Выброшенный в другой мир 2 Главы 37-38

Геннадий Ищенко
                Глава 37


        – У этих часов очень низкая точность, – сказал Сергей, осмотрев сделанные по его рисунку часы с гирей. – Вам, Гней, придётся каждый день править их по солнечным. Неудобно, да и солнца может не быть.
        – А зачем мы тогда их делали, милорд? – спросил молодой кузнец.
        Свен с профессором тоже вопросительно посмотрели на герцога.
        – Они проще тех, которые будете делать теперь, – начал объяснять Сергей. – Ваш труд не пропал даром. Новые часы отличаются от этих маятником.
        Он рассказал им о маятнике и анкерном ходе и набросал на бумаге эскизы.
        – Меняя длину подвески груза в маятнике, вы можете ускорять или замедлять ход часов. Потренируйтесь на настенных, а после сделаем башенные для города. Для них нужно придумать механизм, который при завершении каждого часа бил бы в небольшой колокол нужное число раз. Давно надо было заняться, а то постоянно приходится прикидывать время на глаз. Кстати, Свен, метры сделали?
        – Столяры много их настрогали, – ответил кузнец, – а вот закончили наносить деления или нет – я не справлялся.
        – Ну и зря! – сказал Сергей. – Мы тебя, можно сказать, увековечили, а ты так несерьёзно к этому отнёсся.
        Когда Сергей вводил родные метры с сантиметрами, он не стал долго мудрить и за эталон взял рост Свена, сказав, что он равен двум метрам. После гирь и линеек на очереди была стеклянная мерная посуда.
        – Валики для прокатки стекла готовы? – спросил он, осматривая новый механический молот. – Какой вес ударной части?
        – Тридцать пять килограммов, – ответил Свен. – Вешать больший побоялись. Но и этот добре бьёт. А валик сделали только один. Для бронзы нужно олово, а его нет. И у купцов закончилось. Мы заказали, но они быстро не привезут.
        – Плохо, господа! – сказал Сергей. – Планы у нас большие, а материалов нет! Олово закончилось, медь вот-вот закончится, а железо, хоть и есть, но дрянное. Чуть потеплеет, и отправим  экспедиции и в Сакские горы, и в ту часть Ортагарских, которая на нашей территории. В Сакских горах у побережья неоднократно находили каменный уголь. Если, профессор, найдёте способ, как очистить его от серы, поставлю вам памятник.
        – А что по тем учителям, список которых я вам давал? Там были трое, прекрасно разбирающиеся в рудах.
        – Точно пока не скажу, – ответил Сергей. – Знаю, что кто-то едет и не все согласились, а точно узнаем только дней через пять. Как у вас идёт строительство жилья?
        – Строили быстро и хорошо, – сказал профессор, – но закончилась известь, поэтому часть строителей перебросили на производство кирпичей.
        – Ладно, вижу, что здесь нужно всё менять! – сказал Сергей. – Не дело вам этим заниматься. Сегодня же подберу человека, который будет отвечать за хозяйственные работы, а за вами останется только научная часть. И купец у меня есть очень пронырливый. Ему поручим строительство и закупки всего необходимого. А летом положим здесь асфальт и сделаем нормальную дорогу до города. Хотя с дорогой за один год можем и не управиться. И нужно устроить на реке ещё две деревни. Там неплохие луга, которые можно использовать для выпаса скота, а я помогу свести лес и построить дома. Вас здесь уже, как в небольшом городке, две тысячи человек, а будет в два раза больше. Наши деревни не справляются, да и у Каришей нет много продовольствия на продажу, поэтому скоро будем везти его из Ордага, а это не дело. Хоть и построим дорогу, но лучше, если вы сможете какое-то время прожить самостоятельно. Мало ли что...
        Осмотрев всё, что хотел, Сергей с охраной вернулся в Ордаг. Из-за тёплой и ветреной зимы грязи на дороге было немного, и добрались быстро. Дома ждали приятные сюрпризы. Первым, кого он увидел, были выходившие из экипажа Джок с Аглаей. Сергей отдал повод коня подбежавшему конюху и догнал «молодожёнов» у входа на заднем дворе.
        – Хорошо, что вы вернулись! – сказал он обоим. – Сегодняшний день вообще особенный!
        – И что в нём особенного, милорд? – улыбнулась Аглая.
        – Для вас я по-прежнему Серг, когда мы среди своих. А чем особенный... Во-первых, сегодня начало весны, во-вторых, я очень удачно съездил в замок, и, в-третьих, вернулись вы. Может, появится и в-четвёртых, день ведь не кончился! Вы не ели? Ну и я не обедал. Давайте пройдём к нам, повидаетесь с женой, а я скажу, чтобы нам чего-нибудь по-быстрому сообразили... Герцогиня там? – спросил он у гвардейца, когда подошли к дверям гостиной.
        – Да, милорд! – ответил гвардеец. – Миледи зашла после обеда и больше не выходила.
        Все вошли в гостиную, но Альды в ней не оказалось.
        – В спальне или ушла к Лани, – сказал Сергей. – Садитесь на кушетку, сейчас я разыщу пропажу.
        Альда с заплаканными глазами сидела на кровати и вскочила при его появлении.
        – Что случилось? – бросился он к жене. – С кем?
        – Со мной! – всхлипнула она, попав в его объятия. – У нас будет ребёнок!
        – Точно? – не веря тому, что услышал, спросил он. – А почему ты тогда плачешь?
        – Женщины это чувствуют, – ответила она. – А плачу от радости. Я, конечно, поверила Зару, что у нас с тобой могут быть дети, но всё равно...
        – Милая, родная! – он стал покрывать поцелуями солёное от слёз лицо. – Пойдём обрадуем Джока!
        – Не положено, – ответила она. – По обычаю жена должна сказать о беременности мужу, а остальные узнают только тогда, когда уже нельзя скрыть. Сейчас плод слаб, ему может навредить даже злая мысль!
        – Ну какие у Джока с Аглаей могут быть злые мысли? – рассмеялся он. – Твоё зарёванное лицо нужно объяснять, а ложь они сразу поймут. Скажем, чтобы никому не говорили, и все дела.
        – Так можно, – согласилась она. – Подожди, я хоть умоюсь.
        – Вас можно поздравить? – спросила Аглая, когда Сергей с Альдой, взявшись за руки, вышли из спальни. – Сегодня узнали?
        – Да, я сегодня почувствовала, – призналась Альда. – А как вы узнали?
        – У вас обоих это написано на лицах, – засмеялся Джок. – Я ещё ни разу не видел Серга таким счастливым.
        – Я так сильно не волновался бы, если бы не моё происхождение, – объяснил Сергей, – а у вас ещё вечная проблема с зачатием.
        – А что не так с вашим происхождением, Серг? – спросила Аглая.
        – Об этом знают только друзья, к которым, надеюсь, теперь относитесь и вы, – сказал он. – Не то чтобы это был большой секрет, просто посторонним знать ни к чему. Я попал к вам из другого мира, поэтому и боялся. Несмотря на внешнюю схожесть, у меня могло не быть общего потомства с местными женщинами.
