Старый телевизор или Дорога длиной в полвека - 1

Сергей Макаров Юс
   

     Павлу нравилось копаться в старом хламе на чердаке, разыскивая заброшенные, давно забытые жильцами, старые вещи. После переезда в этот район старого города, чердак четырехэтажного дома сталинской постройки показался Пашке настоящей кладезю сокровищ. Большой любитель раритетной, если не сказать архаичной техники, а вдобавок еще и ремонтник-любитель со стажем, он находил для своих увлечений немало новых экземпляров. Комната, где он обитал в новой квартире, после переезда отремонтированная и вылизанная почти до блеска, со временем начала все больше приобретать черты склада старьевщика. Последнее обстоятельство вызывало немало справедливых упреков, иногда довольно резких, со стороны мамы и бабушки. Особенно сильно недовольство проявляла бабушка, считавшая, что от увлечения внука... «ну совершенно никакого прока нет». Пожилая женщина вообще любила рассуждать на тему «потерянных поколений», чаще всего имея в виду Пашкиных ровесников.  Павел терпеливо сносил подобные выпады, находя в своем увлечении нечто очень важное для себя. К тому же хобби в немалой мере помогало ему в практическом применении знаний, получаемых во время учебы в электротехническом колледже. Правда, стоит отметить, что сам Павел, рожденный уже после распада СССР, продолжал упорно называть альма-матер техникумом.
      Больше всего Пашке нравилось разбирать и ремонтировать технику, разработанную еще во времена Советского Союза, точнее, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия. Наверное, не совсем верно было говорить, что Павел, в свои девятнадцать лет, являлся настоящим фанатом СССР, он знал о прошлом своей страны лишь то, что удавалось найти в интернете, да из отрывочных передач по ТВ, а еще по немногочисленным рассказам матери и бабушки.
                И все же более всего парню нравилось возиться именно с техникой того времени и уже удалось привести в рабочее состояние два старых радиоприемника – ВЭФ и «Океан», а помимо прочего и весьма потрепанную радиолу «Рига».  Все эти раритеты он нашел здесь же, на чердаке нового дома, где совершенно неожиданно оказалось немало следов прошлого века.

                Как ни странно, но инициатором переезда в старый город стала именно бабушка, некогда во времена своей молодости проживавшая именно здесь, в этом доме. Происходило это в те времена, когда еще был жив Пашкин дедушка. О дедушке Павел знал очень мало, и только то, что работал тот в некоем секретном институте и занимался то ли ядерной физикой, то ли чем-то связанным со специальной связью, и погиб во время некоего эксперимента. Обо всем этом молодой человек узнал из довольно скупых рассказов мамы, которая в те времена была маленькой девочкой. Увы, но от бабули о тот, что случилось в прошлом, Павел не слышал ни разу и подозревал, что её постоянно плохое настроение имеет корни именно в тех временах. Парень даже фотографию деда видел всего несколько раз в жизни. И последний раз это случилось во время переезда на нынешнее место жительства. Тогда удалось краем глаза взглянуть на фото, где красовался высокий мужчина в строгом костюме и элегантной шляпе. Однако рассмотреть фото, как следует, так и не удалось, бабушка по необъяснимым причинам очень быстро убрала фото куда-то в свои вещи.
               Как посчитал парень, фотография дедушки навевала у пожилой дамы не самые приятные мысли, а может, имеясь еще какая-то причина. Но Пашка редко задумывался об этом, а вот чердак дома, где некогда проживал дед, оказался для него просто настоящим открытием, прекрасным подспорьем в занятиях своим увлечением.

