Советы молодым композиторам 10

Родионов Виталий Константинович
Пётр Чайковский

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
П. Чайковский.

В труде возникает вдохновение! Труд и вдохновение творят гениальную музыку! Пётр Ильич Чайковский одаривает человечество десятками, если не сотнями прекрасных мелодий. Ими блистают романсы, фортепианные пьесы, Первый концерт для фортепиано с оркестром, Пятая и Шестая симфонии, оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Этот список нетрудно продолжить.

«Вдохновение рождается только от труда».
П. Чайковский.

Слова Чайковского заставляют задуматься над тем, чему в большей мере обязана его гениальная музыка: труду или вдохновению! За 44 дня интенсивной работы Чайковский создаёт вдохновенную «Пиковую даму!

«Большой талант требует большого трудолюбия».
П. Чайковский.

Пётр Чайковский, словно, молитву произносит слова о труде, вдохновении и великом искусстве. На первый взгляд, композитор легко и быстро создаёт гениальную музыку. Однако это не так! Он постоянно находится в творческом процессе. Работая над одним произведением, думает о следующем. Не сразу возникает замысел Шестой симфонии. Мысль о ней появляется задолго до её рождения!

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
П. Чайковский.

Символично, что «Характерными танцами» молодого Чайковского дирижирует «король вальса» Иоганн Штраус. Стремясь быть демократичным, Чайковский постоянно обращается к вальсу. Он сочиняет Сентиментальный вальс, Ната-вальс, Вальс-каприс и Вальс-скерцо для фортепиано, Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано, Вальсы для Струнных сюит и Струнной серенады, вальсы для балетов, в том числе Вальс цветов из балета «Щелкунчик», Вальс из оперы «Евгений Онегин», вальсообразные фрагменты Пятой и Шестой симфоний. Вальс для Чайковского – любимый жанр. Можно сказать, что его мечта быть известным и доступным – осуществилась. Сегодня музыку Чайковского играют по всему миру, и не с меньшим успехом, чем вальсы Иоганна Штрауса!

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова».
П. Чайковский.

Безусловно, русский! И украинец по отцовской линии, и француз – по материнской. Кроме русских опер, Чайковский пишет оперы на украинские сюжеты - «Черевички» и «Мазепа», с другой стороны, на тему из французской истории - «Орлеанская дева».

«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё, на общую пользу».
П. Чайковский.

Обворожительно звучат украинские народные песни в Первом фортепианном концерте Чайковского! То же самое можно сказать о популярных римских мелодиях в «Итальянском каприччио».

«Где сердце не затронуто – не может быть музыки».
П. Чайковский.

Музыка Чайковского искренняя, она рождается в его трепетной душе, отчего затрагивает души людей, живущих в разных уголках земли. Музыка «Лебединого озера» становится визитной карточкой Большого театра и символом России. Музыка «Щелкунчика» украшает Рождественские праздники в Соединённых Штатах Америки.

«Диссонанс есть величайшая сила в музыке».
П. Чайковский.

Конечно диссонанс не сам по себе, а в системе координат красоты и гармонии. Резкая музыка в Симфонической картине «Буря» Чайковского не раздражает слух.

«Чем больше музыкальное понимание распространяется в массах публики, тем меньшую привлекательность представляет для нас виртуозность в тесном смысле, т.е. гимнастика пальцев, применяемая к выделыванию пассажей, фиоритур, скачков, следовательно, того элемента музыки, в котором нет смысла, а имеется лишь преодолённая физическая трудность».
П. Чайковский.

Для Первого фортепианного концерта си-бемоль минор Чайковскому понадобились виртуозные пассажи, появившиеся в нём не без постороннего участия. Во Втором и Третьем фортепианных концертах виртуозность – искусственная. Этим она обесценивает музыку великого композитора.

«Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьёзов, а в простоте и естественности».
П. Чайковский.

Редкой естественностью музыкального языка отличается «Евгений Онегин». Даже некоторая натянутость вокальной партии Онегина объясняется высокомерием героя.

«Для артиста в момент творчества необходимо полное спокойствие, в этом смысле художественное творчество всегда объективно, даже музыкальное».
П. Чайковский.

