Он всегда со мной

Анатолий Медведев 2
               

Солнечное утро второго дня августа выдалось на редкость погожим. На небе не тучки, как будто  сама природа боялась испортить праздник отчаянным ребятам, которые наполняли парк группами и в одиночку. Голубые береты, крепкие тела в тельняшках на сегодня главная достопримечательность городского парка.
- Он меня в челюсть, а  я ему - блок, и ножкой, как приложился!- Молоденький парнишка, уже принявший «соточку», рассказывал своему товарищу о своих похождениях.
- Да подожди ты со своею ногой, - остановил его тот. – Смотри – Михалыч с ветеранами идут.
По аллее парка шла группа людей – это были «Афганцы», ребята, которых когда то принято было называть воины – интернационалисты. Среди них Иван Михайлович Филимонов, человек в городе известный, уважаемый как простым людом, так и чинами сверху.
- Вот бы кого послушать, а ты ногой…Два ордена Красной Звезды! Да что там говорить – живая легенда!
- Согласен, и подписываюсь под каждой, тобою сказанной, буквой, - молодые ребята, подхватили пакеты с земли, заспешили присоединиться к ветеранам. – Михалыч, принимай пополнение, с серьёзным боезапасом, - они встряхнули пакеты: звон бутылочного стекла подтвердил правоту сказанного.
- Здорово парни! – Иван Михайлович обнялся с ними по очереди. – С праздником! А погодка то, а…всё для десантуры. – Он присел возле столетней липы. – Располагаемся, здесь наше место дислакации.
Расстелили ковёр, выложили на него всё, что нужно для мужского общения: вино и закуску. Разлили из армейской фляжки водку по стаканам.
- За ВДВ! « Никто, кроме нас!»- Осушить стаканы до дна! – Команда с удовольствием была выполнена. – А сейчас, за наших «братанов», за тех, кто лежит в сырой земле, за погибших. – Выпили, помолчали какое – то время. – С праздником ещё раз братишки!- Алкоголь потихонечку делал своё дело: пошли разговоры, послышался смех.
- Михалыч, расскажи про "Афган," - попросила его присоединившаяся молодёжь.
- Да ладно ребята, чего про него трёкать: война – она и есть война. Хотя, и там, тоже, жизнь кипела кипятком, молодые были, со всеми отсюда, вытекающими последствиями, - шутил Иван. А рассказать…расскажу о друге своём, Лёшке Кузнецове, земля ему пухом. Такого друга, не сыскать во всём белом свете. Он мне жизнь спасал не раз: и живой, и мёртвый. Туманно излагаю? А вот слушайте. Верить никого не заставляю, кто под смертью ходил, тот не услышит в моём рассказе фальши.
Познакомились мы с Лёхой в Кандагаре. Я после «учебки»- он тоже. Я боксом занимался на гражданке – первый разряд, Лёха – КМС – мастер значит. Сперва, чуть не подрались, оба с гонором. А потом - не разлей вода. Ох, и творили мы с ним делов, но это к делу не относится, об этом только шёпотом можно. И вот, как то один раз, были мы на зачистке кишлака. Миномёт поработал с этой стороны, ну мы и наводили здесь порядок. Заходим мы с Лёшкой во двор к Афганцу старому. Тот Аллахом клянётся – оружия нет, «шурави любит»- по - русски лепечет – понять можно. Мальчишка при нём, лет двенадцати, а то и моложе, глаза ясные, весёлый такой. Я ему ещё конфетку дал, потрепал волосы – ребёнок же. Прошмонал двор, Лёха в жилище пошёл. И только я к выходу – над головой у меня очередь. Оборачиваюсь – Лёшка у пацана этого, автомат из рук рвёт. Подскочил я, мальчишка на полу уже, голову руками закрыл, думает - бить будут. На долю секунды опередил его дружок мой, успел поднять ствол, очередь вверх ушла. Лежать бы мне на этом дворике, в кровавой лужице – сто процентов, если бы не Лёха. Я как пошёл к выходу, малец этот, автомат откуда то выудил, видать, скрадок у них был во дворе. Ну и мне в спину – получи за всё хорошее. Как уж, Лёха умудрился меня спасти, не понимаю, он же внутри жилища был. Он потом рассказывал, что ему показалось – застонал я – он и "ломанулся" во двор, а там мальчик меня расстреливать собрался.
