По вере да воздастся

Странники Вечности
Китай. Вечер. Буддийский монастырь.

Юноша в порыве и со страданием на лице бросается на колени перед пожилым монахом:

— Учитель! Ну почему у меня всегда всё не получается?! Я же так стараюсь, прикладываю так много усилий! Постоянно слежу за всем, стремлюсь всё делать правильно. И ничего не выходит. Я понимаю: значит, что-то делаю не так. Непрестанно ищу, что именно, и исправляю свои ошибки. Помогает ненадолго, да и то не всегда. Я всё время в бдительности, даже спать и отдыхать спокойно не могу. Что мне делать, Учитель? Помогите!

— Поднимись. Успокойся. Соберись. Говоришь, постоянно в бдительности? Всё контролируешь и удерживаешь? Хорошо. Посмотри на то, что ты держишь.

— Как, Учитель?

— Почувствуй это. Прислушайся: какой образ увидишь — то и говори… Ну как? У тебя лицо такое, словно ты телегу поднял вместе с волами.

— Тяжело, Учитель. Почему так тяжело? Я словно забор огромный каменный подпираю.

— Прекрасно. Нравится?

— Нет, Учитель. Но я буду держать.

— Ну так держи.

— Скажите, Учитель, а почему я никогда по вам не видел, что вы держите свой забор? Каждое мгновение своей жизни вы словно летите. Научите меня так, пожалуйста.

— Хорошо. Чувствуешь забор?

— Да.

— Теперь брось его, отойди в сторону.

— …?! Но как же? Он же завалится! Это же… Как же так…

— Бросай, не бойся. Пусть рухнет всё, что не может держаться само… А теперь рассказывай.

— Отпустил… Ой, всё валится!.. Щебень, щепки, песок, хлам какой-то… И из этого мой путь, мой забор?! Боже, как же я умудрялся из такой кучи мусора удерживать его?!.. Кругом пыль… Но с той стороны её чем-то смывает, сносит… Господи, ничего не осталось! Как же теперь… Хотя… Есть свет… Есть лёгкость, свобода. Такое ощущение, будто гора, точнее, забор с плеч упал. Хочется жить, радоваться… Господи! Где это состояние раньше-то было?! Я же всё время жизни в монастыре старался выработать его в себе. А получалось, чем больше я старался, тем реже ощущал радость и лёгкость. Неужели всеми своими колоннами и подпорками, этим забором я лишь перекрывал собственную свободу и мешал ей проявиться?

— Вот так я и живу.

— А можно мне так тоже? Как так жить?

— Ты уже так живёшь. Помни: всё, что не может держаться само, пусть обваливается. И тогда всё, что останется, — и будет Истина. Она непоколебима.