        – Это объясняет некоторые ваши странности, – сказала Аглая. – Наши миры сильно отличаются?
        – Природой – не сильно, – ответил Сергей, – и люди, как вы видите, похожи. Хотя у нас есть народы с жёлтой, красноватой и чёрной кожей. Но главное различие в том, что мы далеко ушли от вас в познании мира, поэтому живём во многом по-другому.
        – Поведение определяется воспитанием и условиями жизни, у вас они другие, – сказала Аглая. – Поэтому я не всегда могла вас понять. Расскажете о своём мире?
        – Когда-нибудь, – пообещал Сергей. – Пока готовят стол, давайте поговорим о вас. Посмотрели имение?
        – Вы сделали мужу богатый подарок, – сказала Аглая. – Когда он заявил у меня одному хлыщу, что его графство размером с герцогство этого хлыща, я не поверила, а зря! Богатые земли, прекрасный замок и на удивление честный управляющий. Работал без хозяйского присмотра, а крал меньше обычного.
        – Не соскучились по работе? – спросил Сергей.
        – Смотря что вы хотите нам предложить, – ответила Аглая.
        – Джок у меня первый советник, вопрос в том, что предложить вам. Я хотел одно из министерств, но Аленар отсоветовал. Он сказал, что этим я поставлю в неловкое положение нашего короля. Поэтому я предлагаю вам вдвоём заняться освоением прибрежных территорий. Министерство геологии будет заниматься горами, военное министерство – флотом и портами, а вы – всем остальным.
        – А что у нас в остатке? – спросила Аглая.
        – Пока только рыбацкие деревни, – сознался Сергей, – всё остальное нужно создавать. Побережье пустует из-за пиратов, но через десять дней семь боевых кораблей выйдут искать и жечь пиратские гнёзда. Я надеюсь, что до осени мы покончим с этой заразой.
        – А что вы полагаете «остальным»?
        – У меня побережье в два раза больше, чем у Лазони и Мехала вместе взятых, – сказал Сергей. – Очень много прекрасных бухт и земли, которую не нужно отвоёвывать у леса. Почва плодородная, а в проливе полно рыбы. Если хорошо поискать, там можно найти много полезного. Нужны верфи, на которых можно строить корабли, в первую очередь боевые. Эта работа не на год или два. Средства у меня есть, но нужно попытаться найти прибыль на месте. В королевстве должен быть большой спрос на копчёную и вяленую морскую рыбу. Жаль, что в пролив впадают только две большие реки, и обе не у меня, но я собираюсь заняться дорогами и начну с морского тракта. Это важно и для развития побережья, и потому, что я ожидаю оживления наших отношений с империей. Ну что, берётесь? Я не предлагаю вам, Аглая, официальных постов, но все, с кем придётся работать, будут знать, что вы являетесь моим доверенным лицом, и выполнять ваши указания, как мои.
        – Чем мы будем располагать? – спросила Аглая.
        – Сто пятьдесят тысяч золотых на два первых года. В помощь дам три пехотных полка. Кроме того, вам окажут помощь коменданты портов, флот и магистраты городов, расположенных вдоль морского тракта. Чиновников дам, но немного. Если потребуется что-то ещё, постараюсь помочь, но заранее не обещаю.
        – На таких условиях можно работать, – согласилась Аглая. – Мы можем вкладывать свои деньги?
        – Свои вкладывайте сколько угодно, – ответил Сергей, – а брать у купцов не советую. Если что-то пойдёт не так, потом не расплатитесь. Эти живоглоты обдерут до нитки даже своего герцога, поэтому я к ним не обращаюсь без крайней необходимости. Но если заинтересуете участием на паях, то почему бы и нет?
        День действительно был богат на события. Незадолго до ужина во дворец прибыл лейтенант, которого отправляли в Сотхем искать каучуконосные растения.
         – Лейтенант Сандр Лораш! – представился здоровенный парень в поношенном лейтенантском мундире с обветренным и исцарапанным лицом, которое показалась Сергею смутно знакомой.
        – Где-то я вас видел, лейтенант, – сказал он, – а где именно... Не напомните?
        – Я приходил к вам, милорд, наниматься в армию, – смущённо сказал здоровяк. – У нас с вами был разговор, когда вы сказали, что не даёте звание лейтенанта баронам, а делаете лейтенантов баронами.
        – Значит, вы послушались меня и решили учиться, – вспомнил парня Сергей. – Ну что же, молодец, что ещё могу сказать. Как сходили в экспедицию? Садитесь, устали, наверное.
        – Есть немного, – признался Сандр, садясь в кресло. – Сходил я с результатом, но для этого пришлось пройти почти всё побережье пешком. Перерезали кучу деревьев и ничего не нашли, пока не попали в бухту рядом с пустыней. Там живёт один граф...
        – Продер, – сказал Сергей. – Много он вывел своих демов?
        – Десятка полтора, – ответил Сандр, бросив на герцога уважительный взгляд. – Самый маленький размером с собаку, а большой уже потянет на лошадь. Там живут и сотхемцы от короля Мехала. Граф учил их разводить демов. У некоторых уже есть малыши.
        – Зря они это затеяли! – нахмурился Сергей. – Вымахает такая зверюга в два человеческих роста, и что с ней потом делать? Обратно в пустыню не выгонишь, потому что она припрётся к людям. И её нужно кормить до отвала, а то она сама найдёт корм. А если что-нибудь случится с хозяином или начнётся гон? И в современном бою от неё мало толку. Если ранят или обожгут, будет она разбирать, где свои, а где чужие! Ладно, рассказывай дальше.
        – Вот, – Сандр развязал сумку и выложил на стол герцогу что-то замотанное в тряпицу. – Это застывший сок, а это веточка дерева. Я ещё взял с собой семена.
        – Семена – это хорошо! – сказал Сергей, размотал тряпку и взял в руки комок желтоватого каучука. – Только нет у нас времени выращивать их из семян. Там есть поросль?
        – Навалом, – ответил лейтенант.
        – А можно так высадиться с корабля, чтобы не видели живущие с графом сотхемцы?
        – Конечно, – повеселел Сандр, понявший, что его не заставят вторично мерить побережье пешком. – Там рядом удобная бухта, а я знаю, как пройти.
        – Тогда сделаем так, – решил Сергей. – Несколько дней отдохнёте, а я пока подготовлю всё, что нужно. Потом поедете с пакетом в Гонжон. Флот ушёл вычищать острова от пиратов, но два транспортника и один корабль для связи оставили в порту. Генерал Строг даст вам малый корабль, на котором и поплывёте. На тот случай, если попадётесь адмиралу Доброжу, я возьму грамоту у посланника Мехала. Надёргаете этих саженцев штук пятьсот. Только выкапывайте вместе с корнями. Сложите на палубе и присыпьте корни землёй. Сейчас не жарко, так что до нашего порта должны дотянуть, а там вас встретят и заберут. Всё поняли, майор?
        – Благодарю, милорд! – вскочил Сандр. – Не сомневайтесь, выполним в точности!
        – Сегодняшний день продолжает радовать! – сказал Сергей Альде, вернувшись в свои комнаты. – Пришёл парень, которого посылали в Сотхем, и принёс это.
