Как не осуждать, когда люди творят очевидное зло?

Протоиерей Артемий Владимиров
Святой апостол Иоанн Богослов говорит о том, что христиан не нужно учить, как учат несмышлёнышей. Христовым ученикам даровано помазание от Святого Духа, которое научает их всему.

Прежде всего, научает различать добро и зло. Будучи причастниками благодати Духа Святого, которая показания совести делает более точными и определёнными, мы в состоянии оценить всё, совершаемое под луной: различать свет и тьму, добро и зло, правду и ложь, истину и заблуждение. Встретив человека, который стал слугой тьмы, чрез которого действует дух ненависти и разрушения, мы конечно же сможем  однозначно квалифицировать его действия. Этого от нас требует Сам Бог и Священное Писание, свидетельствующее: «не участвуйте в делах тьмы», «всякой злой вещи отгребайтесь», «предоставьте члены ваши в орудия праведности, а не в орудия нечистоты».

Правильно оценивая каждый поступок человека – благой или злой, – мы, в отличие от язычников, смотрим на личность говорящего, действующего, всегда видя в ней образ Божий. Этот образ может быть помрачён, искорёжен, изуродован, а может быть прояснён и светоносен.
 
Если мы встречаемся с человеком развращённым, у которого сожжена совесть, который уловлен диаволом, творит его волю, т.е. сеет в мире зло и несчастье, нам подобает молиться от том, чтобы Бог не попустил ему умножать зло, положил преграду производимому им бесчинию, просветил, умягчил сердце, обратил к покаянию. Русский народ сложил по этому поводу мудрую пословицу: «Всех люби, от всех беги». Сам Христос подаёт нам пример, когда Он удалялся от людей, заражённых злобой и ненавистью, в другой город.
 
Безусловно, если речь идёт о помощи ближним, друзьям, то христианин противится злу, не ответным злом, но доброй силой. Вплоть до самопожертвования, по заповеди Божией.

Итак, видя образец во Христе, вспоминая, как Он скорбел душой об ожесточении сердец фарисеев, книжников, заражённых духом богохульства, и мы призваны сохранять сердце от насилия ненависти, ожесточения, озлобленности. Но можем и должны скорбеть о погибели человеческих душ, добровольно ставших орудием злого духа.

Когда обсуждаются определённые темы, и мы не уверены, что наши слова о вреде осуждения, будут поняты и приняты, нам необходимо подчеркнуть наше нежелание участвовать в этих пересудах и злоречии. Сделать это нужно, чтобы не участвовать в общем грехе. Засвидетельствовать о своём нежелании слушать такие речи, что-то поддакивать вопреки предупреждению нашей собственной совести.
 
«Я в этом разговоре участвовать не хочу». «Вы меня простите, но меня не вдохновляют подобные темы». «Давайте-ка поговорим о другом». Так или иначе христианин может поставить точку и недвусмысленно дать понять собеседнику, что он не будет участвовать в развитии этой темы.