                И вот теперь молодой человек в очередной раз рыскал по чердаку в поисках трофея. Изрядно перемазавшись в пыли и дважды чуть не свалившись, наткнувшись на кучи мусора, парень уже собирался уходить. И хотя сегодняшние поиски изрядно разочаровали Павла, после некоторого размышления он решил еще раз обойти чердак, только теперь с другой стороны.
                Откровенно говоря, парень никогда бы не заметил стоящий на балке под стропилами, завешенный какими-то старыми тряпками, телевизор, если бы не приложился плечом о выступающий угол. Потирая ушибленное место и морщась от боли, молодой человек сбросил тряпки на пол и уставился на агрегат, представившийся ему чуть ли не этаким сундуком с сокровищами. На балке под стропилами стоял, тускло отсвечивая выпуклым кинескопом, с корпусом, изготовленным еще из полированного дерева, хотя возможно, таковое впечатление вызывала облицовка, старый телевизор. Присмотревшись внимательнее, Павел сумел рассмотреть название, выгравированное на лицевой панели, где тускловато-серебристыми буквами значилось – «Темп».  По представлениям Павла он наткнулся на совсем древнюю, разумеется, по меркам молодого человека, модель. Судя по всему, агрегат изготовили еще в начале семидесятых, и почти наверняка начинка там была ламповой.

              Встряхнув найденную тут же тряпку, Пашка принялся смахивать с раритетного телевизора пыль и паутину. Кое-как убрав грязь, парень попытался стащить его с балки, но, сумев лишь слегка приподнять агрегат, понял, что задача будет не из легких – телевизор казался неподъемно тяжелым. Опустить его с балки на пол, наверное, еще получилось бы, но вот вынести с чердака на третий этаж, где находилась Пашкина квартира – для одного человека это выглядело практически непосильным делом.  Если только человек не собирался надорваться при таком перемещении. Здесь однозначно требовалось искать помощника.
                Недолго думая, Павел решил приобщить к погрузочным работам своего однокурсника по колледжу - Толика, такого же любителя старой техники, как он сам. Приятель тоже занимался реанимацией старой техники и достиг в этом деле весьма немалых успехов. Набросав на телевизор разных тряпок, Пашка бегом бросился к выходу с чердака – звонить товарищу.
               К счастью приятель оказался дома и вполне благосклонно воспринял необходимость помощи в транспортировании раритетного экземпляра техники с чердака в квартиру. И вот, спустя пару часов после обнаружения необычного агрегата, два молодых человека, пыхтя и отдуваясь, волокли тяжелый телевизор по ступеням лестницы.

                - Сразу видно, основательно технику делали, с запасом на будущее, – бурчал совершенно запыхавшийся Толик.

               - Да уж, нечета нынешним легковесам, – отозвался Пашка, сдувая пот с верхней губы, – однако хорошо, что мамы с бабулей нет дома, они бы этот сундук ни за что не разрешили бы притащить домой.

                Кое-как дотащив тяжеленный аппарат до дверей квартиры, ребята собрались с силами и внесли агрегат внутрь. Для установки телевизора у углу комнаты пришлось передвинуть письменный стол, служащий и для учебы, и для технических опытов, в сторону. Насколько представлял Павел, в этом месте телевизор не так сильно привлекал внимание, особенно если замаскировать его листами чертежей или просто накидать на агрегат одежды. Подобное поведение, вне всяких сомнений, сильно не понравилось бы маме, но древний и пыльный телевизор, стоящий посреди комнаты, вызывал бы еще больше недовольства.
   
                - Ну, ладно, - шумно выдохнул Павел, смахнув пот со лба, - сегодня, пожалуй, не буду браться за него, а завтра после занятий – попробую потыкаться.

                - Как что-то будет получаться – позвони, теперь и мне уже интересно, что из этого сундука выйдет, – бросив испытывающий взгляд на товарища, попросил Толик.

                Проводив приятеля до двери, Пашка еще раз вытер корпус находки, а затем, немного подумав, включил планшет и полез в Интернет – поискать хоть какие-то сведения о модели найденного устройства. И почти тотчас обнаружилась первая странность – ни в одном месте корпуса не нашлось ни индекса, ни номера модели. Название телевизора – «Темп», было выгравировано и на лицевой стороне, и на шильдике на задней крышки. А вот номер модели отсутствовал напрочь. Место на шильдике, где обычно ставился  таковой номер, пустовало.

                - Странно это, однако... – Пробурчал под нос Пашка, с озадаченным видом разглядывая находку. – С чего бы это вдруг этот номер отсутствует? Теперь придется поискать по внешнему виду.