        – Что это? – спросила Альда, беря в руки каучук. – Упругое.
        – Можешь считать это золотом, – ответил муж. – В союзе королевств резиной уплотняют насосы и делают маски, но из неё столько всего можно сделать! А если добавить больше серы, то получим эбонит, а это уже пластмасса, с которой очень удобно работать. Я завтра же пошлю человека на побережье готовить землю под посадки деревьев, из сока которых получается такой каучук. А за деревьями пошлём корабль. Пусть они вырастут не раньше чем через три-четыре года, но это будет наше! Наберём крестьян, чтобы ухаживали, а после и собирали сок. Возле Гонжона зимой лишь немного холоднее, чем там, где растут деревья, а морозов не бывает вообще. Завтра же нужно поговорить с Мартом Валером по поводу плавания у их берегов. Он не устаёт набиваться ко мне в друзья, вот и посмотрим на его дружбу. Уже поздно. Наверное, на сегодня все радости закончились.
        – А я? – спросила жена. – Ты сделал меня счастливой и подарил возможность стать матерью! Я тоже хочу подарить тебе радость!
        – А тебе можно?
        – Не можно, а нужно! Чем лучше мне, тем лучше плоду! Я ещё долго могу себя не ограничивать. Не беспокойся, я скажу, когда будет нельзя. И даже не стану возражать, если ты на это время пошлёшь за дочкой Бенитара!
        – Точно не станешь? – не поверил Сергей. – Врёшь ведь!
        – Не вру, а проверяю твою любовь! Ты должен был с негодованием отвергнуть моё предложение, а вместо этого начал выяснять, можно ли её сюда притащить! Попался ты, милый! Все вы, мужчины... ммм...
        Дальше Альда не смогла говорить, потому что Сергей начал целовать, а потом взял на руки и унёс в спальню.
        Посланника Мехала он пригласил к себе на обед, после которого состоялся нужный герцогу разговор.
        – Я не просто так пригласил вас, барон! – сказал Сергей. – У меня к вам важный разговор.
        – Вы ни разу не приглашали меня просто так, – ответил Март. – Говорите, герцог, что вам от меня нужно, постараюсь помочь.
        – Я постараюсь исправиться, – пообещал Сергей. – Можете мне не верить, но ни на что не хватает времени! Число помощников растёт, но и дел не становится меньше. А дело у меня к вам такое. Помните, вы писали королю о моей просьбе изучить растительность побережья? Так вот, мой человек нашёл то, что нужно. Теперь мне необходимо срочно послать туда корабль, наковырять саженцев и посадить их в почву, чтобы принялись до жары. Я не могу действовать через Мехала, потому что переписка займёт слишком много времени.
        – Что за саженцы?
        – Есть такое дерево, из сока которого после застывания получается упругий материал. Союз использовал его в насосах. У вас его там целые рощи, а мы только надёргаем поросли. Я вам потом дам ветку и расскажу, как получать материал и что с ним делать. А от вас нужна грамота для адмирала Доброжа или тех солдат, которые выращивают демов с Продером. Кстати, это очень плохая затея. Слишком сильны и непредсказуемы взрослые демы. Для них только один авторитет – их хозяин. А если его убьют или ранят самого дема? Он порвёт на куски и чужих, и своих! Я не пущу графа с ними в королевство! Толку от таких бойцов чуть, а вреда может быть много! Мои гранаты или химия союза обратят их в бегство или приведут в бешенство. Могу пустить его питомцев на побережье за надёжную изгородь, пусть показывает за деньги, и покупает для них рыбу. Напишите королю. Я когда-то неудачно пошутил, а граф принял шутку всерьёз. Достойно удивления, что у него всё получилось, но эту опасную затею нужно прекратить, пока дело не кончилось большой кровью.
        – Я напишу, – озабоченно сказал барон. – Король схватился за эту идею из-за того, что она исходила от вас. И грамоту для вас пришлю утром. Это не поздно? Спасибо за обед и за беседу. Жаль, что я не родился в Сандоре!
        – Это ещё почему? – удивился Сергей такому высказыванию.
        – Тогда вы не лишали бы меня своей дружбы! – сказал барон.
        Коротко кивнув, он направился к выходу, оставив Сергея гадать, искренние это были слова или игра.

        Из порта вышли группами. В трёх было по два корабля: один – с опытной командой, уже имевшей дело с пиратами, а второй – с экипажем, обученным имперскими моряками. Они же составляли треть экипажа седьмого корабля, который отправился охотиться на пиратов отдельно от остальных. Не ушедшие в поход моряки империи остались в Гонжоне ждать корабль, чтобы вернуться домой. Тем матросам, которые отложили возвращение, захотелось заработать больше денег и пощекотать себе нервы после однообразия портовой жизни.
        Больше половины пути к островам плыли, не сильно отдаляясь друг от друга, а потом разошлись, чтобы охватить весь пиратский архипелаг. У капитана одиночного корабля, сохранившего имперское название «Мурена», помощником был Сталий Мард, служивший в этом же звании и во флоте империи. Сталию нравились сандорцы, которых он полгода обучал нелёгкой морской науке. Он не держал на них зла за поражение. Ведь кто-то же должен был проиграть? Значит, так было угодно богам. А эти ещё поступили благородно. И отпустили пленных, пусть даже за выкуп, и хорошо заплатили за науку. Он потому и остался, что дома не ждало ничего хорошего, особенно после поражения. Вряд ли император, расставшись с кучей золота, засыплет им тех, из-за кого это произошло. Сидеть полгода в казарме без женщин и выпивки, да ещё выслушивать издевательства тех, кому повезло не попасть в плен... Пошли они все! Здесь с женщинами тоже было неважно, но в увольнения отпускали, а когда моряк свободен и в карманах бренчат монеты, женщины уже не становятся проблемой. Язык королевства выучили быстро. К каждой группе был прикреплён толмач, а болтать приходилось по полдня. Поохотиться на пиратов Сталий согласился одним из первых. Он злился на них за гибель брата, корабль которого был взят на абордаж и потоплен после грабежа. Брат не был военным моряком, а служил на посудине купца. После смерти Альсия пришлось помогать его жене и сыну. Жена отрабатывала ночами, но всё равно получалось дорого. Дешевле было найти шлюху. За рейд обещали хорошо заплатить, да и на островах наверняка найдётся, чем прибарахлиться. Свои обязанности он собирался выполнить честно. Страха не было, потому что все видели, на что способны трубы, которые погрузили на корабли. Пираты эскадрами не ходили, а пустить таким оружием ко дну один или два корабля не составит труда.
        – Сталий, подойди! – позвал капитан Норм Горлиш. – Посмотри, похоже, верхушки мачт.
        – Да, капитан, – сказал помощник. – Только вряд ли это пират. Корабль трёхмачтовый, а у них на всех по две мачты, и идёт со стороны империи. Пират может идти оттуда только после грабежа, а для их рейдов ещё рано. Они не станут рисковать своими шкурами, плавая в это время по проливу. Это военный корабль империи, и движется туда же, куда идём мы. Раз мы их заметили, значит, замечены сами. Советую не убегать, а вызвать их на переговоры. За пиратов нас не примут, а за корабль союза могут. Не хотелось бы с ними драться. Для драки нет причин, а если о ней узнают в империи, то нас после возвращения повесят. Смотрите, они меняют курс и идут на сближение!