Переезжая из одного города в другой, Чайковский ищет место для уединения и покоя. Не только жизнь, но и творчество заставляют его периодически оставлять родину. Приехав в Рим, Чайковский пишет знаменитое «Итальянское каприччио» с удивительно яркой музыкой. Нужно быть свидетелем римского карнавала, чтобы запечатлеть уличный праздник, веселящиеся толпы людей и южный темперамент итальянцев!

«То, что чуждо человеческому сердцу, не может быть источником музыкального вдохновения».
П. Чайковский.

В первый момент Чайковский отвергает идею написать оперу «Пиковая дама». Однако позже даёт согласие работать над ней. Что происходит с ним? Либо приходит вдохновение, либо соблазняет выгодный заказ дирекции Императорских театров. Чайковский с энтузиазмом берётся за работу. В рекордный срок он создаёт гениальную оперу! Позднее сам автор высоко оценивает оперу, без ложной скромности называя её шедевром. Так или иначе, но появилось вдохновение, только не ясно, чем оно было вызвано: сердцем или расчётом? Для гения это безразлично!

«Там, где слова бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык – музыка».
П. Чайковский.

Косвенным доказательством верности мысли Чайковского служит то обстоятельство, что в конце жизни он пишет не оперу, скажем, «Пиковую даму», а трагедийную Шестую симфонию. Композитор чувствует, что настало время подвести итог схватки с жестоким роком!

«В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а высшем, открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые сферы, куда способна проникнуть только музыка».
П. Чайковский.

Шестая симфония Петра Ильича Чайковского заканчивается скорбным прощанием с жизнью, когда душа покидает земной мир и уносится в Небо, где она обретёт вечный покой или бесследно исчезнет. Трудно сказать, что ожидает человека после смерти, но музыка оставляет надежду…

«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей».
П. Чайковский.

Гениальный композитор убеждён, что мелодия, гармония и ритм будут существовать всегда. На чём держится его вера? Не на оценке ли собственного творчества, которое будет жить в веках? Это не безумие! У Чайковского были все основания так думать!


Антонин Дворжак

«Оркестр – это общество, а квартет – это семья».
А. Дворжак.

Такой ход мыслей вполне естественен для Антонина Дворжака: во-первых, он горячо любит свою большую семью, во-вторых, пишет 12 струнных квартетов, в которых выражает самые заветные и дорогие для него мысли.

«Мне удалось повидать большой свет, но всюду и всегда я оставался тем, кем был, простым чешским музыкантом».
А. Дворжак.

Антонин Дворжак и Пётр Чайковский находятся в дружеских отношениях. Их судьбы во многом схожи.

Подобно Чайковскому, Дворжак имеет огромный успех в Америке. Он возглавляет национальную консерваторию в Нью-Йорке. Через несколько лет Дворжак возвращается на родину.

Как и Чайковский, Дворжак разрабатывает в музыке национальную тему (правда, русский композитор чаще, чем Дворжак пишет произведения на сюжеты европейских авторов: Данте, Шекспира, Байрона). Напротив, испытав влияние Бетховена, Вагнера, Брамса, Доржак чаще обращает взор к чешскому фольклору, к народным песням и танцам. Об этом свидетельствуют «Славянские танцы» и опера «Русалочка».

Очень требовательные к себе и по натуре скромные люди, Чайковский и Дворжак с завидной настойчивостью перерабатывают законченные произведения. Пётр Ильич делает три редакции Первой, Второй и Третьей симфоний, перерабатывает оперу «Кузнец Вакула в «Черевички». И у Дворжака есть произведения, имеющие по три редакции. Это оперы: «Король и угольщик», «Ванда», «Дмитрий».


Жюль Массне

«Что я должен сказать музыкально, я должен сказать быстро, решительно, кратко; моя речь является плотной и нервной, и если бы я хотел выразить себя как-то иначе, я не был бы собой».
Ж. Массне.

Замечательный пример композиторского самоанализа. Талант Жюля Массне – оперно-вокальный а не симфонический. Лирика Массне трогает чувствительные сердца. Особенно она понятна женщинам. Не зря композитора называют поэтом женской души. В лучших его операх «Манон» и «Вертер» звучит музыка любовных страстей и нежных чувств. Не потому ли знаменитая Элегия Массне получает всемирную известность?