Непонятый оратор

Любовь Коваленко
 Два года тому назад я решила пойти на актёрские курсы, и там нам дали задание написать речь для аудитории с посылом на то, чтобы заинтересовать, привлечь внимание и призвать к определённым действиям. Я не хотела повторяться и призывать к покупке какого-то товара или окультуриванию тела и подготовила речь на очень рискованную тему, заранее предполагая, что она мало кого может тронуть в данной аудитории. Не то, чтобы эта аудитория была специфична и отличалась от какой либо другой. Скорее, наоборот, это была обычная аудитория. Эта речь могла бы быть принята людьми, которые бы разделяли мои взгляды на жизнь, но таким людям и не нужно говорить то, что мне хотелось сказать тем, кто, возможно, не заинтересован в этом. Конечно, меня ждал провал, но я была к нему готова. Я подумала так: "Если я буду всё время молчать, то меня вообще никто не услышит и не поймёт. А вдруг в нужное время человек вспомнит о том, что слышал от кого-то что-то неординарное и это поможет ему выжить?" Вот что я предложила услышать их неподготовленным ушам.

"Здравствуйте, меня зовут Любовь! Я представитель библиотеки Невского района Санкт-Петербурга.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, насколько важно в вашей жизни такое занятие, как чтение книг, много ли времени мы уделяем этому занятию? Много ли среди вас людей, которые могут сказать про себя, что они книголюбы, книжные черви?... (Здесь аудитория должна откликнуться).

А известен ли вам тот факт, что у человека, который много читает, более развита зрительная память, он грамотно пишет и умеет  чётко формулировать свои мысли? Художественная литература развивает воображение, образное мышление и эстетические чувства человека, то есть правое полушарие головного мозга.

В связи с тем, что в больших городах ускоренный темп жизни, люди постоянно спешат на работу и обратно, встречаются со многими людьми, и в результате, времени на любимое занятие практически не остаётся. Нет времени, чтобы просто остаться в тишине , наедине с самим собой. Но возможно, мы к этому настолько привыкли, что даже боимся остаться без шумового эффекта вокруг нас.

Что читают современные люди и где? Они читают в основном «жёлтую» прессу и бульварные романы, так как это происходит в метро, второпях, а там невозможно полностью сосредоточиться и поразмышлять над прочитанным. Люди читают с целью отдохнуть и расслабиться после трудового дня. До серьёзной литературы, до классики, руки, как говорится, не доходят.

Есть и ещё одна причина, по которой люди не берут в руки произведения классиков. В школе нам трактовали литературу , пытаясь подогнать её смысл под  действующую политику партии. Шаблонное восприятие литературы не давало возможности подумать, порассуждать, высказать своё мнение, поспорить с учителем, отстаивая свою точку зрения. 

Всем известно, что литература развивает «чувство прекрасного».  Но отношение к уроку литературы, как к второсортному, ненужному предмету, который не пригодится в жизни, не даёт ребёнку возможности научиться получать удовольствие от процесса чтения. Даже воспринимая литературу на детском уровне, можно многое почерпнуть, если вникнуть в суть произведения и понять, что хотел донести до нас автор. Чтение — это увлекательное и полезное занятие.

К примеру, какой самый известный классик в Европе, которого любят цитировать?
(Здесь должен последовать ответ — Фёдор Михайлович Достоевский).

В школьную программу входит только одно его произведение «Преступление и наказание». Но все его романы заслуживают внимания. На мой взгляд, наиболее глубоким по содержанию является роман «Братья Карамазовы», в котором  описывается трагическая история одной семьи. После прочтения этого романа, ты, словно становишься другим человеком. Он переворачивает всю душу. Писатель заглядывает в глубины разных человеческих душ, и это не может оставить равнодушным пытливого читателя.  Он может заметить, насколько наблюдателен  автор, рассказывая о быте людей того времени, об их характерах. Создаётся впечатление, что за несколько веков человек не очень-то  и изменился. Он по-прежнему одержим теми же пороками, что и много лет назад. И невольно задумываешься — отчего сущность человека не меняется, а если и изменяется человек, то только в худшую сторону, несмотря на то, что условия жизни стали намного комфортнее. Но жизнь человеческая не становится ни благополучнее, ни счастливее. Люди также пребывают в страхе и тревоге перед  будущим, а потому суетятся и торопятся жить. Романы Достоевского наталкивают на мысль о смысле жизни. А это бывает страшно для человека, так как «с  этого момента над ним начинает дымиться серый нимб обречённости». Но на самом деле  это не совсем так.