        – И как ты думаешь переговариваться? – мрачно спросил капитан. – Они не подпустят нас к себе для переговоров.
        – Повесьте крест* и спустите меня в шлюпке. А если не доверяете, то пошлите со мной своего помощника.
        (* белый флаг, перечёркнутый чёрным крестом, был знаком к проведению переговоров на флотах империи и союза королевств).
        По договору, помимо морских премудростей, капитана корабля и его помощника обучали имперскому языку. В этом рейде помощник капитана служил простым матросом.
        – Командуй! – приказал капитан и сам отдал команду приготовить к бою ракетную установку по правому борту.
        – Крест поднять! – заорал помощник. – Шлюпку на правый борт!
        Когда шлюпка была на воде, Сталий спустился в неё и стал грести навстречу имперскому кораблю. На нём спустили часть парусов, так что моряк  без большого труда закрепил шлюпку к штормтрапу и поднялся на борт.
        – Помощник капитана Норма Горлиша Сталий Мард! – представился он подошедшим офицерам. – Боевой корабль «Мурена». Цель плавания – охота на морских пиратов. Почему преследуете корабль герцога Аликсана?
        – Какая наглость, Потий! – сказал капитан помощнику. – Мало того что служит врагу империи на захваченном корабле, так ещё и требует от нас отчёта!
        – Корабль захвачен как трофей, и герцог в своём праве, – ответил Сталий. – Разве не так? Договор найма действует до моей гибели в бою или плена, а моя временная служба у герцога не наносит вред империи. Насколько я знаю, война закончена. Если вы атакуете – это будет пиратством. Учтите, что капитан «Мурены» может без труда пустить вас ко дну или сжечь. При этом вы даже не сможете доплыть до него на расстояние выстрела из метателя. Видите направленную на вас трубу? Не успеете сказать слово «мама», как окажетесь на дне. Экипаж корабля частично состоит из моряков империи, которым этого не хотелось бы по многим причинам.
        – Не хотите отвечать? – спросил капитан, отбросив ёрничество.
        – И это тоже, – согласился Сталий, – а больше то, что я не вижу повода для драки. Какой ответ, если вы все погибните? Разве что после возвращения кто-нибудь из нас спьяну проболтается.
        – Мы идём к пиратским островам, – сообщил капитан. – Прошлым летом наш флот был у берегов Сандора и охранял империю от флота союза, так что пираты не могли разбойничать в Сандоре, да и в Сотхеме тоже. Поэтому они ограбили у нас несколько деревень и захватили в полон их жителей. Нас послали выжечь в ответ деревни или корабли, пока они не вышли в море.
        – Плохо! – встревожился Сталий. – Сейчас там начнут резвиться шесть боевых кораблей герцога Аликсана. Эти корабли действуют парами, и на них нет моряков империи. Если вы им попадётесь, то отправитесь на дно кормить рыб. Вам надо или повернуть домой, или идти с нами.
        – Меня больше устраивает второе, – сказал капитан. – Я должен выполнить приказ, а наличие у островов кораблей Аликсана – это не основание для трусости.
        – Тогда пусть ваш помощник садится со мной в шлюпку и плывёт договариваться с капитаном, а я выскажу ему своё мнение.
        – На каком основании я должен им доверять? – сказал капитан Горлиш Сталию, когда тот повторил ему свои доводы. – Между нами вообще не было никаких соглашений, кроме обмена пленных. Господин помощник, – перешёл он на имперский, – мы не собираемся действовать вместе с вами, но я также не хочу предпринимать никаких враждебных действий. Если хотите, плывите параллельным курсом, но соблюдайте дистанцию. При появлении наших кораблей мы о вас сообщим. Устраивает вас это?
        – Вполне, господин капитан, – ответил имперец. – Мне дадут шлюпку?
        – Забирайте, – расщедрился капитан. – Не будем терять время, его и так много потеряно. Вернёте её как-нибудь потом, если сможете.
        Они не успели до вечера дойти до островов, но была полная луна, поэтому и ночью шли, присматривая друг за другом. Острова показались на следующий день, часов через пять после рассвета. Сначала увидели один остров, потом сразу два. Когда подошли ближе, стало видно, что от одного из островов в небо поднимается дым. Вскоре из-за острова выплыл двухмачтовый корабль, шедший на всех парусах прочь от берега.
        – Пират! – крикнул капитан. – Готовьте разрывную ракету! Разворачиваемся и идём на сближение!
        Матросы принесли ракету и вставили в станок.
        – Капитан! – закричал наводчик. – Я не могу стрелять!
        – В чём дело? – подбежал к нему Горлиш. – Руки отсохли?
        – Я не могу прицелиться! Корабль сильно болтает! Посмотрите сами!
        – Неужели так трудно держать цель?
        – Толку-то! Я отбегу после зажигания – и куда она улетит? Нужно постоянно наводить на цель, но тогда она меня, к демонам, спалит! Давайте подойдём ближе, иначе всё будет попусту!
        – На штурвале! – закричал капитан. – Сближаемся вплотную! Быстро заменили ракету на зажигательную и беритесь за арбалеты! Надо прижать их к палубе!
        – А зачем меняете трубу? – спросил Сталий, заряжая свой арбалет.
        – Можем получить в ракету болтом, – буркнул капитан. – Зажигательную только испортят, а если попадут в разрывную, им больше не понадобится в нас стрелять! Что у них с метателем?
        – Взведён, – ответил помощник, – но стрелять смогут только после того, как встанут к нам бортом. Смотрите, они пытаются уйти!
        – Ничего у них не выйдет, – ответил капитан, который тоже взял в руки арбалет. – Сейчас закончим разворот и догоним. У них ход меньше нашего.
        Догонять пришлось долго из-за ветра. Он дул неудачно, поэтому не получалось набрать ход и расстояние между кораблями сокращалось медленно.
        – Не так нужно использовать ракеты! – сердито сказал капитан. – И станок нужен другой, не додумали в замке! Как стрелять? Сейчас начнём его обходить и получим от них гостинец!
        – А если подойти вплотную к корме? – предложил Сталий. – Их метатель будет бесполезен, а вы сможете установить свою трубу на носу.
        – Попробуем, – сказал капитан. – Ничего другого не остаётся. Только прямо идти нельзя, потеряем ветер. Эх, надо было поставить щит на станок! Парни, быстро переносим установку на нос, вся команда туда же! Сейчас они начнут стрелять, поэтому не зевайте и отстреливайте арбалетчиков!
        – У них и лучник... – сказал Селий, прицелился и спустил скобу, – был. Команда на пиратском судне в два раза меньше нашей. И корабль меньше, и матросов они, наверное, не успели собрать, когда удирали. Так что мы легко их прижмём.
        Шли параллельным курсом и, когда нос корабля оказался на одной линии с кормой пирата, произвели выстрел с дистанции семидесяти шагов.