                Некоторое время парень рассматривал в интернет-поисковике картинки телевизоров, имеющих название «Темп», но так и не смог найти ни одной, которая походила бы на аппарат, стоящий в его комнате.
                «Вот так штука», - озадаченно почесал затылок молодой исследователь, – «как же определить, что это за агрегат, если он ни на что не похож?».
                Поразмыслив еще немного, молодой человек решил отложить дело на завтра, посчитав, что утро вечера мудренее, и завтра с утра в голову придет свежая мысль. А пока просто решил накрыть телевизор старым покрывалом, а сверху прикрыть стопкой журналов.
                Весь следующий день Пашка сидел в колледже как на иголках, думать ни о чем, помимо своей новой находки, которая вызвала столь много вопросов. Телевизор, по внешнему виду однозначно походивший на хорошо знакомые по фотографиям однотипные аппараты, но при этом не имевший полного сходства ни с одним из них, буквально будоражил воображение. С трудом дождавшись окончания учебы, Пашка пулей выскочил из колледжа и помчался домой, стремглав перебегая улицы, не обращая внимания на недовольно сигналящие автомобили. Взлетев по лестнице на свой этаж, парень буквально ввалился в свою квартиру, сбросил ботинки и уже собрался закрыть в своей комнате, но тут в коридоре появилась бабушка.

                - Опять бегом?! Опять все впопыхах, никакой основательности в вашем поколении нет! – с недовольным видом глядя на внука из-под очков, сердито заметила бабушка. – Вечно бежите куда-то сломя голову, не то, что наше поколение. Вот твой дед занимался действительно серьезными делами, а ты все бегаешь.

                - Да ладно тебе, ба, я все-таки тоже техникой занимаюсь, – махнув рукой, пробормотал Пашка и, не обращая внимания на дальнейшее ворчание бабушки, бросился в свою комнату.
             
                Закрыв за собой дверь, едва сдерживая нетерпение, парнишка вытащил из стола набор инструментов, мультиметр и разложил на столе. Немного подумав, вытащил из шкафа самодельную комнатную антенну, которую уже испытал как-то в деле.
              Затем снял с новой находки покрывало и стал внимательно рассматривать. Вскоре обнаружилось, что при отсутствии какого-либо индекса, все остальные надписи и ручки управления имеются в наличии. Большая потертая кнопка на передней панели была помечена надписью «Вкл.», на ручке переключателя справа – виднелись потускневшие надписи «Программа» и «Настройка».
                На верхней стороне, ближе к задней части рядом с несколькими верньерами отчетливо выделялись выгравированные надписи – «Яркость», «Контрастность», «Громкость», «Синхронизация». Причем становилось очевидным, что телевизором когда-то пользовались и пользовались активно – помимо стертых надписей об этом говорили и многочисленные царапины на корпусе. Рассмотрев все, что только можно, Пашка решил рискнуть и включить телевизор в сеть. Отсоединив на всякий случай подзарядку планшета и затаив дыхание, парень вставил вилку в розетку и нажал кнопку «Вкл.». Кнопка мягко щелкнула, и... ничего не произошло, телевизор не издал ни единого звука, на экране не мелькнуло ни одной полоски света. Павел некоторое время разочарованно смотрел на экран, а вскоре взял себя в руки.

                «А что я, собственно, ожидал?» - слегка поморщившись, подумал парнишка, - «вряд ли такой раритет заработал бы сразу».

