросить: что это? Непризнание российского закона, историческое и правовое невежество, попытки вновь представить казачество как привилегированную социальную группу и еще раз, теперь уже навсегда, расказачить, чтобы не мешали? А может быть, всё вместе?
Мы же сами распознаем - кто казак, а кто нет - достаточно быстро. В сельской местности - это вообще элементарно. Станичники все друг друга знают. Конечно, в городах сложнее: приходит человек, просит принять его в землячество, называет себя казаком, и только со временем становится ясно, так ли это. В Санкт-Петербурге, например, атаман невской станицы ввел обычай - каждый считающий себя казаком, должен принести подтверждение из станицы, откуда родом его предки. В Елизаветинской на кругу решили: если у тебя на казачьей земле крепкое хозяйство, справный дом, хорошая семья, дети - считать казаком.
Но дело не только в укладе жизни, а в состоянии духа: служение России, государству, любовь к хозяйству, преданность делу - вот что определяет казака.
Ведь бывает и так, что во всем казак: и статью, и родословной, и речами, а пользы казачеству, России от красавца говоруна - кот наплакал. Нацепить форму да шашку, да подкрутить усы - много ума не надо. Я с сожалением смотрю всегда на молодых казаков, чуть ли не вчерашних казачат, щеголяющих на кругах и на иных мероприятиях, кто в есаульских, а кто и в полковничьих погонах.
Мы не относим себя ни к «красным», ни к «белым», ник тем, ни к другим, потому, что здесь мы опять рискуем попасть в тенета исторических мифов. У нашего казачьего поэта, атамана Невской станицы, войскового старшины Алмазова, есть строки, прекрасно выражающие весь трагизм гражданской войны: «Мальчишки в буденовках, мальчишки в погонах перерубали друг друга». Один раз это насильственное деление соседей по казарме, по станице, по земельному клину удалось, закончившись геноцидом россиян. Ныне нам вновь усиленно подбрасывают то же деление «на овец и козлищ». Кому это нужно? Тем, кому мешает, кому не нужна великая и могущественная Россия. А первым борцом за такую Россию всегда был казак.
Трагедия российского казачества - это трагедия российского крестьянина, но крестьянина с юности и до гробовой доски одетого в военную форму, всегда готового защищать и Родину, и свою честь, и нажитое праведным трудом.
Когда, как не сейчас, столь необходимо единство, сплочение всего казачества. Наш казачий округ делает упор на возрождение казачества, как единого субэтноса. Думаю, у казачества хватит духу и исторической памяти не поддаваться вновь на не прекращающиеся провокации. Казаки сегодня одинаково скорбят о всех, кто полег в страшной гражданской войне. Надеюсь, мы найдем и силы, и пути к единению.
 
 


Рецензии