        – Молодец! – похвалил капитан наводчика, глядя на охваченный огнём корабль пиратов. – Попал прямо в мачту!
        – Я целился в надстройку, – смущённо отозвался тот. – Надо что-то делать, иначе мы много не навоюем. Я должен до самого выстрела направлять станок и не поджариться, тогда ракета полетит куда надо. А подплывать вплотную... Тогда уж проще забросать врага ручными бомбами.
        – Сообщим в замок, пусть там думают! – согласился капитан. – Разворачивайте корабль, нужно догонять имперцев. А то ещё влипнут в неприятности из-за наших парней. Герцог будет недоволен.


                Глава 38


        – Рад вас видеть, генерал! – Сергей поднялся из-за стола навстречу вошедшему Строгу. – Не затаили обиду за то, что загнал на край света?
        – Нет времени обижаться, да и не за что, – улыбнулся Строг.
        – А как добрались?
        – Добрался быстро. В этом году весна тёплая, а дождей мало, так что дорога вполне приличная. Я, милорд, прибыл в основном к генералу Севоржу, но и к вам есть просьба.
        – Я вас слушаю.
        – Прибыл флот, который отправляли к пиратским островам.
        – Ну и как сходили? – заинтересовался Сергей. – Как себя показали ракеты?
        – Сходили хорошо, а вот ракеты показали себя плохо. Моя просьба связана именно с ними. Когда мы проводили испытание, в бухте почти не было волнения и ракета с небольшой дистанции точно поразила цель. Но при качке станок качается вместе с кораблём и угол прицеливания постоянно меняется. А из-за конструкции станка наводчик должен перед выстрелом убраться подальше. Пока горит шнур, прицел сбивается качкой, поэтому приходится подходить к противнику вплотную. А при малой дистанции ракету легко повредить болтом. Поэтому в море ракетой сожгли только один корабль, подобравшись к нему с кормы. На стоянках качка была небольшой, и ракеты показали себя лучше, но и там не всегда попадали в цель. Моряки просят сделать так, чтобы можно было наводить ракету на цель до самого выстрела и не поджариться. Тогда качка мало повлияет. И неплохо как-то защитить от стрел и болтов ракету и стрелка. Оружие мощное, но пока от него мало толку.
        – Вот что значит отсутствие опыта! – расстроенно сказал Сергей. – А ведь могли бы додуматься. Все решили, что если ракета довольно точно летит на тысячу метров, то уж на двести, да ещё в такую большую цель, как корабль, как-нибудь попадут. Я думаю, что всё можно исправить. Ракету поместим в трубу и спереди закроем крышкой, тогда ей не страшны болты. А крышку наводчик сорвёт верёвкой перед выстрелом, или её откинет сама ракета. Поднять такую трубу над палубой, а наводчика усадить и прикрыть щитком. Но в станке всё нужно переделывать. Я скоро собираюсь в замок и озадачу наших мастеров. Какие результаты похода?
        – Корабли вернулись без повреждений и пригнали небольшое двухмачтовое судно. Убитыми потеряли троих, и два десятка получили не очень тяжёлые ранения. Матросы хорошо прибарахлились, а некоторые, – он улыбнулся, – привезли себе невест. Прошлым летом пираты не могли действовать у наших берегов, да и корабли ходили только группами, поэтому они грабили деревни на побережье империи и захватили полон. Сенат решил их наказать и послал туда один военный корабль. О чём только думали? Наши договорились с имперскими моряками и действовали вместе. В результате на шести островах спалили семь поселений и два корабля. Но трём кораблям удалось уйти, так что позже всё нужно повторить ещё раз. Третью часть добычи для вас, как положено, привезут обозом. Там главным образом вино, ткани, оружие и золото.
        – Довольны имперские моряки, которые ходили на наших кораблях?
        – Конечно! Они привезли из этого рейда не меньше, чем заработали у нас, и уже всё продали нашим купцам. Перед их возвращением прибыл корабль из империи. Купцы привезли товары и сообщили, что скоро прибудет посланник для связи с королевским двором. Они же забрали ожидавших отправки моряков.
        – А что с саженцами?
        – Ваш человек приготовил землю под посадку, сейчас строят дома для крестьян. А корабль с майором уплыл и при мне не возвращался. Им нужно не только сплавать туда-сюда, а ещё накопать саженцев.
        – Когда думаете возвращаться?
        – Надеюсь всё сделать быстро и через два дня выехать.
        – Приехали каретой? Тогда я попрошу вас, генерал, захватить с собой одного молодого человека. Это имперский консул, которого нужно первым же кораблём отправить домой. И ещё одно. Когда приедет посланник императора, нужно дать ему с собой хорошее сопровождение, пусть даже у него своя охрана. Меньше всего нам сейчас нужны осложнения с империей.

        В последнее время Лаций существовал по инерции. Все мысли были о доме и о Юлии, которую он не видел почти год. Его обещали отправить в империю, и он верил, что герцог выполнит обещание, но время тянулось невыносимо медленно, а он сам застыл во дворце, как муха в куске янтаря. Лаций даже ел с трудом, только для того чтобы совсем не потерять силы. Известие о том, что он через два дня выедет на побережье, всколыхнуло лёд равнодушия и вызвало нетерпение, которое всё больше разгоралось по мере того, как карета генерала Сорга приближалась к концу пути.
        – Встряхнитесь, Лаций! – сказал ему генерал, с которым он за время пути немного сблизился. – Нельзя же так! Завтра мы будем в Гонжоне, а ещё через два-три дня прибудет корабль посланника, на котором отправим вас домой. И что увидят ваши близкие? Вселенскую печаль? Зачем вы нужны жене, если у вас не осталось мужских сил? Налегайте на это мясо, а потом не спите в карете, а пробежитесь рядом с ней. И будьте веселей, демоны вас побери! Грусть убивает радость жизни, а она у вас только начинается! Все ваши беды позади, а впереди встреча с родными и любимыми людьми. Нельзя мужчине так раскисать. Ну же, улыбнитесь!
        – Я рвусь домой из-за жены, – ответил Лаций генералу. – В остальном в империи меня ждёт мало хорошего. Своим возвращением только напомню о себе и своём позоре.
        – Мне о вас рассказал герцог, – сказал ему Строг. – По-моему, вам совершенно нечего стыдиться. Вы победили кочевников и стали триумфатором, а все неприятности случились из-за того, что послали заниматься не вашим делом. У Мехала вы очень неплохо себя зарекомендовали. Если вас будут гнобить в империи, мой вам совет: берите жену и приезжайте к нам. У нас умеют ценить настоящих воинов.
        Лаций ничего не ответил генералу, а потом перед сном долго лежал и вспоминал всю свою жизнь здесь, начиная с того момента, как он покинул подвалы королевского дворца в Сотхеме. Выходило, что он не видел от местных ничего, кроме уважительного отношения и сочувствия. Мехал тоже предложил бы ему остаться, если бы не видел, как Лаций рвётся домой. Он пока не собирался уезжать из империи, но сделал зарубку в памяти.
        Судьба решила его порадовать: на следующий день после приезда в Гонжон прибежал вестовой от генерала с сообщением, что пришёл корабль из империи.