                Пашка выключил телевизор, выдернул вилку из розетки и, тяжело вздохнув, достал из ящика стола отвертку. Сняв заднюю крышку телевизора, молодой человек с немалым интересом заглянул внутрь. Даже первый взгляд, брошенный уже имевшим дело с телеаппаратурой того времени, Павлом, отыскал немало отличий – в найденном экземпляре телевизора внутренности были буквально забиты радиолампами. Их количество превышало все, что видел Пашка в любом другом агрегате той поры. Но отличия отличиями, но необходимо браться за дело и, сдув слой пыли, парнишка стал внимательно рассматривать радиодетали на внутренних панелях.
                Очередным сюрпризом, добавившим неясность в происхождении телевизора, оказалось отсутствие какой-либо Подобное обстоятельство выглядело странным, ибо Пашка хорошо знал, что и во времена СССР все подобные детали таковую маркировку имели. И, тем не менее – внешний вид деталей явно соответствовал периоду сорокалетней давности, но маркировка отсутствовала.
               Не менее интересным фактом оказалось то, что в телевизоре имелся свободный разъем с большим числом контактов, к которому, судя по мелким царапинам, что-то подключали, но сейчас ни единого кабеля, имевшего схожие контакты, не нашлось. Неожиданность не выбила молодого исследователя, помнившего, что – «электроника – наука о контактах», из колеи, и он стал внимательно проглядывать места соединений и сочленений разъемов на предмет возможного отсутствия контакта. И после непродолжительных поисков ему повезло – нашлись два штекера, чье соединение выглядело нарушенным, а заодно обнаружилась почти выпавшая из гнезда радиолампа. Восстановив соединение штекеров и, установив лампу на место, парнишка еще раз внимательно оглядел внутренности странного телевизора. Не найдя более видимых повреждений, Пашка решил попробовать включить телевизор еще раз. Немного помедлив, он вновь нажал кнопку «Вкл.», последовал мягкий щелчок, и телевизор слабо зажужжал, на экране сверкнула полоска света, правда почти тотчас погасшая.

               Хотя шаг вперед получился незначительным, Павел нисколько не расстроился, считая, что все равно на верном пути. Выключив аппарат, молодой человек вновь заглянул за заднюю крышку, вооружившись мультиметром. Внимательно оглядывая радиодетали, удалось обнаружить в несколько шевелящихся от легкого прикосновения компонентов. Прозвонив цепь, парень понял, что пайка почти отвалилась, и контакта фактически нет. Разогреть паяльник и восстановить контакт – было для Пашки минутным делом.
                К сожалению, запах канифоли немедленно почувствовала бабушка и тотчас же решила вмешаться в текущий процесс.

                – Опять химичишь с чем-то, Павел?! Спалишь дом когда-нибудь! – донесся из коридора громкий и возмущенный окрик.

                – Все нормально, бабуля, я уже закончил! – немедленно прокричал в ответ Павел, не желая прерывать работу.

                Бабуля проворчала что-то невразумительное, но вмешиваться в процесс исследования все же не стала. Пашка выждал некоторое время, а потом облегченно вздохнул – можно было спокойно продолжать свое занятие. Судя по всему, настроение бабушки в данный момент находилось не на самой нижней отметке, в противном случае, она могла бы читать мораль внуку довольно долго.
                Еще раз, внимательно осмотрев начинку телевизионного аппарата, парень решил повторить эксперимент. Нажатие кнопки, мягкий щелчок включения питания и экран негромко загудевшего телевизора, засветился тусклым светом. Ободренный успехом, обрадованный Пашка, затаив дыхание протянул руку к переключателю каналов и попробовал повернуть. Переключатель с довольно громким хрустом провернулся, и на экране появилась заставка настройки. Однако выглядела заставка весьма странно, вместо хорошо знакомой цветной таблицы перед молодым человеком появилось черно-белое сетчатое изображение наподобие рисункам, знакомым Павлу по старым книжкам по ремонту телевизоров советской поры.
                «Странно как-то», - подумалось парнишке, он протянул, было руку, чтобы переключить каналы еще и раз, да так и застыл с протянутой рукой.

                Антенна, которую он собирался подключить к телевизору – так и стояла на столе и провод со штекером свободно болтались в воздухе.

                - Мистика какая-то, - ошарашено пробормотал Пашка, озадаченно глядя на экран, - как это может быть, чтобы аппарат даже без куска провода что-то поймал?!

