23 глава. Художественная деталь

Элла Лякишева
         Иллюстрация из интернета

                Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
                Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

       ПОЭТИЧЕСКИЙ  ЯЗЫК  (продолжение)
 
       Обратите особое внимание на ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕТАЛЬ – подробности портрета, пейзажа, интерьера и т.п., использованные автором, чтобы намекнуть  на то, что именно является самым важным в герое, явлении, или чтобы подчеркнуть своё отношение  к нему.  Примеры: обломовский халат в романе И.Гончарова "Обломов", шинель Очумелова в рассказе А.Чехова "Хамелеон...

  Если мы видим изображение отвлечённого понятия в виде конкретного образа — это уже АЛЛЕГОРИЯ. Её ещё называют образным иносказанием.  Особенно часто она используется в баснях, где лиса стала аллегорией хитрости, заяц — трусости, осёл — глупости  и т.п.

   Пушкинский Арион — аллегория свободного творчества.
«Синяя птица»  Андрея Макаревича  стала не только популярной песней, но и аллегорией  удачи.

      Тесно примыкает к метафоре ещё один художественный приём — ПЕРИФРАЗ (перифраза). Литературоведы  до сих пор не договорились, что правильнее, поэтому свой вариант выбирайте сами.

  Это описательный оборот в форме иносказания, заменяющий конкретное название. Мы редко употребляем его в обычной речи, зато он любим начинающими журналистами и ораторами, в речи которых встретишь: «чёрное золото» (нефть), «голубые экраны» (телевидение) и т.п.

 Строится перифраз на основе развёрнутой метафоры и включает в описание наиболее существенные или  заметные черты, усиливая  выразительность и экспрессию образа.
   
   Например, у А.Пушкина: «забав и роскоши дитя» - это, конечно, Евгений Онегин,
                ***
                ...пустынный уголок,
                Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... – это деревня.
               
   Перифраз был популярен у поэтов «серебряного века», часто использовался символистами с их любовью к «таинственным намёкам». Вот как  К.Бальмонт описывает любовь:
                Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу,
                Как поймать её — я знаю, но другим не расскажу.
 
     К перифразу обращались футуристы, особенно в популярных стихотворениях-загадках. Вот одна из них:

И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.

   Вряд ли вы догадаетесь, что  зашифровал здесь Маяковский. А это  означает, что погасли лампочки в театре перед  началом спектакля и ложи заполнились публикой.

    Не путайте перифраз с парафразом! Парафраз (парафраза) (от греч. «перетолкование») – это простой пересказ, переложение текста другими словами. Простейший пример – школьное изложение.   

        Разновидность перифраза — ЭВФЕМИЗМЫ, заменяющие слова, употребление которых для автора нежелательно (по разным причинам). Пример: вместо «врёт» мы говорим «придумывает». Или «преувеличивает» вместо «хвастается».

    В своих последних стихах А.Твардовский старается избегать слова  «смерть». Он пишет:

Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час
Готовым быть к отлёту.

   ГИПЕРБОЛА (от греч. «hyperbole» - преувеличение) и  ЛИТОТА (от греч. «litotes» -  преуменьшение), казалось бы, противоречат законам реальной жизни, но когда они  появляются в тексте – удивительно! – их  воспринимают  не как обман, но как факт действительности — только не обычной, а  художественной, для которой главное не соответствие истине, но воздействие на чувства.

   Вот как описывает Н.Некрасов русскую крестьянку, любуясь и восхищаясь ею:

Пройдёт — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублём подарит!
                ***
Я  видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна.

   В первобытную эпоху  человек гиперболизировал непонятные ему грозные силы природы, хотел видеть героя непобедимым, поэтому гипербола – обычный приём мифологии.

  Мы употребляем гиперболы в речи, даже не задумываясь: «век не забуду», «ума палата», «семь пятниц на неделе».  В поэзии средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает  чувства, например, Маяковский:
                В сто сорок солнц закат пылал.    

Многие авторские гиперболы стали крылатыми выражениями:
                Ах! Злые языки страшнее пистолета!
                ………………
                Сто раз вам повторять!
                …………….
                Мильон  терзаний!      (А.Грибоедов «Горе от ума»)

     Разновидность гиперболы – МЕЙОЗИС, намеренное уничижение, вызывающее комический эффект контрастом между гиперболической формой и ничтожностью содержания, как в известных детских стихах К.Чуковского:   

Вдруг из подворотни –
Страшный великан!
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, таракан,
Тараканище!

   ЛИТОТУ называют «обратной  гиперболой», вы увидите её в таких  сказочных образах, как «мальчик-с-пальчик», «дюймовочка». У  Н.Некрасова это всем известный «мужичок с ноготок».

    Заканчивая этот раздел, добавлю, что к  средствам художественной выразительности относятся также  суффиксы и приставки, которыми так богат русский язык. Они во много раз увеличивают экспрессивные возможности  поэтического языка. Прочитаем строки из поэмы Н.Некрасова «Орина, мать солдатская»:   

Да недолги были радости.
Воротился сын больнёхонек,
Ночью кашель бьёт солдатика,
Белый плат в крови мокрёхонек...

   Как проникновенно уменьшительные суффиксы передают трепетное отношение матери-крестьянки к сыну, вернувшемуся с солдатчины!

   Использование суффиксов дало возможность В.Маяковскому  построить антитезу в поэме «Облако в штанах»:
                Я думал — ты всесильный божище,
                А ты недоучка, крохотный божик.

   Не забывайте о стилистической окраске слова. Различают
 
разговорные(вертлявый, кутерьма, зевака, халтура, невзначай, хныкать...),

   просторечные слова (валандаться, очухаться,лоботряс, сдуреть, спятить...),

     диалектизмы (кочет, пимы, рям, гуторить, стайка (помещение для скота),

       канцеляризмы (вышеуказанный, нижеподписавшийся),
 
         профессионализмы (мольберт, пуанты, гуашь, гаммы), 

           научные термины (фиксаж, орфография, фонетика, морфема),

             народно-поэтические (горюшко, девица, лазоревый, кручина),
 
               книжные (низвергнуть, бренный, страждущий, треволнение),
 
                высокие (гордыня, торжество, пафос, возгореться),

                возвышенно-поэтичские (златокудрый, сладкогласный, лобзать),
 
                эмоционально окрашенные (лучезарный, пресловутый),
   
                намеренно сниженные (шушукаться, показуха),
   
                грубые (балда, прохвост, брехня, плюгавый),
 
                жаргонные слова (жаргонизмы, арго, сленг)
                (блатной, тюремный, молодёжный, спортивный)
 
    Помимо этих групп, важнейшей особенностью  языка является его эмоциональная окраска. Об этой особенности речи – стихи Я.Козловского:

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

     Русский язык, как никакой другой в мире, богат синонимами. Прислушайтесь к их  звучанию в рядах (просторечная лексика, общеупотребительная, высокого стиля):

                гляделки — глаза — очи, 
                лопать —     есть —   вкушать,
                тащиться — идти —  шествовать .

   Различие очевидно, каждое слово показывает отношение автора,и нужно лишь суметь правильно выбрать нужный синоним. 
 
 
        Следующий раздел этой главы посвящен второй группе художественных средств, с помощью которых рождается Поэтический образ. Это особые способы построения предложений – синтаксические (стилистические) фигуры речи.

               Продолжение на:  http://www.proza.ru/2017/10/03/2020