        – Они только что пришвартовались, – сказал солдат. – Генерал пошёл к причалу вместе с капитаном порта и просил вас подойти.
        Когда Лаций прибежал в порт, он сразу нашёл корабль империи среди десятка других, стоявших у причала, по собравшейся возле него толпе людей. Было видно, что на берег сошли пассажиры, и теперь матросы сгружают чей-то багаж. С генералом беседовали капитан и ещё кто-то, показавшийся ему знакомым.
        – Вот наш пассажир, – сказал Строг, увидев Лация. – Возьмёте?
        Стоявший рядом с капитаном парень что-то радостно закричал и бросился к Лацию обниматься.
        – Ты жив, дружище! – кричал он и от избытка чувств наградил бывшего консула таким шлепком, что чуть не сбросил его в воду. – А я уже и не думал тебя увидеть!
        – Север? – с трудом узнал его Лаций. – Ты что здесь делаешь?
        В отличие от бывшего квестора, он не испытывал большой радости от встречи и не понимал его восторга.
        – Послан императором и Сенатом к здешнему королю, – сказал Север, отпуская того, кого считал другом. – А ты какой-то вялый, не заболел?
        – Ты видел Юлию? – не отвечая на его вопрос, спросил Лаций.
        – Видел, но близко не подходил. Она считает меня виновным в твоей смерти и относится соответственно. Ничего, скоро увидитесь. Капитан думает сегодня же отчалить, так что через три дня будешь дома. Познакомься, моя жена!
        К ним подошла девушка в платье, какие обычно надевали в дорогу женщины из знатных семей.
        – Это Лиара, дочь главы Сената Ладия, – представил свою жену Север. – Лучшая женщина на свете, а для меня ещё и единственная!
        – Север много о вас рассказывал, – сказала Лиара. – Он считает вас своим другом и очень переживал, что вы из-за него пропали.
        – Мы с ним наделали глупостей, – ответил девушке Лаций. – А вы едете к королю, не к Аликсану?
        – Сначала заедем к герцогу, – ответил Север, – а потом поедем к королю.
        – Я вижу, что ты не пострадал из-за нашего провала, а, наоборот, возвысился. Это из-за отца?
        – Его отец ни при чём! – ответила за мужа Лиара. – Север отправился с дружиной воевать с союзом королевств в составе войска Сандора. Аликсан наградил его орденом и дал титул графа. Я теперь графиня! Его похождения вызвали большой интерес, а связи с Аликсаном послужили дополнительной причиной назначить посланником. А чем занимались вы?
        – Сначала сидел в подвалах, – ответил Лаций. – Потом узнал, с кем воюет Мехал, и начал готовить ему войско, а напоследок повоевал сам.
        – И Мехал тебя не наградил?
        – Мне было не до его наград. Рвался быстрее добраться до Сандора, чтобы отправиться домой, но не успел: навигация уже закончилась. Золота он, правда, насыпал в избытке.
        – Жаль, что нам нужно уезжать, – сказал Север, – иначе не успеем до ночи добраться до следующего города. Если у тебя всё будет нормально, а я застряну в Сандоре, приезжайте с женой навестить. В империи большие изменения, так что скоро такие поездки станут обычным делом.
        – Может быть, – неопределённо ответил Лаций. – Извините, мне нужно поговорить с капитаном.
        – Значит, вы тот самый Лаций Савр, триумфатор? – спросил капитан подошедшего юношу. – Конечно, мы вас возьмём. Но генерал попросил отвезти в империю два десятка наших моряков, поэтому я не смогу выделить вам отдельную каюту. Если хотите, можете разделить каюту со мной или с моим помощником. В каютах, где будут матросы, теснее. Летом мы поместили бы их на палубе, но сейчас для этого холодно.
        – Спасибо, капитан, – ответил Лаций. – Как скажете, так и будет. Домой я готов следовать за вами и в лодке на буксире.
        – Эк вас припекло! – посочувствовал капитан. – Тогда идите за вещами, я хочу отплыть пораньше.
        Во время рейса Лаций не проявлял желания общаться, с неохотой отвечал на вопросы капитана и большую часть дня проводил на носу корабля, не замечая любопытных взглядов команды. Консул плохо запомнил прибытие. Когда корабль пришвартовался в столичном порту и был проверен чиновниками, он, как и остальные пассажиры, забрал свои вещи и пошёл к выходным воротам, предъявив охране свой медальон. Сразу за воротами стояли экипажи, один из которых он и нанял. Пока ехали к усадьбе отца, Лация стало трясти.
        «Ещё не хватало закатить истерику, – подумал он, с трудом взяв себя в руки. – Прав генерал: что-то я совсем раскис. Неужели я дома? О боги!»
        Бросив ошарашенному возчику золотую монету королевств, Лаций пробежал мимо остолбеневшего привратника, промчался по дорожке парка и вбежал в дом. Когда он распахнул дверь в свои комнаты, Юлия была в гостиной. Она с недоумением посмотрела на вбежавшего мужчину и лишилась сознания.
        – Как ты мог оставить меня одну! – рыдала она на груди у мужа, когда ему удалось привести её в чувство. – Никуда больше не отпущу одного, так и знай! Вон у Севера жена поехала с ним на край света. Я тоже с тобой уеду, куда хочешь, только не бросай! Я уже думала, что если ты до осени не появишься, то и мне больше незачем жить!
        Вечером собралась вся семья. Приехала даже Лидия со своим Хорцогом. Пришлось долго и в подробностях рассказывать о своих похождениях.
        – В результате вся слава досталась сыну Лорана, – вздохнул отец, – но хоть сам вернулся, а то я уже не мог смотреть на Юлию, так она убивалась. Чем думаешь заняться?
        – Сын не успел приехать, а ты задаёшь такие вопросы! – рассердилась мать, заработав благодарный взгляд невестки. – Дай ему отдохнуть!
        – А тебе не предлагали там остаться? – спросил Рабус.
        – Предлагали и неоднократно, – ответил Лаций брату, – но меня ничего не интересовало, кроме возвращения.
        – И правильно! – поддержала сестра. – Человек должен жить там, где живёт его семья!
        – Ты по-прежнему числишься в армии, поэтому нужно либо из неё уйти, либо явиться к префекту, – сказал отец, когда все разошлись и с ними осталась только Юлия, которая не хотела оставлять мужа даже ненадолго. – У нас здесь многое изменилось. И поражение в войне только ускорило перемены, а началось всё с тебя и твоей победы. Изменились судьбы очень влиятельных людей, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому я советую оставить службу. Явись завтра к префекту и послушай, что он тебе скажет, а потом решай. Только имей в виду, что он из тех, кто много потерял и вряд ли будет за это благодарен.

        – Зачем нам дали такую охрану? – спросила Лиара. – У нас десять своих бойцов, и ещё генерал дал два десятка. Для нас есть какая-то опасность?
        – Вряд ли, – ответил Север. – Если опасность и будет, это случится очень нескоро. А генерал просто не хочет из-за нас неприятностей. Поэтому не обращай на охрану внимания.