                Некоторое время молодой человек смотрел на картинку таблицы настройки, затем зачем-то покрутил ручки Яркости и Громкости – обе регулировки работали, экран становился ярче и темнее, а на фоне гудения появлялся и исчезал высокий тон в динамиках. Немного поразмыслив, Пашка все же решил воспользоваться переключателем каналов еще раз. Новый хрустящий поворот примерно на четверть окружности и на экране возникло сероватое и блеклое изображение какого-то поля, на котором с трудом угадывалось движение тракторов или похожей сельскохозяйственной техники. Тотчас же послышалось монотонное бубнение в динамиках. Немного помедлив, парнишка прибавил громкости и в следующее мгновенье открыл рот – голос в телевизоре деловито рассказывал о непростой, но ударной страде в некоем колхозе имени Калинина в одном из районов Липецкой области.
                Удивлению юного исследователя не было предела, увидеть на экране некое подобие исторической хроники он никак не ожидал.
                А на экране к этому времени появились два каких-то типа в строгих старомодных костюмах и начали обсуждать повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе бригадного подряда. Это обстоятельство удивило Павла еще больше – передача все больше выглядела этаким экскурсом в историю.
                Некоторое время парень с все возрастающим любопытством смотрел на экран, а затем по какому-то спонтанному движению души выключил телевизор. Затем отошел в сторону, сел на стул и стал размышлять, поглядывая на необычное приобретение. Спустя пару минут молодой человек снова подошел к аппарату и стал разглядывать со всех сторон, пытаясь отыскать хоть какие-то следы, которые могли бы пролить свет на происхождение необычного агрегата. Через некоторое время внимание исследователя дало некий результат, хотя и не совсем такой, какой хотелось бы. На одной из боковых сторон телевизора Пашка рассмотрел почти стершийся совсем, написанный некогда карандашом номер из шести или семи цифр, среди коих удавалось различить лишь последние две – 74. Что это могло означать, оставалось непонятно, а более никаких надписей или знаков найти не удалось.

                Поломав некоторое время голову над обнаруженными странностями, Павел решил еще раз включить аппарат, вызывавший все больший интерес. Повторное включение, всё так же – без антенны, не принесло ничего особо нового. На экране, в студии с голыми стенами и барельефом Ленина на заднем плане (что Пашку совсем не удивило) сидели за столом два человека в строгих костюмах, словно взятых из реквизита фильмов о середине прошлого века, и беседовали на тему развития сельского хозяйства в грядущей – десятой пятилетке. Пашка почти машинально протянул руку и повернул переключатель программ еще на четверть оборота.   
                Экран на короткое время подернулся пеленой помех, а затем на нем появилась сцена большого концертного зала, заполненная участниками большого хора в пионерской форме. Прислушавшись, Павел понял, что хор исполняет хорошо известную ему «Песню о тревожной молодости», которую сам молодой человек слышал в исполнении «Гражданской обороны». Немного послушав песню в столь непривычном антураже и стиле, Пашка вздохнул, покачал головой и выключил аппарат.

                Создавалось впечатление, что телевизор, как уже заметил исследователь – без всякого подключения антенны, транслировал телепередачи прошлых лет. Все говорило именно об этом – и старая таблица настройки, и передача о колхозе и пятилетке, да и появившийся последним концерт был выдержан в том же духе. Ни о каком совпадении при таком раскладе и речи не шло, подобного количества ретро-передач по нескольким каналам сразу не могло быть по определению. Объем полученных впечатлений казался столь большим, что Павел просто не мог утерпеть, чтобы не поделиться полученной информацией с приятелем, схватив телефон и набирая номер Толика.

                - Слушай, у меня с найденным на чердаке телевизором муть какая-то, получается, - признался Пашка сразу после приветствия.

                - А что такое? – немедленно заинтересовался Толик.

                - Да, понимаешь, в двух словах не расскажешь, да и не телефонный это разговор, ты бы лучше зашел ко мне, сам все увидишь, - оглянувшись на дверь комнаты, проговорил Павел.

                - Не вопрос, - хмыкнул в ответ Толик, - могу хоть сейчас.

                - Заметано, - бросил в трубку Паша, и вновь взглянул на странный агрегат, поселившийся в его комнате.

                Толик не заставил себя долго ждать и появился буквально спустя пятнадцать минут. Бабушка, выглянувшая в коридор на шум открываемой двери, поглядела на молодых людей неодобрительно, пробурчала что-то в духе – «Опять дурака валять будут», но мешать не стала и скрылась в своей комнате.
                Приятели прошли в комнату Павла и расположились перед найденным на чердаке телевизором. Пашка указал Толику на стоящую на столе, ни к чему неподключенную антенну, сказал – «Смотри», и нажал кнопку включения.
                Экран телевизора осветился привычным тусклым светом, и на нем появилось изображение Красной площади, по которой двигались колонны демонстрантов с флагами, с изображением серпа и молота, и с транспарантами, среди коих выделялась надпись «Решения ХХIV съезда КПСС – выполним». Звучала бравурная музыка, а диктор бодрым голосом вещал о радужных перспективах строительства социализма. Толик с интересом посмотрел на антенну на столе, затем на экран, потом снова на антенну, после чего покачал головой и протянул:
 
              – М-м-да-а...

