Ужас пространства гипермаркета

Константин Матаков
                ***

Один раз в течение дня я побывал в двух гипермаркетах (ГП) торговой сети Х. То, что удивило меня тогда, потом стало обыденным, и даже превратилось в предмет рассуждений. Вот я, из жизненного пространства мира попадаю в одинаковые пространства этих ГП. Одинаковые ряды, вывески, полки, товары на них. Испытываешь что-то почти мистическое. Недаром же люди всегда немного побаивались близнецов. Но то все-таки природные двойники, а вот когда ты сталкиваешься с искусственными, неестественными двойниками в виде этих «гипер»-магазинов, да еще внутри них есть превеликое множество одинаковых, разного вида, объектов (товаров), то это вызывает подлинный ужас, - как будто вы оказались в стране, населенной одними близнецами, и все это – обезличенные близнецы, лица без лиц. Этого быть не может в реальном мире, где все объекты, хоть чем-то, но различаются, они индивидуальны. А здесь сплошная стопроцентная идентичность одного и другого. Начинаешь думать, что зайдя в ГП, ты попал из настоящего пространства в его отсутствие, в пространство, отчужденное от самого себя, освободившееся от своей сущности – вмещать «различное» и «индивидуальное», - будто пространство разорвало все связи с собой, разрушило само себя, превратившись в «массу одинакового», какое-то «гиперпространство».
На это можно взглянуть и с христианской точки зрения: где максимальное развитие «личного-от-личного-от-других»? Очевидно, в «пространстве блаженных», т.е. в раю, ведь Богу дорого каждое сердце в отдельности, и одна человеческая душа для Него дороже вселенной. И, наоборот, в аду, где максимально стерт образ Божий, т.е. личностное начало, все должны быть похожи друг на друга. Вот в ГП мы и видим воплощение этого «стирания индиви-дуального», - как и вообще в массовой культуре. Это касается не только товаров, но и людей, которые все больше становятся похожими на товар. ГП-ы предстают нам как бесчисленные армии клонов. Конечно, ГП – не ад!  Это рай для современного человека, забывшего про рай и не знающего про него. Это райский уголок, но без малейшего уголка для рая. И разве посещение ГП – это не своего рода литургическое действо со своим аналогом причастия – покупкой товаров, когда человек превращается в образцового потребителя, становясь телом и кровью и духом общества потребления, его святым подвижником. Где ему еще так хорошо быть ныне, как не в райском пространстве ГП, главное – выполнять заповедь «приобретай», - и ты будешь в этой обители избранных, где скидки – это аналог двунадесятых праздников (можно вспомнить и скидки на индульгенции в католическом средневековье, ведь покупка товара – тоже своего рода искупление). И разве продавцы этого ГП – не те же «священники», принимающие исповедь?