        Две декады назад он начал заниматься с Лиарой изучением языка, и в дороге это занятие скрашивало им скуку. Жена быстро училась и уже могла объясниться с прислугой на постоялых дворах без помощи мужа. Когда подъехали к Ордагу, Север не на шутку разволновался. Он любил жену, но не мог относиться равнодушно к герцогине.
        – Она живёт в этом городе? – спросила Лиара. – Что ты так трясёшься? В тебе живёт память прошлой любви. Не поддавайся волнению, и всё пройдёт. Мы же не станем здесь долго задерживаться?
        – Не станем, – благодарно ответил он жене. – Нанесём визит вежливости, переночуем и завтра утром уедем.
        Когда карета остановилась у парадного подъезда дворца, встречать приехавшего посланника вышел сам герцог.
        – Я вижу, что вы не остались равнодушны к моим словам, – сказал он Северу. – У вас замечательная жена. Она понимает язык?
        – Немного, – ответил Север, – но быстро учится.
        – Вы прекрасны, госпожа! – на имперском сказал Сергей. – У господина посланника отменный вкус, он всегда стремится выбрать лучшее! Счастлив вас приветствовать в своём доме и оказать гостеприимство. Пойдёмте, я провожу вас в ваши комнаты, а слуги доставят вещи. Кто-нибудь из ваших охранников знает язык?
        – Да, – ответил Север. – Дортоний был в моей дружине и учил язык. Объясниться сможет.
        – Тогда их всех сейчас отведут в казармы и накормят обедом. А мы с вами сядем за стол чуть позже, когда будет готова ваша жена. Прошу вас!
        Герцогиню Лиара увидела уже в трапезной, где гостям представили присутствующих.
        «Красивая женщина, – думала она, глядя на жену герцога, – и умная – это сразу видно, но я не хуже. Она сильно действует на мужа, нужно как можно быстрее его увезти».

        – Как ты думаешь, чем всё закончится у Аликсана? – спросил Джок жену.
        Они были в холле своего большого дома в Гонжоне. После гибели большей части населения города не у всех его жителей нашлись наследники. У этого дома их тоже не было, поэтому генерал Строг отдал его Лишнею, и не пришлось тратиться на строительство или покупку жилья.
        – Закончится короной, – без тени сомнения ответила Аглая. – Это давно поняли все, кроме самого герцога. Да и он понял, просто не хочет себе в этом признаваться. Когда заработают его проекты, Лазони сам откажется от короны. Сейчас это можно сделать без крови, а если вопрос главенства начнут решать их дети, род Лазони просто исчезнет.
        – Я тоже так думаю, – согласился Джок. – И ещё думаю над словами Серга об огромности нашего мира. Кто может жить на его просторах? Что, если в один не самый прекрасный день к нам явятся пришельцы, которые окажутся не по зубам живущим по обе стороны пролива?
        – Придётся объединяться, – сказала Аглая, – как мы объединились в королевствах. Но это вряд ли. Мы с тобой были в замке Буше и всё видели. Именно там растёт сила Аликсана. Кого из герцогов интересуют наука или грамотность населения? Кто отправляет по пять экспедиций на поиски металлов? Все они, включая короля, который такой же герцог, как и сын Лантара, только слепо копируют кое-что из того, что делает Серг. Ту малую часть, которую могут понять. Пройдут двадцать или тридцать лет, и он сильно изменит жизнь, причём не только правителей, а всех. Что-то мы с тобой увидим, но большинство его свершений увидеть не успеем. Может быть, это и к лучшему.
        – Почему ты так думаешь? – спросил удивлённый Джок.
        – Люди цепляются за старое и привычное, – объяснила жена, – а новое, даже если оно улучшает им жизнь, часто приходится вводить силой, проливая кровь. Придётся запачкать руки и Сергу, никуда он от этого не денется. Но он найдёт в себе силы для всего, лишь бы ничего не случилось с его женой. Несчастье с Альдой может сломать его или озлобить. Нам всем нужны якоря в жизни. В них источник нашей силы, и в возможности их лишиться кроется наша слабость. И жить иначе просто нельзя. Ты для меня – это всё. Ты даёшь мне силы и наполняешь жизнь смыслом. Но стоит тебе умереть, и у меня уже не останется сил жить дальше. Привязка не обязательно будет к людям, может быть, например, к богатству. Но она всегда есть у всех без исключения.
        – С чего мы здесь начнём, как думаешь?
        – Нужно внимательно изучить побережье, кто здесь живёт и что есть полезного. Я пока не знаю ни о чём, кроме рыбы, а её невыгодно возить вглубь королевства по нашим дорогам, потому и не возят. На морской тракт у Аликсана уйдёт лет десять, прежде чем он замостит его камнем. Мы не можем столько ждать.
        – Попробую потрясти здешнее «дно», – сказал Джок. – В Гонжоне их перебили вместе с остальными жителями, а вот в Дорее шваль сохранилась. Для начала мы с тобой завтра туда съездим.

        Их высадили в ночное время на двух шлюпках. Капитан побоялся подходить близко к берегу и правильно сделал. Пока осторожно гребли, трижды налетали на камни, в результате чего у одной из шлюпок потекло дно, и пришлось вычерпывать воду. У берега камней было особенно много, но им всё-таки удалось сохранить лодки на плаву и высадиться с них на песчаный пляж.
        – Быстро вещи на берег, и рубим днища! – приказал старший в группе. – Торопитесь, мы должны уйти до рассвета.
        – Хорошо, что штиль! – сказал один из ревнителей, выбрасывая на песок сумки. – Было бы волнение, размолотило бы всех, к демонам, об эти камни!
        – В другую погоду нас здесь не высаживали бы, – сказал старший. – Вытащили? Тогда рубим!
        Подождав, пока лодки погрузились до бортов, они разобрали вещи, выстроились гуськом и пошли вдоль берега в сторону гор, стараясь обходить заросли колючей ежевики. Три дня назад их пытались высадить на пустынном побережье Сандора, но едва смогли уйти от появившихся боевых кораблей. Здесь тоже можно было встретить боевые суда, но из-за камней в тёмное время у сотхемского побережья никто не плавал.
        По берегу шли два дня, пока не обнаружили в предгорьях широкую полосу редколесья, куда и свернули. Ещё два дня шли тем же путём, каким в своё время к побережью пробирался отряд диверсантов, а потом сверились с картой и повернули на запад, к границе с Сандором. Им повезло в том, что участок границы охранялся не всем пограничным полком, а только сотней кавалеристов, которые дежурили посменно. Остальных направили к границе недалеко от столицы герцога, обследовать, насколько проходима местность, на которой несколько лет назад выгорел лесной массив. И всё-таки они едва не попались, но вовремя увидели разъезды и смогли отойти.
        – Границу будем переходить ночью, – решил старший. – Днём можем нарваться на охрану. Бежать будем всю ночь, так что сейчас отдыхайте и отсыпайтесь впрок.
        Бежать ночью по лесу, пусть он редкий и светит полная луна, – тяжёлое занятие даже для тренированных мужчин, но они справились, пробежав к утру всю полосу пограничного леса до дороги на Борск.
        – Здесь разделимся на двойки, – сказал старший. – Уходит первая двойка, через две свечи – вторая, и столько же должна выждать третья. Вы двое идёте первыми, удачи!