               С минуту в комнате царила тишина, а затем приятель повернулся к Павлу:

               – А на других каналах?

               - Да, примерно тоже самое, - почесав затылок, признался Пашка.

                - Странная штука, как будто передает из прошлого, - с задумчивым видом произнес Толик, продолжая смотреть на экран, - а не может это быть какой-то записью?

                - Не знаю, но не похоже, - немного подумав, поморщился Пашка, - впрочем, сам посмотри на его потроха.

                Толик подошел ближе и взглянул за открытую заднюю стенку, почесал затылок, а затем оглянулся на приятеля:

               – Странные какие-то радиолампы.

               - Заметь, и ни одной маркировки, - отозвался Павел, качая головой.

                - Может внутри все-таки спрятана где-то флешка или устройство памяти, - продолжал сомневаться Толик.

               - В таком древнем телевизоре и вдруг флешка, сам подумай! – немедленно возмутился Пашка, уставившись на товарища.

                - Да, ты прав, пожалуй, - немного помявшись, вынужден был согласиться Толик, - но тогда что же это – машина времени что ли?

                - Машина, не машина, но, может, что-то вроде приемника сигналов из прошедшего времени? –  немного подумав, предположил Павел.

                - Трудно поверить, но, может, ты и прав, - задумчивым тоном проговорил Толик, вновь заглядывая внутрь телевизора.

                - Эх, знать бы как этот агрегат работает, да еще и без антенны, - задумался Пашка, сосредоточенно глядя перед собой.

                Толик, продолжавший внимательно разглядывать внутренности телевизора, покачал головой:

                – Если нет ни одной похожей модели в интернете и ни одной маркировки на деталях – это будет сложно сделать.

                Пашка вздохнул и снова подошел к телевизору, немного подумал, а затем еще раз переключил канал. Экран телевизора вспыхнул чуть ярче, нежели ранее, а затем пошли помехи, и изображение покрылось серой рябью.

                - Настройка сбилась, - вполголоса пробормотал Павел.

                - Попробуй найти канал, - подойдя ближе, посоветовал Толик.

                Пашка взялся за ручку настройки и принялся потихоньку крутить. По экрану поползли зигзагообразные помехи, затем горизонтальные линии, телевизор вдруг громко зашипел и загудел.

                - Чем вы это Вы там занимаетесь? От чего такой шум?! – из соседней комнаты послышался недовольный возглас бабушки.

                Пашка поморщился, немного помедлил, прислушиваясь, а затем продолжил вращать ручку настройки, и вот на экране появилось очень темное, тусклое изображение какого-то дома и двора перед ним. Рев и визг, идущий из телевизора, сменился легким потрескиванием. Приятели некоторое время озадаченно смотрели на экран, а через несколько мгновений с удивлением переглянулись. В изображении на экране отчетливо угадывался тот дом, в коем они находились сейчас, только деревья во дворе выглядели совсем маленькими, а вот кустов было заметно больше, и росли они совсем в других местах. А в углу, возле одного из подъездов стоял автомобиль, в котором человек старшего поколения без труда узнал бы «Москвич-412». Такие автомобили и Пашка, и Толик видели только в кино.

                - Невероятно, - пробормотал изрядно удивленный Толик, не сводя глаз с изображения, - что же это такое?

                - Это же наш дом, только много лет назад, - прошептал Пашка, как завороженный глядевший на экран.

                - Да, похоже на то, - немного помедлив, согласился Толик.

                Тем временем, на экране появился какой-то человек и быстрым шагом прошел от подъезда к стоящему автомобилю. Послышался звук запуска двигателя, автомобиль постоял некоторое время, а затем медленно выехал со двора и пропал из поля зрения. Стало темнее, а затем экран просветлел – загорелись фонари во дворе, поначалу не замеченные юными исследователями.