Ну, что ты с ним делать будешь мальчишкой: зажался в углу, исподлобья, волчонком смотрит. Махнул я рукой, пошли Лёха.
Столько ещё было у нас всякого - разного. Меня дважды штопали в госпитале, а на Лёшке ни царапинки, думали - в рубашке родился. Ошибались: первым улетел дружок мой на родину в "чёрном тюльпане". неделю не дожил до дембеля: я тогда в карауле был, а он на сопровождении колонны - попали в засаду к "духам". Маленькая дырочка во лбу, и всё - нет моего лучшего друга Лёшки. Я ревел не стесняясь ребят, грыз землю зубами - спиртом отпаивали.
После демобилизации, дома, отдышался немного и в Челябинск, к нему на могилу. Поставили с ребятами памятник - всё по чести.
А тут уже и девяностые нагрянули. сказал бы нам кто в "Афгане", что распадётся наш великий, нерушимый Советский Союз, как карточный домик - портянками бы закидали. И пошла потеха: народ нищал, единицы богатели. Заправляла всем "братва"- криминал. Ну и мы, "Афганцы" тоже, кучковались, как то надо выживать. Чего греха таить, много чем занимались: и "коммерсов"крышевали, и оборзевших на изжогу ставили. Думаю, побаивались нас, потому и уважали. Но бывало, что наши интересы не совпадали с интересами других - стрелять приходилось.
Был у нас в ту пору "авторитет", кликуха - "Лютый". Беспредельщик, каких поискать. Случилась у нас с ним "непонятка"- забили "стрелку".
Подъезжаем на пустырь: справа кустарник, слева - здание заброшенное. Стоят три машины, бригада "Лютого"- нас ждут. Мы из тачки выходим - стволы при нас. И тут, возле большого куста, вижу я знакомую фигуру - Лёха! А он мне пальцем на крышу здания показывает. Рванулся я к нему - нет никого, тоько куст на ветру покачивается. Глаза на здание поднял - на верху блеснуло - оптика, значит "кукушка"к работе готовится. Я парням шепнул - "снайпер на крыше. Стойте здесь, я его достану."Зашёл сзади и взял его под белы рученьки. Тот раскололся сразу: чемпионом республики по пулевой стрельбе оказался. Кушать то всем хочется, ну, он и прибился к "бригаде" "Лютого,"киллером в штате у них числился. Задача у него была поставлена - "валить"нас всех до единого. Так бы и было: позиция у него удобная, а при его квалификации - никто бы из нас со стрелки живым не ушёл. Убивать не стали, здоровье, только, да прыть поубавили. После такого внушения стрелять уже никогда не потянет.
Как это объяснить, а только, от смерти нас Лёшка, тогда, всех уберёг.
Года бегут, всё меняется, переболела страна и всё стало налаживаться. Я семьёй обзавёлся: жена Иринушка, сына - Алексеем назвал. Тут, совсем недавно:  надо было на рынок съездить, а тачка моя на ремонте. Сосед с племянником как раз куда то ехать собирались - спешили. Я говорю - "меня прихватите, вам всё равно по пути."Те - не против, только мол поспешай, через минуту не выйдешь - уедем - дела срочные. Я быстренько собрался - лечу по лестнице. Смотрю - на площадке Лёшка стоит! По губам понял - говорит - "Не ходи." Я глаза протёр - что со мной - никого! На улицу вышел - сосед уже уехал - не дождался. А вечером узнаю - разбились они. На обгон пошли, и прямо на встречу гружёный "Камаз."Машина в гармошку и два трупа, а было бы три, если б не мой погибший друг.
Вот так вот ребята, вот такая наша крепкая армейская дружба. Я знаю - он всегда со мной, друг мой - Лёшка Кузнецов.

- Давай парни гитару, споём нашу. Появилась старая, в царапинах гитара, зазвенели струны и пошла песня:

-Забывается всё, жизнь, как белая, снежная замять,
эхо новых событий звучит по огромной стране.
Не забудет лишь тот, кому врезалась в память,               
кто рассветы встречал на далёкой,"Афганской"войне

Голоса крепчали, усиливались, наверное потому, что рядом, незримо стояли и подпевали погибшие друзья. А песня поднималась над парком, устремляясь в голубое небо. И пелось в ней о братстве десанта, о силе и мужестве, о долге и чести, о ратном подвиге позабытых героев исчезнувшей страны.