        Сорг шёл во второй двойке. Выждав положенное время, они с напарником поменяли одежду и вышли на тракт. Пока дорога шла от базы пограничного полка, никого не встретили, и только за второй деревней дорогу начали оживлять путники и редкие в это время крестьянские возы. Наконец решили рискнуть пообщаться с местными.
        – Дед, не подбросишь до города? – спросил Сорг старика, правившего флегматичным, но на вид сильным конём.
        – Садитесь, подброшу, – отозвался возница. – Ты смешно говоришь. Откуда будешь?
        – Из Дюже, – ответил Сорг. – Воевал за ваших соседей, там и поранили. Армия ждать не стала, теперь вот добираемся сами.
        – Понятно, – согласился старик. – У вас в Дюже завсегда язык ломают.
        – А как нам с другом проще добраться до Ордага? – спросил Сорг. – Когда шли сюда, нам было не до того, чтобы запоминать дорогу. Или не знаешь?
        – Почему не знаю? – удивился старик. – Здесь вам любой подскажет дорогу. Проедете город, а потом полдня трактом в сторону от границы. Там от тракта на запад отходит дорога. В том месте она одна, не заплутаете. Вот этой дорогой нужно идти до самого конца. Пешком дойдёте за пять дней, а если достанете в городе коней, уложитесь в три.
        Они слушали словоохотливого старика почти до самого  Борска, потом напарник Сорга уколол его иглой в шею и перехватил вожжи. Тело отнесли в сторону от дороги и забросали листвой. При осмотре воза выяснилось, что старик вёз продукты, видимо, на городской рынок.
        – Нам их хватит, чтобы проехать половину королевства, – сказал Сорг. – Давай не будем задерживаться в городе. Чем дальше от границы, тем меньше привлечём внимания своим говором. Нужно тренироваться: до Ордага мы с тобой должны избавиться от акцента.
        Они не знали, платят ли здесь за въезд в город, поэтому ненадолго остановились и пропустили впереди себя другой воз, в котором ехала крестьянская семья. Крестьяне въехали в ворота, не заинтересовав двух скучавших стражников. Ревнители сделали так же и проехали город до ворот, от которых начинался тракт. Нужный поворот нашли без труда. Дорога была сухая и почти без колеи, поэтому ехать было бы приятно, если бы не донимал скрип колёс. Четыре дня пути прошли спокойно. Они проехали мимо двух городов и трёх деревень, никуда не заезжая. А недалеко от столицы герцогства их попытались ограбить. Вряд ли это были настоящие разбойники, скорее, возвращавшиеся домой с заработков мужики на свою беду решили, что обобрать возчиков будет делом лёгким и прибыльным. Вдоль тракта рос лес, поэтому их тела отнесли в него, после чего продолжили путь.
        В Ордаге стража почему-то потребовала плату за въезд. Сорг отдал серебряную монету и, к своему удивлению, получил от стражника целую жменю меди и выговор за то, что не приготовил деньги помельче. Въехав в город, шпионы спросили, где находится рынок, получили в ответ разъяснение, что в Ордаге их четыре, и подробный рассказ, как добраться до ближайшего. Они всю дорогу пытались исправить ошибки в произношении, поэтому сейчас говорили почти как местные. У каждого был набитый золотом пояс, а в котомках лежало немало серебра, поэтому не стали связываться с продажей воза, а просто подогнали его на рынке к другим и оставили. В центр города не пошли, а устроились на постоялом дворе недалеко от рынка. Их задачей было прижиться в Ордаге и разузнать всё, что можно, о войске герцога и особенно о его оружии. Прежде чем покупать дом, решили немного освоиться в городе, для чего целыми днями ходили по трактирам и слушали разговоры. Здесь узнали о военных лагерях за новым городом и услышали, что оружие туда привозят из какого-то замка. Лагеря, новый город и дворец герцога – всё это было на другом конце города, поэтому они рассчитались за постой, взяли экипаж и переехали поближе к нужным воротам. Новый постоялый двор оказался приличнее того, на котором жили раньше. На нём останавливались даже дворяне, поэтому сразу же поменяли одежду на более приличную. Поблизости оказался весёлый дом, посещением которого остались очень довольны.
        – Начнём, с лагерей? – спросил напарник, когда стали обсуждать план дальнейших действий.
        – Они стоят вдоль тракта, – задумался Сорг. – Скорее всего, их хорошо охраняют, но никто не станет останавливать путников на тракте, если они не задерживаются и не вызывают подозрения. Для начала нам нужно просто проехаться и посмотреть. Если оружие везут издалека, то, наверное, это делают по тракту. Надо найти места, где с тракта в лагеря отходят дороги, и издали понаблюдать. После разгрузки обоз рано или поздно повернёт обратно, тогда и проследим дорогу.
        – Плохой план, – не согласился напарник. – Поехать посмотреть, конечно, нужно, а ждать целыми днями... Ещё не лето, и мы там ночью околеем, да и неохота терять столько времени. И не так легко проследить обоз.
        – Что ты предлагаешь?
        – Нужно захватить кого-нибудь из солдат и допросить. Уж место расположения этого замка мы у него узнаем, а заодно и об охране лагерей. Вряд ли это такая уж тайна.
        Для короткой поездки лошадей покупать не стали, взяли их у хозяина постоялого двора, включив эту услугу в общий счёт. Выехали за ворота и довольно долго ехали через новый город, который показался большой деревней. Пока ехали мимо лагерей, трижды встречали конные отряды, но всадники не обратили внимания на проезжавших по тракту дворян. Доехав до конца, выждали, чтобы сменились разъезды, после чего вернулись в город.
        – Ты был прав, – сказал Сорг напарнику. – Негде там устраиваться для наблюдений. Захватим солдата, но сначала нужно купить дом.
        Сделать это оказалось неожиданно тяжело. Дома на продажу были, но большие, на которые пришлось бы потратить всё золото. У каждого в обуви были зашиты драгоценные камни, но они не знали, сколько предстоит здесь прожить и какие будут траты, и не хотелось привлекать к себе внимание, покупая особняк. Наконец нашли небольшой дом, который купили, не торгуясь. Солдата захватили простым способом. Походили по трактирам, пока не наткнулись на одного из тех, кто ходил в увольнение ради выпивки, и помогли ему дойти до нужной кондиции. Изображая друзей выпивохи, бережно вывели его из трактира, взяли экипаж и отвезли в свой дом. В нём был глубокий подвал, который гасил крики протрезвевшего к утру бедолаги. Из него вытянули намного больше того, на что рассчитывали, и, довольные, ночью зарыли тело на заднем дворе.
        – Не будет вонять? – спросил напарник, утаптывая землю. – Может, вырыть яму поглубже?
        – Пусть воняет, – сплюнул Сорг. – Нам не стоит здесь задерживаться. И место неудачное, и дом дрянной, и соседи слишком любопытные. Сегодня же нужно купить лошадей и продукты, а в ночь выедем морским трактом к замку. Похоже, что это именно то, что нам нужно.

        Главы 39-40   http://www.proza.ru/2017/07/27/1163