                - И фонари не такие как сейчас, - приглядевшись, заметил Пашка, - но я видел такие несколько лет назад, когда меняли в соседнем дворе.

                - Получается, мы смотрим сейчас не телепередачу, а что-то вроде прямого репортажа из прошлого, - почесав затылок, заметил Толик.

                К этому времени на экране появились еще люди – через двор прошла компания молодых людей, облаченных в одежду, навевающую мысли о пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия. Затем во дворе появилась молодая женщина, ведущая за руку маленькую девочку. Женщина имела немалое внешнее сходство с Пашкиной мамой, хотя прическа была совсем другой, да и одежду такую у своей мамы парень никогда не видел. Какое-то смутное воспоминание мелькнуло в голове молодого человека, как будто он где-то видел и саму женщину, и эту девочку. Но где именно – никак не приходило в память. К этому времени миновала двор и скрылась в подъезде. Стряхнув навалившееся оцепенение, Пашка повернулся к Толику:

                – Как думаешь, мы действительно видим прошлое нашего дома или это какие-то спецэффекты?

                – Это выглядит настоящей фантастикой, но получается, что так, - немного помедлив, откликнулся Толик.

                - Это могло бы оказаться неким сном или галлюцинацией, но ведь мы видим одно и то же, - с озадаченным видом пробормотал Пашка.

                - Да, одинаковых галлюцинаций у двух людей не бывает, - с готовностью отозвался Толик, подумал немного и добавил, – знаешь, мы так с ходу не разберемся с этим, надо обдумать это дело хорошенько.

                - Я тут подумал вот о чем... – После небольшой паузы начал размышлять вслух Павел. – Дед мой вроде занимался некими секретными исследованиями, может этот аппарат – что-то по этой части? Говорят, дед иногда и дома мастерил какие-то штуки?!

                - Может и так, - кивнув головой, согласился Толик, - но сейчас мы можем только гадать, давай отложим это дело, тут серьезно разбираться надо.

                - Согласен, - глубоко вздохнув, ответил Пашка,  - может к утру мысли появятся?!

               - Ладно, пойду я тогда, - чуть помешкав, кивнул приятелю Толик.

                Проводив приятеля до лестничной клетки и закрыв за ним дверь, Пашка неожиданно вспомнил – где видел молодую женщину, которая появлялась недавно на экране. Женщина была никем иной, как его собственной бабушкой, чья фотография именно с такой прической стояла в комнате мамы на комоде. А вот маленькой девочкой, тут уже не возникало сомнений, была его мама. Возраст в этом случае тоже подходил.
                Но на комоде стояла и фотография деда – высокого человек в шляпе и элегантном, хотя и старомодном пальто. Получалось, телевизор показал некие кадры из прошлого семьи Павла?!
         Эта мысль настолько поразила парня, что он остановился как вкопанный в коридоре, позабыв обо всем на свете, в том числе и о том, что не закрыл дверь в свою комнату. И в следующее мгновенье оттуда послышался гневный окрик бабушки.

                - Это что же за гроб ты приволок домой?! – возмущению пожилой женщины, казалось, не было предела. – Сколько можно заниматься откровенной глупостью?!

                Неожиданно крики перекрыла громкая бравурная музыка, которая разливавшаяся из телевизора. Затем музыка сменилась громким детским смехом и чьим-то веселым разговором.

                - Да что же это такое-то? – послышался озадаченный бабушкин голос из Пашкиной комнате, а потом внезапно замолчала.

                Несколько секунд стояла тишина, а затем послышались тихие всхлипывания.

                Павел немного помедлил, а затем потихоньку подошел к двери комнаты и осторожно заглянул внутрь. Бабуля сидела на стуле перед телевизором, при этом у неё рекой текли слезы из глаз, но на лице застыла счастливая улыбка.
                На экране телевизора ярко светило солнце, а на площадке знакомого двора высокий мужчина в строгом костюме и элегантной шляпе, удивительно похожий на фото, стоявшее на комоде, широко улыбаясь, подбрасывал вверх маленькую, смеющуюся от восторга девочку. А рядом стояла молодая женщина с другой фотографии в бабушкиной комнате и смотрела на мужчину и девочку счастливыми глазами.