Каждый человек рождается в этот мир уже заранее зная, что он должен  будет его покинуть. Но вся жизнь человеческая проходит так, словно он пытается забыть об этом, убежать от этой единственной правды жизни. В страхе перед смертью и её неизбежным приходом человек старается как можно скорее получать от жизни всё, что она может ему предложить. Но в погоне за удовольствиями, человек  рано или поздно, в зависимости от алчности его души, приходит к выводу, что, несмотря на все его действия, направленные на то, чтобы развлечь себя, напитать благами, получить новые впечатления, он всё равно ощущает внутреннюю пустоту и скуку. Ничто не может насытить его душу. Ему становится не по себе, когда он вспоминает о том, что с приходом старости или смерти он уже не сможет получать удовольствие от тех вещей, которые так радуют его в молодые годы. Придёт конец всем его переживаниям и стремлениям, всем его повседневным делам, и вся эта суета прекратит для него своё существование. Во все времена человек  мучиться этими «проклятыми вопросами» о смысле бытия, поднятыми классиками и философами. На страницах любого произведения русских писателей  мы непременно с ними столкнёмся. Но для того, чтобы вникнуть в глубину и важность этого вопроса, чтобы понять позицию автора и вместе с ним поразмышлять, необходима определённая атмосфера, нужно уединение и сосредоточенность.

Я призываю вас к тому, чтобы найти время задуматься и прислушаться к себе, к своему внутреннему  голосу, к своему сердцу. Я призываю вас найти время для чтения хорошей умной литературы, литературы со смыслом, которая бы оставляла в душе  след, доходила до нутра, пробуждала,  затрагивала душу, напоминали о серьёзности жизни и воодушевляла на изменения в лучшую сторону самих себя и своей жизни. Настоящая литература должна вдохновлять и вселять веру и стремление «сохранить в себе человека». А для этого необходимо стремление к знаниям и познанию самого себя, чтобы на собственном примере научить своих детей беречь своё здоровье, не развивать в себе вредных привычек, не находиться в дурном обществе, иметь преданных друзей, уважать себя и людей, беречь природу и сохранять природные богатства.

Подводя итоги нашей беседы, хотелось бы ещё раз сказать следующее.  По моим личным наблюдениям, в наше время люди стали менее вдумчивыми, более циничными и поверхностными. Большое место в нашей жизни стал занимать сарказм, потому что в целом общество несерьёзно, незрело и безответственно. Мы не хотим задумываться над важными вещами, видеть свои проблемы, а тем более прикладывать усилия к их разрешению.  Поменялась шкала жизненных ценностей, и забота о душе и нравственном облике человека  ушла на задний план, почти на последнее место. А на первое место вышли чужие, лживые ценности, которые однажды были приняты нами без раздумий. Теперь  многие сожалеют о тех  временах, когда человеческое достоинство и человеческая жизнь были нашим главным достоянием, нашей славой и гордостью за страну и живущий в ней народ. Сегодня жизнь сильно упала в цене, человек стал продажен и дёшев. Сейчас трудно встретить человека, о котором можно было бы сказать, что он достойно проживает свою жизнь, которому нечего стыдиться и не в чем было бы раскаяться, оплакивая самого себя; человека, который бывает честен хотя бы с самим собой.

 Самое ценное и хрупкое  в жизни — это отношения между людьми. От того, какими они будут, зависит будущее. Важно сохранить в душе мирное расположение, чтобы она не переполнялась завистью и ненавистью, которые приводят к неустройству и саморазрушению, к вражде и войне.

Все классики и философы приходили к выводу, что человек вызван Богом из небытия для того, чтобы «сеять доброе, вечное». Все классики склонялись к тому, что смысл человеческой жизни заключается в таком всеобъемлющем понятии, как ЛЮБОВЬ, которое включает в себя очень много смыслов. Это не только отношения между мужчиной и женщиной, но и отношения между родителями и детьми, забота о больных людях, поддержка слабых и малодушных, бережное отношение ко всему живому, к культуре и истории того края, где ты родился, к своим соотечественникам, землякам.
Человек-безбожник, у которого искажена иерархия жизненных ценностей, не знает, зачем он живёт, а потому он способен на безнравственные поступки, не понимая их последствий, прежде всего, для себя самого. Бессмысленность существования лишает смысла все действия и начинания человека, все его дела и поступки. Это порождает безответственность и безнаказанность. Зачем воспитывать детей, передавать им жизненный опыт в виде научения добру и любви? Зачем искать признания от людей, которых ты не уважаешь?

Для того, чтобы ответить  себе на эти вопросы, нужно вспомнить, для чего мы пришли в этот мир. В каждом из нас есть это  знание и эта родовая память. Давайте  бережно относиться ко всему, что мы получаем от жизни, и прежде всего, друг к другу! Нам нужно заново учиться радоваться чужому счастью, успеху и достижениям, как своему, и не отворачиваться от чужой беды. Об этом каждый раз напоминает нам мудрость классических произведений.

Спасибо за внимание! Благодарю! Записывайтесь и посещайте нашу библиотеку!"